Тали электрические
Таль – это грузоподъемный механизм, смонтированный в одном корпусе с приводом. Тали предназначаются для подъема-опускания и горизонтального перемещения грузов по однорельсовому пути. Управление подъемом груза и перемещением талей – кнопочное. В зависимости от привода тали подразделяют на ручные и электрические.
Электрические тали выполняют в виде самостоятельных механизмов либо как часть механизмов однобалочных мостовых, козловых или консольных кранов. Использование этих устройств регламентировано Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00). В приложении 8 ПБ 10-382-00 приведена форма паспорта электрической тали. Основные разделы паспорта:
- Общие сведения.
- Основные технические данные и характеристики.
- Технические данные и характеристики сборочных узлов и деталей.
- Свидетельство о приемке (сертификат).
- Документация, поставляемая предприятием-изготовителем.
Тип талей | Грузоподъемность, т | Высота подъема, м | Скорость, м/с (м/мин) | |
---|---|---|---|---|
подъема | передвижения | |||
Канатные | ||||
общего назначения | 0,25; 0,5; 1; 2; 3,2; 5; 8; 12,5; 16 | 5; 6,3; 9; 12,5; 18; 20; 25; 32 | 0,125 (7,5); 0,2 (12); 0,25 (15) | 0,32 (19); 0,4 (24); 0,5 (30); 0,8 (48) |
взрывозащищенные | 0,5; 2; 5 | 0,125 (7,5) | ||
Цепные | 0,125; 0,25; 0,5; 1; 2 | 3,2; 5; 6,3; 9; 12 | 0,063 (3,8) |
На отдельных страницах организация, эксплуатирующая таль, регистрирует сведения о местонахождении тали, назначении инженерно-технических работников, ответственных за содержание тали в исправном состоянии, ремонте металлоконструкций и замене механизмов, каната (цепи), крюка и записывает результаты технического освидетельствования.
Электрические тали общего назначения (ГОСТ 22584) применяются для работы в помещениях и на открытом воздухе при температуре окружающей среды от –40 до +40 °С при условии защиты от непосредственного воздействия дождя и снега. Во взрывоопасной среде используют взрывозащищенные тали.
В зависимости от области применения электрические тали выполняют стационарными и передвижными. Относительно оси монорельсового пути корпус подъемного механизма расположен продольно или поперечно. Последнее обеспечивает меньший габарит тали по высоте. Ходовые тележки талей изготавливают шарнирными или жесткими, приводными или холостыми (таль толкают по ходовому пути вручную). Применяют тали с одной или двумя приводными тележками. Подвод электропитания осуществляется троллеями или гибким кабелем.
В соответствии с ГОСТ 22584 электрические тали выпускают в восьми исполнениях (табл. 2).
Исполнение | Расположение подъемного механизма относительно пути | Механизм | |
---|---|---|---|
передвижения тали | подъема груза | ||
1 | Продольное | Стационарная таль | Односкоростной, двухскоростной от одного электродвигателя и с микроприводом (от двух электродвигателей) |
2 | Поперечное | ||
3 | Продольное | С шарнирными неприводными тележками | |
5 | Продольное | Односкоростной, с шарнирной приводной и шарнирной неприводной тележками | Односкоростной, двухскоростной с микроприводом (от двух электродвигателей) |
Двухскоростной, с шарнирной приводной и шарнирной неприводной тележками | Двухскоростной от одного электродвигателя | ||
6 | Поперечное | Односкоростной, с шарнирной приводной и шарнирной неприводной тележками | Односкоростной |
Двухскоростной, с шарнирной приводной и шарнирной неприводной тележками | Двухскоростной от одного электродвигателя | ||
7 | Продольное | Односкоростной, с четырехкатковой жесткой приводной тележкой | Односкоростной |
8 | Поперечное | Односкоростной, с двумя четырехкатковыми шарнирными приводными тележками | Односкоростной, двухскоростной с микроприводом (от двух электродвигателей) |
9 | Продольное | Односкоростной, с двумя четырехкатковыми шарнирными приводными тележками | Односкоростной, двухскоростной с микроприводом (от двух электродвигателей) |
Двухскоростной, с двумя четырехкатковыми шарнирными приводными тележками | Двухскоростной от одного электродвигателя |
Для оптимального выбора той или иной модели электрической тали потребителю необходимо знать:
- максимальную массу груза;
- максимальную высоту подъема;
- нужную скорость подъема и потребность во второй малой скорости подъема (микроскорости);
- нужную скорость горизонтального перемещения груза и потребность во второй малой скорости передвижения;
- требования к строительной высоте;
- условия эксплуатации и обязательно иметь на руках каталог производителя тали, чтобы определить степень защиты электроприводов тали от перегрузки и внешних воздействий.
Далее необходимо определить группу режима работы тали по ИСО 4301/1 или ГОСТ 25835 для определения класса нагружения.
Класс нагружения – это степень использования номинальной грузоподъемности тали.
Класс использования – это общая продолжительность работы тали или среднее машинное время работы в день в часах. Класс нагружения можно определить и с помощью коэффициента нагружения К, вычисляемого по формуле
где Qi – груз, действующий на крюк электротали за период времени ti;
Qmax = Qnom – номинальная грузоподъемность электротали;
ti – продолжительность времени действия груза Qi;
Σti – суммарное время воздействия груза на крюк.
Далее класс нагружения определяют по табл. 3.
