Арендованный персонал в в складской логистике. Взгляд профессионала
Многие руководители логистических компаний отмечают, что находить штатный персонал для своих компаний становится все сложнее. Проблемы с поиском работников в Подмосковье, усилившаяся конкуренция за персонал среди логистических компаний, сильная текучка кадров ставят под угрозу срыва выполнение обязательств перед клиентами. Такие компании, как «Монблан», FM Logistic, НЛК, DHL, успешно вышли из этой ситуации, воспользовавшись услугами аутсорсинговых компаний и пригласив на свой склад арендованных работников. Но многие представители логистического сообщества пока относятся к такому решению проблемы с недоверием. Может ли арендованный персонал быть лучше, чем штатный?
На этот и многие другие вопросы о возможностях лизинга персонала мы попросили ответить директора по развитию аутсорсинговой компании «СТС Групп» Николая Рыжкова и заместителя начальника склада по персоналу компании «Монблан» Николая Звездина.
Что из себя представляет лизинг персонала, в каких случаях он используется за рубежом и в нашей стране?
Н.Р.: Аренда персонала, иначе говоря, лизинг, представляет собой форму временного или срочного привлечения работников со стороны. По сути, это услуга, при которой одна компания предоставляет для работы персонал, оформленный у себя, другой компании в аренду.
Наибольшее распространение как на Западе, так и в России получил лизинг такого персонала, как секретари, IT-специалисты, охранники, бухгалтеры, кухонные работники, а также различные сотрудники, не являющиеся основными или профильными для компании. Прежде всего этой услугой пользуются те компании, которым необходим временный или специфичный персонал. Также бывает, что компания попросту не может взять на работу новую штатную единицу – в таком случае она может привлечь сотрудника по гражданскому договору через компанию-лизингодателя. Но в целом можно отметить, что на западе лизинг персонала широко используется практически во всех отраслях бизнеса.
В нашей стране он получил широкое распространение в сетевой розничной торговле, на производствах и особенно в складской логистике. Связано это с тем, что для компаний становится выгоднее привлекать персонал в лизинг, чем использовать свой штатный персонал. Именно в этих сферах бизнеса оказывает услуги компания «СТС-Групп». Статистика показывает, что с каждым годом количество обращений клиентов за нашими услугами увеличивается в геометрической прогрессии. В развитых странах в средней компании процентное соотношение лизингового персонала к общей численности может достигать 90%. Безусловно, этот рынок имеет огромные перспективы развития и у нас в стране.
В чем состоят основные преимущества временного найма персонала для работодателя и работника?
Н.Р.: Они очевидны и обоюдны для всех участников этого процесса. Остановимся сначала на тех выгодах, которые получает компания – заказчик услуг. Это освобождение службы персонала компании от непродуктивной административно-бумажной работы, связанной с оформлением сотрудников, уменьшение объемов кадрового делопроизводства; исключение материальных и временны’х затрат на подбор персонала, уход от юридической ответственности перед сотрудниками и рисков, связанных с выплатой компенсаций в случае их увольнения или травматизма на производстве; возможность неограниченное количество раз менять работников, если они не подходят по тем или иным причинам, отсутствие простоев в случае, когда работник заболел или ушел в отпуск (по контракту лизингодатель обязан заменить его другим работником на это время). Кроме того, лизингодатель принимает на себя ответственность по поддержанию трудовой дисциплины сотрудников, следит за своевременным выходом на смены, аккуратным внешним видом, строгим соблюдением субординации и распорядка рабочего времени. Этой работой круглосуточно занимается штат профессиональных бригадиров и менеджеров проекта, предоставляемый компанией-лизингодателем. Лизинг персонала позволяет использовать труд людей тогда, когда он нужен, и в строго необходимом объеме, при этом лизингодатель несет полную материальную ответственность за действия своих работников.
Особенно важное значение лизинг имеет для эффективной работы складcкого хозяйства. В зависимости от размера организации в период незапланированных авральных работ потребности в дополнительном персонале склада могут возрастать на 10–60 человек в смену. Временные работники являются единственным выходом в такой ситуации, поскольку, во-первых, вводить в штат новые единицы на период пиковых нагрузок, а это обычно 1–2 месяца, нецелесообразно, а во-вторых, кадровая служба, вероятнее всего, и не сможет это сделать за короткий период, который предшествует неожиданному его началу.
