Рынок погрузочной техники для склада: комментарии экспертов
В последние годы рынок подъемно-транспортного оборудования для склада в России испытывает значительные трудности, вызванные санкциями и давлением на экономику. Тем не менее, он постепенно восстанавливается, а поставщики этой техники продолжают активно работать и находить новые формы сотрудничества с клиентами. Журнал «СиТ» задал ведущим специалистам компаний-лидеров несколько вопросов относительно ситуации на рынке, актуальных направлений деятельности и новых моделей:
1. Какие тенденции имеют место в последние годы на российском рынке погрузочной техники для склада?
2. Какие направления бизнеса погрузочной техники сегодня наиболее актуальны и почему? Насколько важным для вашей компании является развитие дилерской сети?
3. Какие новинки ваша компания представила на рынке в этом (прошлом) году?
Алексей Оводов,
заместитель руководителя отдела продаж ООО «Сумитек Интернейшнл» – дилера компании Toyota Material Handling RUS в Северо-Западном и Южном федеральных округах
1. Заказчики все чаще обращают внимание на автоматизацию процессов и отказ от использования человеческой рабочей силы. Настолько, насколько это возможно, конечно. Также в складской логистике становится все более популярным применение литий-ионных батарей, и «Сумитек Интернейшнл» уже предлагает своим клиентам передовые решения в этой области, сотрудничая со всеми основными их производителями.
2. В локальные планы «Сумитек Интернейшнл» входит предлагать складскую технику Тоyota не только на продажу, но и для сдачи в аренду. И в этом году пройдет обновление и расширение арендного парка нашей техники, будет сделан упор на долгосрочные проекты. Для реализации этих планов в компании предусмотрены дополнительные вакансии, в отделе продаж внедрены современные методы стимуляции активности на базе CRM-online, а также оптимальная система мотивации.
3. Сегодня мы можем похвастаться новым продуктом Тоyota – погрузчиками с гидростатической трансмиссией. Мы уже отгрузили несколько единиц этой техники клиенту, опередив конкурентов. Также нашей компанией внедряются проекты беспилотных штабелеров, и у Тоyota есть интересные решения в этой области.
Алсу Васильева,
руководитель департамента продаж подъемно-транспортного оборудования ИСТК
1. В 2018 г. рынок складской недвижимости вырос и увеличился спрос на складские машины, но ввоз техники сдерживался введением утилизационного сбора и падением курса рубля. Компания ИСТК практически сохранила уровень продаж, серьезного роста не произошло за счет того, что указанные выше причины сильно повлияли на объем реализации низкоуровневых машин.
2. В последние годы наблюдается изменение структуры бизнеса, интенсивно развивается направление аренды. Арендатор может управлять парком техники в соответствии с сезонными нагрузками на склад и снимает с себя всякие заботы по поддержанию его в рабочем состоянии.
Компания ИСТК имеет сеть филиалов и региональных дилеров, которые являются центрами продаж и технической поддержки. Планы расширения дилерской сети связаны с развитием и улучшением сервисного обслуживания.
3. В 2017–2018 гг. ИСТК представила новую линейку высокоуровневых комплектовщиков Unicarriers с высотой подбора заказов до 12,1 м. Улучшение характеристик не повлияло на цены новых моделей в России. Результатом такого подхода стали несколько удачных проектов. Из проектов 2018 г. также хочется особо отметить выход Unicarriers в сотрудничестве с Soft Design на рынок AGV.
Ирина Кулешова,
руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «ШТИЛЛ Форклифттракс»
3. Компания STILL снова расширила свой ассортимент продуктов новыми моделями палетоперевозчиков серии EXH-SF 20/25 и EXD-SF. Эти машины шириной всего 720 мм отличаются исключительно компактным эргономичным дизайном и оснащены уникальной платформой с пневматическим демпфированием. Модели EXH-SF с грузоподъемностью в 2500 кг и EXD-SF с грузоподъемностью 1000 кг при подъеме на вилах мачты и 1000 кг на базовом подъеме были разработаны для двухуровневых перемещений грузов и штабелирования на высоту до 2942 мм в зависимости от типа подъемных мачт.