Класс нагружения | Коэффициент нагружения |
---|---|
Легкий | 0,125 |
Умеренный | 0,125…0,25 |
Тяжелый | 0,25…0,5 |
Весьма тяжелый | 0,5…1,0 |
Тали электрические канатные российского производства серии ТЭ (ГОСТ 22584) имеют большой диапазон грузоподъемности. Их выпускают стационарными на лапах и передвижными, в том числе поперечного исполнения, когда механизм подъема тали расположен перпендикулярно ее ходовому пути.
В качестве примера рассмотрим тали передвижные грузоподъемностью 1 т с четырехкратным полиспастом ТЭ 100-51А, ТЭ 100-51, ТЭ 100-52. Эти тали монтируются на монорельсовый путь – двутавровые балки № 16-24 по ГОСТ 8239 и № 18М-24М по ГОСТ 19425. Высота подъема – от 3,5 до 9 м, минимальный радиус поворота пути – 1 м, установленная мощность 0,93 кВт, скорость подъема 4,2 м/мин, скорость передвижения 24 м/мин, нагрузка на колесо 3 кН. Строительная высота этих талей Н1 – от 3420 до 8920 мм, масса – от 107 до 140 кг.
Уменьшение строительной высоты талей электрических, т. е. увеличение высоты подъема крюка тали, достигается за счет конструктивной оптимизации расположения приводов тали, т. е. смещения оси двигателей подъема и перемещения талей в сторону центральной оси ходового пути тали (монорельс).
Пример определения группы режима работы электротали
Грузоподъемность | 3,2 т |
Средняя высота подъема Н | 3,0 м |
Скорость подъема V | 8 м/мин |
Полиспаст | 2/1 |
Класс нагружения | умеренный |
Число циклов в час N | 30 |
Рабочее время в день Т | 8 ч |
Среднее машинное время в день Тм можно рассчитать следующим образом:
Тм = 2НNТ/(60V) = (2·3·30·8)(60·8) = 3 ч,
что соответствует группе режима М5 по ИСО и 3М по ГОСТу.
В России электрические канатные тали производят:
• ЗАО «Полевской машиностроительный завод». Электротали этого предприятия (г/п 0,25 и 0,5 т) отличает проверенная временем конструкция: оборудование, выпускаемое с 1976 г., неоднократно усовершенствовалось и даже послужило прототипом для разработки аналогичных конструкций талей западных производителей. Высокая надежность узлов подтверждается сертификатом качества и 18-месячной гарантией. Минимальный радиус поворота ездового пути – 0,5 м; имеется возможность быстрой регулировки ходовой тележки под любой размер ездового пути. Электротали Полевского завода отмечены Знаком Качества.
• ОАО Гороховецкий завод подъемнотранспортного оборудования «Элеватормельмаш» (г/п талей 1…2 т, в том числе тали ТЭ-100-611 с уменьшенной строительной высотой 4,0 м, г/п 1 т);
• «Алтай-Таль» ( г/п 3,2; 5; 10 т);
• ОАО «Урюпинский крановый завод» (г/п 3,2; 5, 10 т) и др.
Широкое применение в России получили канатные электрические тали производства фирмы «ПОДЕМ» (Болгария). Канатные электротали этой фирмы серий Т, ВТ (взрывозащищенные), М и МТ (модернизированные) отличают компактность, минимальные размеры и масса, обособление основных элементов (электродвигателя, редуктора, муфты, барабана, системы управления и др.) в самостоятельные конструктивные единицы, использование электродвигателя с конусным ротором и встроенным конусным тормозом, двухступенчатого планетарного редуктора и эластичной муфты (см. рис.). Потребителям предлагается возможность заказать электротали для работы в различных климатических средах, в том числе химически агрессивной, со встроенной тепловой защитой электродвигателя, ограничителем грузоподъемности, дистанционным управлением, двухступенчатым конечным выключателем в механизме подъема и др. Все это в сочетании с доступной ценой определило большую популярность канатных электроталей «ПОДЕМ». К чести болгарских производителей стоит упомянуть, что в период с 1997-го по 2002 г. они дали толчок для развития производства в России электрических канатных талей, создав здоровую конкуренцию устаревшим российским моделям.
Фирма YALE Industrial Products GmbH (Германия) предлагает на российском рынке электротали цепные модели СРМ грузоподъемностью от 125 до 2000 кг. В стандартную комплектацию этих талей входят термальная защита от перегрузки, электромагнитный пружинный тормоз, контейнер для сбора цепи, контакторное управление (48 В); стандартная высота подъема – 3 м. Тали этой модели выпускаются подвесными, с ручной тележкой, с электрической тележкой. В качестве дополнительных опций модели СРМ 2-8, 5-8 и 10-8 могут поставляться для однофазного напряжения 230 В, 50 Гц (с другим рабочим напряжением – по запросу), с двигателем с тормозом из нержавеющей стали и др. Грузоподъемность электроталей цепных модели СРЕ – от 1,6 до 10 т, стандартная высота подъема – 3 м, управление контакторное (42 В). В качестве дополнительных опций предлагаются вращение подвесного крюка на 90°, грузовая цепь из нержавеющей стали, концевые выключатели для высшего и низшего положения крюка.
В рамках одной статьи рассмотреть все многообразие электрических канатных и цепных талей достаточно сложно, и эта тема будет продолжена в следующих публикациях.