Куда спешит FM Logistic?
FM Logistic отчиталась о результатах своей работы в России и в мире за 2019–2020 финансовый год. Один из лидеров отечественного логистического рынка – группа FM Logistic подняла обороты на 8% за счёт многоканальной и городской логистики.
Оборот группы FM Logistic за прошедший финансовый год, длившийся с апреля 2019-го по март 2020-го, составил 1,43 млрд евро, что на оказалось на 8,7% (или на 8% без учета влияния колебаний курсов валют) больше, за предыдущий фмнасовый годом ранее. Прибыль до вычета налогов (EBIT) составила 42,5 млн евро, что на 21% больше прошлогоднего показателя. Эти результаты отражают стремление компании к росту, который обеспечивают её прочные отношения с клиентами и улучшение операционной производительности.
Пережить необычный период
Генеральный директор группы FM Logistic Жан-Кристоф Маше сказал: «Наша компания снова добилась впечатляющих результатов. Рост EBIT на 21% подтверждает правильность выбора нашей долгосрочной стратегии развития. Рост дохода оказался полностью органическим и объясняется высоким уровнем продаж и внедрением новых услуг, особенно в области многоканальной и городской логистики. Вспышка COVID-19 не оказала существенного влияния на итоги финансового года, закончившегося в марте 2020-го. Однако начало нового периода было более сложным.
В апреле и мае в компании увидели общее снижение оборота на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и значительное увеличение операционных расходов, связанное с профилактикой распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Мы продолжаем предпринимать все усилия для защиты наших сотрудников, удовлетворения потребностей наших клиентов и укрепления нашего финансового положения. Почти все объекты компании работают. Что наиболее важно, FM Logistic финансово стабильна, клиентский портфель сбалансирован и состоит из производителей продовольственных и FMCG-товаров, а также ритейлеров. Мы располагаем широкими возможностями в области цифровизации логистики, каждое подразделение международной компании хорошо знает рынок своей страны и эффективно управляет бизнесом. Преимуществом компании выступает и то, что ее акции находятся в семейном управлении. Наши услуги помогают удовлетворить основные потребности бизнеса и населения. Все это вселяет в нас уверенность в том, что мы сможем пережить этот необычный период».
Рост на всех рынках
Компания объявила, что в общей структуре её годового оборота 38% пришлось на французское подразделение FM Logistic, а еще 62% – на филиалы в других странах. Оборот непосредственно во Франции вырос на 7,7% – до 550 млн евро, а в странах Центральной и Восточной Европы рост варьировался в пределах 8–16%.
Компания FM Logistic продолжила наращивать свое присутствие на развивающихся рынках. Так, для удовлетворения спроса на качественные услуги по управлению цепями поставок были открыты новые мультиклиентские склады и распределительные центры в Индии и во Вьетнаме. С вьетнамскими компаниями уже заключено множество новых контрактов. В Бразилии FM Logistic продолжила финансовый рост под руководством нового управляющего директора, назначенного в 2019 году. Также укрепило свои финансовые позиции и украинское подразделение.
Позитивная динамика в отчетном периоде у FM Logistic сохранилась за счет подписания новых контрактов на общую сумму более 150 млн евро. Наибольший рост продаж зафиксирован в секторах beauty (+20%) и e-commerce. Новые контракты чаще всего заключались во Франции, Испании, Индии и России. Так, во Франции компания выиграла тендер на предоставление сервиса e-commerce крупному международному ритейлеру.
Рост оборота поддержало и внедрение новых услуг, отвечающих современным тенденциям, таким как устойчивое развитие и рост объемов электронной коммерции. Компания FM Logistic представила решения для управления цепочкой поставок производителей и ритейлеров, реализующих в магазинах и супермаркетах товары без упаковки, а также услуги дропшипинга для производителей, продающих свою продукцию напрямую потребителям через маркетплейсы.
Оборот транспортного подразделения превысил 500 млн евро и составил 36% от общего объема. Этому поспособствовало расширение сервисов LTL и внутригородской доставки. Услуга Citylogin стала доступна в испанских городах Бильбао, Сарагосе и Кордове и охватывает теперь около 30 городов Европы.
От модернизации к роботизации
В 2019–2020 финансовом году FM Logistic предприняла дополнительные шаги, направленные на внесение вклада в устойчивое развитие логистической отрасли.
Компания продолжает внедрение инноваций. В сотрудничестве с российскими стартапами FM Logistic начала использование инвентарных дронов. Кроме того, оператор продолжает закупать современные грузовики, причем, на экологичном газомоторном топливе, для проекта внутригородской доставки Citylogin. Использование роботизированной технологии RPA позволило настроить автоматическое решение порядка 20 стандартных задач финансового и транспортного подразделений. Освободившиеся благодаря этому сотрудники перешли к выполнению других обязанностей.
В их числе: внедрение программы безопасности труда во всех 14 странах присутствия компании, разработка совместно с французской инженерной школой UTC эргоскелета Ergoskel. Он предназначенного для сборщиков заказов на складе, снабжение клиентов информацией об экологических и социальных последствиях работы логистического оператора, а также старт проекта Zero waste. Благодаря таким усилиям FM Logistic вошла в число лучших компаний по показателям корпоративной социальной ответственности и получила статус Gold рейтинга EcoVadis, какового на данном рынке удалось достичь лишь 5% компаний-участников.