Двухуровневый штабелер развивает скорость до 10 км/ч и использует систему динамического управления вождением STILL Dynamic Drive Control для автоматической настройки под массу груза и высоту подъема. Как только высота подъема достигает 1800 мм, EXD-SF переходит в режим низкой скорости для обеспечения безопасной работы. Для дополнительной безопасности и надежности двухуровневый штабелер может быть оборудован защитной решеткой для груза, благодаря чему боковые поручни остаются в выдвинутом положении при высоте подъема выше 1800 мм. Функция двухуровневой транспортировки груза позволяет EXD-SF обеспечить максимальную производительность во время погрузочно-разгрузочных работ с использованием рампы, а также в пункте приема товара и на складе.
Машины могут быть оборудованы либо свинцово-кислотными, либо литий-ионными батареями, в зависимости от профиля их использования.
Роман Гаркун,
генеральный директор ООО «Ноблелифт Москва»
1. В последние годы наблюдается тенденция перехода складской техники на литий-ионные аккумуляторные батареи, что существенно снижает время зарядки и увеличивает время работы складской техники. Эти источники питания также не нуждаются в отдельных зарядных комнатах на складе и на производстве.
2. На данный момент востребована аренда техники, кроме того, наша компания предоставляет складскую технику для тест-драйвов на складе клиента. В ближайшее время также будет востребовано такое направление, как «трейд-ин». Мы предлагаем взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество компаниям, которые, как и мы, ценят свою репутацию, финансовую безопасность и уверенность в завтрашнем дне.
Развитие дилерской сети для нас актуально. У нас есть программа по развитию дилеров в регионах, консультирование и т.п.
3. Intelligent Equipment Co. Ltd. – один из крупнейших мировых производителей полного спектра оборудования для решения складских и логистических задач. В прошлом году мы начали производство и поставку складской техники серии N. Одно из новшеств – это производство и поставка самоходных тележек PTE15N и PTE20N грузоподъемностью соответственно 1500 кг и 2000 кг со съемной литий-ионной батареей.
Самоходные тележки данной серии предназначены для грузоподъемных операций и могут быть использованы для перевозки палетированных грузов на последнем этапе доставки. Компактность конструкции и небольшой вес (123 кг) позволяют использовать их для работы на малых складах и в магазинах, на мезонинах, а также в кузовах автотранспортных средств и в лифтах.
Елена Грама,
директор по маркетингу компании «Азия МН»
1. C 2016 г. российский рынок погрузочной и складской техники переживает постоянный рост цен, в том числе из-за введения утилизационного сбора на технику. Потенциальные покупатели вынуждены искать среди поставщиков подъемно-транспортного оборудования наиболее привлекательные ценовые предложения, причем не в ущерб его качеству и техническим характеристикам. Наблюдается постепенное смещение спроса в сторону китайской погрузочной техники, цена которой на порядок привлекательнее, чем у аналогов европейского или японского производства.
2. На сегодняшний день не так много компаний, работающих на российском рынке погрузочной техники, которые предлагают весь комплекс услуг – продажу новой или б/у погрузочной техники, аренду, ремонт, поставки запасных частей и расходных материалов со склада. В основном сейчас компании стараются оптимизировать бизнес-процессы и сосредоточиваются на каком-то одном из перечисленных направлений. Для нашей компании все направления бизнеса, связанные с подъемно-транспортным и складским оборудованием, актуальны.
Если говорить об аренде, то это направление бизнеса всегда было, есть, и будет востребованным. Ситуации бывают разные у клиентов, которые обращаются к нам с запросом на аренду. Не всегда у компаний, деятельность которых связана с товарооборотом, в данный момент времени есть финансовая возможность приобрести новую или б/у погрузочную технику, но есть выход – аренда. Есть и такие компании, у которых бизнес не построен на постоянном хранении и обработке грузов, т.е. появилась временная потребность в обработке груза – они также обращаются к нам за арендой техники. Бывают ситуации, когда у предприятия есть финансовая возможность приобрести технику и достаточно серьезный грузооборот, но руководство предпочитает брать технику в аренду, что неудивительно. Дело в том, что при аренде погрузочной техники есть свои существенные плюсы. Во-первых, техника находится на обслуживании арендодателя (собственника техники), т.е. клиент обеспечен своевременным обслуживанием и постоянным контролем за технической исправностью техники, взятой им в аренду, соответственно, вероятность поломки и простоя техники, задержка обработки груза практически сводятся к нулю. Во-вторых, нет потребности в эксплуатации техники – ее сразу можно вернуть, а не решать вопрос, как ее продать.
