Круглый стол «Стоит ли брать на работу студента или стажера?»
Перед многими работодателями встаёт вопрос: стоит ли брать на работу студента или стажера? Что компания выиграет с его появлением, а что может потерять? Есть ли вообще необходимость в высшем образовании сегодня или это устаревшее требование работодателя? Эти вопросы мы задали нашим членам Альянса, и вот что получилось.
Андрей Смирнов, генеральный директор Агентства Таможенной Логистики, АСЕХ в Самарской и Ульяновской областях, уверен: «успех любой профессиональной деятельности складывается из трех слагаемых: образование + опыт практической работы + деловые связи. Первое слагаемое, подобно фундаменту, на котором в дальнейшем строится жизненная конструкция любого сотрудника».
Таким образом, вопрос получения образования и сегодня сохраняет свою актуальность. Действительно, в огромном количестве профессий необходимы знания, получаемые только в ВУЗах. Особенно важно качество полученного образования в таких сферах, как медицина, образование, право, прикладные науки. Что касается продаж и маркетинга, работодатель больше думает о личности, рыночном чувстве, гибкости и коммуникативных навыках, в то время как для бухгалтерского учета и IT-технологий, конечно, все больше полагаются на соответствующие навыки.
А как дела обстоят с логистикой? Достаточно ли для нашей сферы деятельности базовых школьных знаний, или же есть острая необходимость в углублённом изучении профессии? Ответы членов Альянса по этому вопросу поделились на два лагеря.
Так, например, Мария Москвичёва, генеральный директор Бюро Перевозок, АСЕХ в Ростове-на-Дону, никогда не требовала наличие высшего образования у кандидата. Для Марии, как для работодателя, важны в первую очередь личные качества, а не диплом. Она убеждена: «Главнейший навык человека – умение думать, анализировать, понимать ответственность. Этому не учат в институтах – это способность человека. В нашей компании есть два успешных примера логистов без специального образования: один из сотрудников ранее работал на стройке, другой – продавал диски в ТЦ. Поверьте, ребята стали очень сильными логистами!».
Действительно, логисту необходимы базовые знания в географии, английском языке, немного физики с математикой и, самое главное, необходимо быть уверенным пользователем ПК. Все эти знания можно получить из школьного курса, а при желании можно прибегнуть к специализированным курсам.
Ken Hui, генеральный директор Fans Trans, члена АСЕХ в Гонконге, выделяет как положительные, так и отрицательные стороны наличия высшего образования у сотрудников:
«Практически любому профессионалу своего дела необходимо высшее образование, т.к. сами клиенты сегодня стали более образованными и требовательными. Также, как правило, сотрудники с высшим образованием учатся быстрее. Но в то же время, они быстрее меняют место работы. Особенно это касается КНР, где экспедирование грузов не является той отраслью, в которой долго задерживаются настоящие таланты. Так, в компании Fans Trans почти все мои коллеги окончили «Университет уличного рынка».
Конечно же, человек без образования способен достичь определенных успехов. В конце концов, любому человеку может сопутствовать удача, или определенный успех может быть связан с удачным стечением обстоятельств. Например, когда он оказался в нужное время в нужном месте. Но сможет ли человек без образования достичь грандиозных успехов, а главное, удержать этот самый успех?
«Образование необходимо всегда, и на определенном карьерном этапе его наличие может стать решающим фактором», – считает Александр Ковалёв, менеджер по работе с клиентами АСЕХ Эстония.
Юлия Подпорина, руководитель отдела обучения и развития персонала службы доставки Boxberry, АСЕХ в Москве и Екатеринбурге, подтверждает данное утверждение: «У нас в Boxberry очень мало успешных руководителей или высококвалифицированных качественных работников без высшего образования».
Считается, что кандидаты с высшим образованием — это системные люди, они лучше воспринимают новую информацию и обладают широким кругозором. Этому способствует и тот факт, что человек с высшим образованием за время учебы в ВУЗе не только получал знания, а он также формировался в этот период как личность, встретил очень много умных начитанных и интересных людей (преподавателей и студентов). Также у выпускников ВУЗов развиты такие качества и навыки, как усидчивость, сдержанность, терпение, инициативность. Компании AGGL, АТЛ и РусТранс придерживается того же мнения, что большие перспективы и успех в работе ждут работника с высшим образованием, нежели без него.
Таким образом, большинство руководителей компаний выступают все же «за» наличие высшего образования у сотрудников. Но значит ли это, что они с таким же энтузиастом готовы взять на работу студентов, которые получают это образование прямо сейчас?