Более того, если в обычном рабочем процессе линейные руководители склада должны терять лишнее время, донося свои распоряжения до всего персонала, то в случае лизинга персонала по схеме, предлагаемой «СТС Групп», это сделает бригадир. Достаточно давать указания только ему, через бригадира также удобно корректировать деятельность всей бригады. Поскольку объемы работ и соответственно количество выполняющих их людей зачастую зависят от прибытия транспорта, который периодически задерживается, например, на таможне, у лизинга появляется еще один весомый «плюс»: количество заказанных накануне работников можно менять, что позволяет избежать простоя лишних людей.
Н.З.: В основном на нашем складе нужны грузчики, комплектовщики, упаковщики, а это тяжелая работа, требующая физической силы. Мы применяем вахтовый метод, но бывают периоды, когда кто-то не хочет работать. То весной едут картошку сажать, а осенью убирать, зимой тоже возникают проблемы, например, кто-то заболевает. Делопроизводители работают, на рекламу тратятся огромные деньги – но результат всегда один и тот же, негативный. Поэтому сначала мы попросили региональные агентства предоставить нам персонал. Но агентства тоже работают не бесплатно, а потом людям нужны общежития, транспорт, обеды – это все тоже расходы.
В итоге пришли к тому, что будет лучше взять персонал в аренду, и пусть всеми проблемами занимаются другие, а мы будем только предоставлять работу. Оказалось, что это и выгоднее, и правильнее. У меня есть костяк постоянных работников, но львиную часть работ выполняет аутсорсинговая компания. И теперь не надо забивать себе голову весной, зимой попытками угадать, когда вахтовики захотят остаться дома на сбор урожая, и проблемой, где взять им замену.
Зная объем работ на вечер, на ночь, на день-два вперед, мы можем спланировать то количество работников, которое справится с объемом предстоящих операций. Когда у заказчика стартует акция или новый клиент подписал договор – звоним и заказываем еще людей. Это очень важно, когда ты можешь уменьшать или увеличивать количество работников в зависимости от своих потребностей. А если объем работ незначителен, со штатными рабочими что делать? При простоях или неполной занятости, когда для них нет работы, возникал отток персонала. Время, потраченное на обучение, налаженные отношения, опыт – все потеряно. С аутсорсингом все по-другому: у лизинговой компании очень много клиентов со складами и всегда есть место, куда направить каждого человека.
Н.Р.: Действительно, зачастую рабочие склада – контингент не самый дисциплинированный. Часто получается, что в штате оформлены люди, на них производят социальные отчисления, но прогулы, больничные, отпуска следуют один за другим, идут и жалобы от руководителя склада по поводу низкой работоспособности, некорректной речи или запаха алкоголя. Однако уволить работника непросто: на дни прогулов имеется больничный лист, а комиссия по трудовым спорам и суд нередко на стороне «оскорбленного». При лизинге персонала эти проблемы отпадают сами собой, поскольку для замены равноценным работником достаточно уведомить об этом лизингодателя.
Во время работ также случаются производственные травмы, что является «головной болью» для любой организации, особенно иностранной. Это влияет на имидж компании, влечет за собой значительные потери рабочего времени и финансов (штрафы, больничные и т. п.), причем в разбирательстве участвует прокуратура и иные государственные инстанции. Если случай произошел с привлеченным сотрудником, все исковые заявления автоматически передают исполнителю.
При таком количестве плюсов у лизинга наверняка есть хотя бы несколько минусов…
Н.Р.: Целесообразно отметить два основных недостатка лизинга персонала, которые для множества компаний, по их мнению, являются барьерами для активного применения этой новой услуги.
Первый – это кажущаяся дороговизна по сравнению со штатным персоналом. Рассмотрим следующий пример: Предположим, что средняя заработная плата работника склада при 8-часовом рабочем дне и пятидневной рабочей неделе составляет 15 000 руб. в месяц. «Чистая» зарплата работника на руки в данном случае составляет 13 274 руб. Расходы по содержанию данного работника в штате состоят из фонда заработной платы работника и налогов (34,2%), так что в целом они составляют для организации 20 130 руб. Стоимость часа услуг данного работника для организации с учетом оплачиваемого отпуска – 130,71 руб./ч. Примерная стоимость услуг работника склада, предоставляемого компанией «СТС Групп», – от 132,16 до 159,30 руб., включая НДС. Данная стоимость превышает расходы организации при содержании штатного работника на 1,1–21,9%. Однако услуги, оказываемые нашей компанией, облагаются НДС, и данная стоимость уже включает налог на добавленную стоимость 18%. Помимо этого клиент экономит на облегчении работы кадровой службы и делопроизводителей, а соответственно может обойтись меньшим количеством людей.