Продолжена и автоматизация отдельных процессов на складе и в офисе. Так, FM Logistic были введены в эксплуатацию новые автоматизированные тележки AGV и роботы-манипуляторы. Количество пользователей онлайн-портала для клиентов MySCM возросло на 9,5%. Естественно, что одной из главных задач было и продолжение цифровизации документооборота транспортного подразделения.
После существенного повышения численности персонала в 2018–2019 финансовом году на 9,3%, рост его численности в 2019–2020-м замедлился до 1,3%. Это является свидетельством успеха программ обучения и развития, особенно для складских рабочих: снизилась текучка кадров, а эффективность сотрудников возросла за счет личностного роста внутри компании. На сегодня в FM Logistic в режиме полной занятости трудятся около 27,5 тысяч человек.
Всесторонний рост в России
В прошедшем финансовом году оборот FM Logistic в России составил 21,4 млрд рублей, что на 15,3% больше показателя 2018–2019 финансового года. Доля складской логистики в портфеле услуг компании составила 56,2%, транспортная логистика заняла 37,8%, а копакинг – 6%. Распределение оборота FM Logistic в рамках клиентского портфеля выглядит следующим образом: 31,1% пришлось на сектор ритейла, 29,1% – на производителей промышленной продукции, 24,9% – на товары FMCG, 14% – на парфюмерию и косметику и ещё 0,9% – на продукцию здравоохранения.
За 2019-2020 финансовый год общий объем инвестиций FM Logistic на российском рынке вырост до более чем 1,4 млрд рублей (+117%). Основную часть данной суммы инвестиций компания выделила на внедрение технологий, закупку оборудования и строительство, а на развитие персонала направлено 31,9 млн рублей. Общее число сотрудников российского подразделения компании составило 8083 человек.
Объем складских площадей, на которых оперирует FM Logistic, увеличился до 905 824 тыс. м2 за счет расширения платформ и открытия новых складов, прежде всего в Ростове-на-Дону и в Ногинске. Всего под управлением компании на сегодня находятся 32 платформы.
Общее количество выполненных онлайн-заказов в 2019–2020 финансовом году выросло в сравнении с предыдущим аналогичным периодом на 35%. Сервисом FM Logistic в сфере e-commerce пользуются крупные игроки косметической и fashion-индустрии, пищевого производства и др. Большая часть клиентов обслуживается на складе оператора в Чехове, где оптимальное хранение и ускорение сборки онлайн-заказов обеспечивают пятиуровневый мезонин с сортировочной линией и автоматизированные тележки Balea. В ближайшее время спектр услуг будет расширен: FM Logistic начнет принимать оплату от конечного покупателя.
Выручка транспортного подразделения увеличилась на 21,8%, в то время как средний показатель роста российских транспортных и экспедиторских компаний составляет всего 6%. Для этого FM Logistic расширила сеть 16 платформами кросс-докинга. Открыто два новых подразделения в Казани и Уфе, начал работу офис в Китае.
В 2019-2020 финансовом году около половины сотрудников FM Logistic прошли обучение, что стало залогом успешного развития компании в долгосрочной перспективе. Согласно рейтингу Changellenge Best Company Award, FM Logistic входит в число 100 лучших работодателей России для молодых выпускников. Помимо этого, третий год подряд компания отмечена премией Randstad в номинации «Самый привлекательный работодатель в логистической сфере». Кроме того, FM Logistic в России вошла в рейтинг 20 компаний с самыми высокоразвитыми HR-процессами за 2019 год по мнению HeadHunter.
Кристоф Менивар рассказал: «Главные сильные стороны FM Logistic в России – ее сотрудники, сотрудничество с клиентами, размер, разнообразие предоставляемых услуг, детальное знание рынка и динамичность. Несмотря на снижение активности в течение последних трех месяцев, мы по-прежнему ожидаем рост в этом году по сравнению с прошлым. Этот период времени – фантастическая возможность для нас думать иначе, повышать нашу международную эффективность и преображаться».
Задание на перспективу
Из планов на 2020–2021 годы следует увеличение на 15% грузооборота внутрироссийским транспортом и увеличение новых продаж на 910 млн. руб. Будут введены кросс-доки в Челябинске, Воронеже, второй кросс-док в Московской области. Для эффективности работы будет предложен портал перевозчика с личным онлайн-кабинетом и новый инструментарий маршрутизации для внутригородских перевозок и мультиподбора.
В системе международного транспорта новые продажи составят 426 млн. руб. с ростом на 7% глобального оборота. Среди новых услуг будут организованы три новых линии сборных грузов из России в Казахстан, Китай и Польшу. Будет предоставлена услуга «Агент по импорту». Цифровая же трансформация предполагает завершение интеграции TMS, интеграцию с клиентами и отслеживание груза на уровне короба, транспортную геолокацию и маршрутизацию на основе сетевых платформ RPA и Google Scripts.
Пробное внедрении автоматизированного КПП и Yard Managemen входят в текущие планы по оцифровке, но куда актуальнее становится введение искусственного интеллекта для обработки документов, выпуск Data Matrix по FMCG, косметики, парфюмерии, фармацевтике, одежде, обуви и алкоголю.