«Определенно, да!» – отвечает на этот вопрос Олег Дегтярев, генеральный директор компании РусТранс, члена АСЕХ в Москве, – «Я сам пришел в логистику будучи студентом. Учился на вечернем. За 17 лет в нашей компании мы вырастили несколько человек, которые также пришли студентами-вечерниками и стали первоклассными специалистами».
Как показывает практика, когда студент учится на вечернем отделении, у него есть возможность подрабатывать в дневное время. На заочном отделении, свободного времени еще больше, соответственно, появляется возможность работать полноценно. В то время как студента, способного совмещать обучение на очном отделении и работу, встретить крайне сложно. Он не сможет полноценно выполнять работу, если требуется присутствие в офисе полный рабочий день. Учитывая также работу в сфере транспорта, где очень важна оперативность, быстрая обработка информации, лучше брать студента из заочного отделения. Этот фактор является одним из решающих при приеме студента на работу. Так, например, исходя из собственного опыта Мария Москвичёва выбрала бы студента-заочника на профессию логиста. По ее мнению, «заочники – люди, привыкшие и к рабочему ритму, и к многозадачности».
Компания Boxberry давно работает с кандидатами-заочниками, а сейчас на рассмотрении находится вопрос трудоустройства студентов на частичную занятость, поскольку это отличная возможность вырастить себе сотрудников на перспективу.
Камран Алескеров, директор AGGL, члена АСЕХ в Баку, полагает, что каждый случай может быть индивидуальным, и рассказывает свой опыт найма студента:
«Мы брали на работу студента из очного отделения, что меня на начальном этапе смущало. Но этот студент нас удивил, совмещая учебу с работой и отдых с работой. Он сидел на лекциях и параллельно работал на компьютере. Проработав в нашей компании более 4 лет, он, по определенным личным обстоятельствам, покинул компанию. Спустя 2 года этот сотрудник был назначен исполнительным директором одной из транспортных компаний. И неудивительно, поскольку парень был очень способный.
«Я очень горжусь, что «слепил» из такого студента успешного директора уже в 25 лет»
На стадии завершения учебы студенты начинают осознавать необходимость освоить полученные знания в повседневной работе. Именно на этом этапе обучения студенты 3 или 4 курса уже обладают некоторыми базовыми знаниями (в области логистики это ИНКОТЕРМС, виды транспорта с их основными характеристиками, основы таможенного законодательства). Таких студентов и стремятся пригласить на практику руководители компаний.
«Ежегодно к нам на практику приходят студенты старших курсов и, если работа специалиста по внешнеэкономической деятельности оказывается по душе, потом остаются на постоянную работу. Каждое лето наш штат пополняется молодыми специалистами. Год 2020 исключением не стал: Анна Федорович успешно завершила обучение по специальности «Таможенное дело» в Поволжском государственном университете сервиса, а Яна Зимина пришла к нам после окончания Саратовского государственного университета», – комментирует Андрей Смирнов.
В китайской компании Fans Trans также периодически появляются стажеры из разных стран: Испании, Франции, России и многих других. Но поскольку они приезжают всего на 2-3 месяца, компания чаще делегирует им некоторые маркетинговые и рекламные работы, такие как поиск потенциальных клиентов по трафику, сегменту рынка, генерации лидов продаж и т.д. Студенту можно с легкостью поручить выполнение небольших задач, также есть возможность обучить молодого специалиста конкретным навыкам «под себя». Генеральный директор компании Ken Hui говорит, что их ожидания от найма студентов состоят в том, чтобы дать студенту возможность заработать некоторый опыт работы и позволить сотрудникам «проснуться» и снова почувствовать амбиции и энергию молодежи.
Таким образом, брать студента на работу – неплохой вариант для выполнения несложных обязанностей и разгрузки остального персонала. Но и ожидать от такого человека многого в этом случае не следует. Молодых специалистов надо «вести» по служебной лестнице, показывать им их перспективы, стимулировать финансово, чтобы в ответ получать от них отдачу в работе и должную лояльность к компании.
Плюсы от приема студентов на работу | Минусы от приема студентов на работу | ||
---|---|---|---|
Финансовая выгода: из-за того, что студент еще «зеленый», ему платят меньше | Время и внимание опытных коллег для их обучения из-за отсутствия опыта работы | ||
Нет жалоб на сверхурочную работу из-за желания идти вверх по карьерной лестнице | Высокая вероятность срыва дедлайнов из-за неумения совмещать учебу и работу | ||
Меньше стереотипов и отсутствие профессионального выгорания | Непостоянство в работе: многие студенты приходят лишь на практику | ||
Выполнение несложных обязанностей и разгрузка остального персонала | Отсутствие на рабочем месте во время учебы | ||
Возможность обучить молодого специалиста конкретным навыкам «под себя» | Оплачиваемый отпуск для сдачи сессии и зачетов |