А какой реальный выигрыш получает работодатель при использовании лизинга?
Н.Р.: Для работодателя снижаются административные расходы на содержание персонала кадровой службы, линейных руководителей, которые нужны для обеспечения эффективного рабочего процесса, непредвиденные расходы по своим работникам, например, компенсации при их сокращении, расходы на отпуск. Возможны ситуации, когда работник наносит значительный материальный ущерб предприятию и не имеет возможности возместить его в короткий срок. Организации приходится содержать работника, который ей должен, ожидая возмещения ущерба, либо увольнять его, принимая ущерб на себя. При использовании лизинга персонала все эти расходы практически ликвидируются.
Кроме того, арендатор платит только за тот объем работ, который заемный персонал действительно выполнил. Вам не нужно содержать большой штат работников для возможности реагировать на изменение объемов работ. Вы привлекаете рабочую силу, когда она действительно нужна, и строго в том количестве, которое необходимо.
Работнику тоже часто выгодно работать по такой схеме. Он получает возможность приобрести опыт работы в крупнейших западных и российских организациях разного профиля деятельности с достаточно высоким уровнем и гибкую систему оплаты труда. Ему обеспечивается временная занятость при невозможности постоянного трудового графика; оформление происходит по трудовому или гражданско-правовому договору с последующей возможностью получить постоянную работу.
Как юридически оформляются эти услуги? Какие формы договоров и формы оплаты предусмотрены при лизинге?
Н.Р.: Так как в российском законодательстве лизинг персонала пока не регламентирован, наиболее распространенной формой в России являются договоры на возмездное оказание услуг, предметом которых являются услуги или работы, выполняемые предоставляемым персоналом. Существуют и другие формы – договоры аутстаффинга и договоры предоставления персонала, однако они вызывают множество вопросов у проверяющих органов в связи с несовершенством отечественного законодательства.
При лизинге персонала допускаются различные варианты оплаты услуг компаний. Возможна фиксированная ежемесячная плата за использование сотрудника, или оплата может быть сдельной. Однако чаще всего компании, предоставляющие персонал, предлагают почасовую оплату на предоставляемый персонал. Чаще всего в таком случае клиент производит оплату за фактически отработанное лизинговыми сотрудниками время по итогам отчетных периодов.
Н.З.: Когда мы только начали работать по аутсорсингу, нам предложили почасовую оплату. Но в этом случае человек может просидеть весь день, не выполняя свою работу. Он понимает, что свой оклад он получит в любом случае, а значит, исчезает стимул работать. Мы сели за стол переговоров с руководством «СТС Групп» и поняли, что человек будет работать только тогда, когда он будет получать деньги именно за работу. Есть цена коробки, есть норма, не выполняя которую он становится мне невыгоден, и всегда есть возможность собрать больше коробок и получить дополнительные деньги. Ты приехал зарабатывать – так зарабатывай! И люди реально стали больше работать, перестали тратить время на разговоры и перекуры. Всегда можно проследить конкретного человека через его терминал сбора данных или сканер и узнать время, которое он посвятил работе. В «СТС Групп» тоже отметили, что у них практически исчезла текучка, к ним стали тянуться люди. Но это очень понравилось и нам: у нас стали работать люди только с очень высокой квалификацией, которые к тому же знают наш склад назубок. Планы сбора коробок перевыполняются постоянно. Людей тоже все устраивает: они зарабатывают хорошие деньги, живут в общежитии.
Какую ответственность несет лизинговая компания, если квалификация работников не соответствует заявленной или они нарушают трудовую дисциплину? Кто и как решает конфликтные ситуации с работниками?
Н.Р.: В таком случае клиент вправе требовать от компании замены такого сотрудника. Более того, зачастую договором предусмотрены штрафные санкции для лизинговой компании в случае предоставления сотрудника, несоответствующего заявке или нарушающего трудовой распорядок, предусмотренный на объекте клиента.
Работодателем предоставляемых работников является лизинговая компания. Соответственно всю ответственность перед персоналом несет она. При возникновении конфликтных ситуаций с сотрудниками на помощь приходит значительный опыт работы компании с персоналом и строгое следование действующему законодательству. В любом случае компания-клиент всю ответственность перекладывает на своего партнера.