Что касается такого бизнес-направления, как продажа б/у техники, то сегодня явно есть тенденция к его росту, и это связано с тем, что достаточно высокий уровень цен на новую технику лишает клиентов с небольшими финансовыми ресурсами возможности рассматривать его при приобретении погрузочной техники. Мы всегда стараемся донести своим клиентам мысль о том, что, приобретая технику с рук – у частника или перекупщиков, – вы получаете «кота в мешке». Вся б/у техника, предлагаемая со склада компаний, работающих на рынке складской техники не первый год, находится в исправном состоянии и продается клиенту с определенной гарантией.
Продажа запасных частей всегда была актуальным бизнес-направлением для нашей компании. Всем своим клиентам мы гарантируем оперативную поставку необходимых запасных частей и расходных материалов со склада на всю технику, которая ранее приобретена у нас или у наших дилеров. Сегодня мы наблюдаем рост продаж запасных частей и расходных материалов, который связан со многими внешними факторами: ранее проданный объем техники, большая часть которой сегодня уже не попадает под гарантийное обслуживание, нуждается в поддержании ее в рабочем состоянии. Владельцы погрузочной техники в процессе ее интенсивной эксплуатации сталкиваются с необходимостью приобретения запасных частей, потому что со временем одни комплектующие выходят из строя, а другие необходимо менять по регламенту производителя.
Но не все владельцы, эксплуатирующие погрузочную технику, имеют возможность обслуживать или ремонтировать ее. В таких случаях они обращаются к нам. Для нашей компании ремонт погрузочной техники, как направление бизнеса, также всегда будет актуальным. Помимо стационарных сервисных зон, которые есть у нас в каждом филиале, мы предлагаем нашим клиентам выездной сервис. Это позволяет оперативно реагировать на запросы клиентов и на месте эксплуатации производить обслуживание и ремонт погрузочной техники.
Развитие дилерской сети – это одна из основных стратегических задач в развитии нашей компании. И как уже было отмечено, сейчас при росте спроса на китайскую погрузочную технику мы, как эксклюзивный дистрибутор подъемно-транспортного оборудования HELI, заинтересованы в том, чтобы как можно больше потенциальных клиентов узнавали о нашей технике, которая в настоящее время может составить конкуренцию европейским и японскими аналогам. Грамотно построенная дилерская сеть – это не только продажа техники, но и оперативная поддержка ее владельцев, техническое обслуживание и своевременная поставка расходных материалов и запасных частей.
3. 2018 и 2019 гг. богаты на новинки, которые мы представили российскому потребителю на многочисленных выставках. Ассортиментная линейка подъемно-транспортного оборудования HELI пополнилась двумя новыми моделями электрических вилочных погрузчиков HELI EFG 261K n и HELI EFG 316/320 n с грузоподъемностью от 1,6 до 2 т, произведенными на заводе компании Jungheinrich в Китае совместно с компанией Anhui HELI Co и достаточно быстро завоевавшими интерес. Стоит отметить, что эти модели ничуть не уступают современным моделям электропогрузчиков Jungheinrich – как по надежности, так и по техническим параметрам они абсолютно конкурентоспособны. Еще одна новинка совместного производства Jungheinrich и HELI – ричтраки HELI ETV 114-120 n грузоподъемностью 1,4–2 т. Данные модели укомплектованы технологическим решением Jungheinrich – подъем/опускание и наклон вил с помощью джойстиковой системы управления Solo-Pilot, которая ранее применялась только на ричтраках европейского производства компании Jungheinrich. Новые автопогрузчики HELI CPCD 40-50 серии NEW H с грузоподъемностью 4–5 т были технически усовершенствованы, укомплектованы надежными дизельными двигателями, снижен уровень вибрации и шума, что значительно уменьшило физические нагрузки на оператора. Расширенный обзор зоны обработки груза, подрулевая система переключения передач, простота управления погрузчиком, эргономичное сиденье оператора создают оптимальную безопасность и комфортные условия для работы. Надежная улучшенная конструкция автопогрузчиков HELI серии NEW H обеспечивает им долгосрочную эксплуатацию при высоких нагрузках в процессе обработки грузов.