компании из статьи
АСЕХ
Комплексные услуги по грузоперевозкам всеми видами транспорта и таможенному оформлению по всему миру
acex.net
компании из статьи
АСЕХ
Комплексные услуги по грузоперевозкам всеми видами транспорта и таможенному оформлению по всему миру
acex.net

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ ГРУЗА ИЗ КИТАЯ

Своевременная доставка груза имеет решающее значение как для бизнеса, так и для потребителей, а задержки могут вызвать такой эффект, который повлияет на всё: от степени удовлетворенности клиентов до прибыли. Поэтому стоит иметь представление о том, какие именно обстоятельства могут стать причинами задержки доставки и что делать, чтобы их избежать.

 

Логисты, работающие в том числе с Китаем, чаще всех других слышат вопрос: «Где мой груз и почему он задерживается?» Да, проблемы с задержкой грузов существуют. Давайте разберемся, в чем причины, и как сделать так, чтобы свести к минимуму эти задержки.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Задержки, связанные с метеорологическими условиями - это серьезная проблема для грузоотправителей и других вовлеченных сторон. Это те самые случаи, когда груз просто останавливается на месте: не выезжает, не вылетает, не выплывает.

Зачастую грузовладельцы не верят экспедиторам, когда те указывают причиной задержки - погодные условия. Клиенты даже иногда просят подтверждения этого факта. Мы пытаемся помочь нашим клиентам, при необходимости можем организовать получение официального документа, подтверждения факта задержки груза по независящим от нас и от грузовладельца причинам. Но получение требует времени – около 3 месяцев.

«В декабре 2023г наш автомобиль следовал из Китая в РФ через Казахстан. По прибытии на погранпереход Алашанкоу - Достык, стало известно, что отправление машины от границы таможенного союза (Достык) до места выгрузки в Московской области задерживается на неопределенный срок ввиду закрытия участка трассы по погодным условиям,"- комментирует Артем Коротов, руководитель отдела по развитию бизнеса АСЕХ. "В результате общий транзитный срок доставки груза увеличился на 5 дней, что по меркам автомобильных перевозок из Китая в РФ является ощутимой задержкой. Ситуация усугубилась предновогодним высоким сезоном и вследствие этого повышенной нагрузкой на погранпереход».

В субботу, 27 апреля 2024 года на один из крупнейших внешнеторговых хабов КНР и всей Юго-Восточной Азии - южную провинцию Гуандун и ее столицу Гуанчжоу - обрушился мощный торнадо. Наиболее серьезный и заметный ущерб был причинен авиационным перевозкам: по данным онлайн табло крупнейшего в провинции аэропорта Байюнь и сервисов по отслеживанию авиарейсов, были отменены и задержаны десятки авиарейсов.

Совет:чтобы избежать такого рода задержек, грузоотправителям или экспедиторам необходимо заранее планировать и рассматривать альтернативные способы доставки.

НЕРАЗВИТАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Еще одна сложность с задержками грузов состоит в том, что наряду с ростом товарооборота пропускная способность развивается непропорционально. Неразвитая инфраструктура – это серьезная проблема, которая требует комплексного подхода к решению.

Наше правительство старается вносить изменения в инфраструктуру, но не всегда успевает за темпами роста грузопотока. Известно, что планируется использование современных ноу-хау подходов: так, обсуждается вопрос организации беспилотного грузового автосообщения по мосту «Благовещенск – Хэйхэ». Как отмечают специалисты, использование грузовиков, которыми управляет искусственный интеллект, в международных перевозках позволит значительно упростить административные процедуры. Организация такого формата требует специальной инфраструктуры.

В 2022 году в Благовещенске началось грузовое движение по международному автомобильному мосту через реку Амур, который связывает Благовещенск и город Хэйхэ в Китае. Согласно техническому заданию, по мосту каждый день смогут проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса и 68 легковых машин.

Совет: чтобы груз не застрял в какой-то точке маршрута, мы бы предложили заранее рассмотреть и обсудить с экспедитором или перевозчиком альтернативные маршруты доставки. Это может быть дороже, но в этом есть одно большое преимущество - груз дойдет быстрее. 

ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ ТЕРМИНАЛОВ

Совокупная торговля между Россией и Китаем по итогам начала 2024 года превысила 37 млрд долларов США, что на 9,3% или на 3 млрд долларов больше рекордных прошлогодних уровней, согласно данным таможенной статистики КНР. С ростом объемов перевозимых грузов растет и нагрузка на все объекты логистической системы.

В связи с этим, некоторые терминалы сталкиваются с такой проблемой, как перегруженность и приходится распределять грузы на другие терминалы.

"Переносы возникают по большей части из-за того, что в текущей обстановке (в частности санкционные риски), многие авиакомпании частично или полностью приостанавливают рейсы в Россию», - говорит Илья Попов, специалист по работе с ключевыми клиентами ACEX. «В одной из перевозок мы изначально планировали отправить груз через Пекин на China Southern, но в последний момент авиакомпания отменила рейсы до дальнейшего уведомления и нам пришлось в экстренном порядке искать альтернативные варианты отправки по адекватной стоимости. Таким образом, сейчас переносы вылетов - это так или иначе общая проблема для всех авиакомпаний, так как рабочих вариантов отправок на рынке стало меньше, а грузов после Китайского Нового года становится только больше».

Задержки вылетов происходят в том числе и потому, что у авиакомпаний к обычному потоку бронирований добавляются отмененные рейсы других авиакомпаний. Такой вот замкнутый логистический круг.

Уже несколько лет подряд Россия и Китай проводят военные учения, в связи с чем железнодорожные платформы находятся в приоритете по отправке военных грузов. Это влияет на задержки коммерческого груза как в моменте, так и имеет накопительный эффект: учения заканчиваются, а объем грузов скапливается, и требуется время, чтобы его распределить.

Совет: необходимо учитывать или проверять загруженность терминалов при организации транспортировки груза.

ТАМОЖНЯ

Наряду с вышеперечисленными причинами, существуют еще задержки, связанные с прохождением границ и таможни. Таможенные органы могут назначить таможенный досмотр и груз задержится на срок проведения этого досмотра.  

Для отправки ускоренных контейнерных поездов используются унифицированные формы. Заполнением этих документов занимается экспедитор вместе с грузополучателем, и этот документ должен предоставляться в строго определенное время (cut off, до даты выхода поезда), если этого документа не будет, то контейнер не будет отправлен на запланированный поезд: оформить таможенный транзит при отправке прямым железнодорожным сообщением на основании оригинальных документов от поставщика (инвойс, упаковочный лист) невозможно. Унифицированная форма сделана специально для ускорения отправки: заполняется и проверяется заранее, вносятся корректировки, все согласовывается с агентом в Китае и с таможней, и груз отправляется по этому документу, что позволяет за короткий срок оформить таможенный транзит. Если есть ошибки в этих документах, то груз задерживается и это может сказаться и на транзитных сроках, и приведет к дополнительным расходам.

«В декабре 2023 года мы везли фрезерный станок автомобильным транспортом», - рассказывает Ирина Куемжи, старший специалист отдела развития ACEX. «На границе Манчжурия - Забайкальск при экспортном таможенном оформлении поставщик сообщил, что в составе груза есть запчасти бренда, запрещенные к вывозу с территории Китая. И нам ничего не оставалось, как возвратить груз.  Если бы мы заранее были проинформированы об этом, мы могли бы на этапе планирования перевозки объяснить клиенту риски и по-другому строить работу по перевозке такого груза».

Совет: мы рекомендуем все документы (контракты, инвойсы, спецификации) проверять с экспедитором или перевозчиком заранее. Экспедитор даст рекомендации, исходя из своего опыта, чтобы избежать проблемы с задержками груза.

 

 

САНКЦИИ

В связи с вводом очередного пакета санкций, некоторые перевозчики решили остановить прием бронирования из Китая.  

С 24 февраля 2022 года больше 1000 зарубежных компаний ушли из России или приостановили работу в стране. Чтобы избежать дефицита товаров, правительство России легализовало параллельный импорт для того, чтобы защитить интересы отечественных потребителей и вернуть в страну товары компаний, которые ушли с российского рынка из-за санкций.

"Один из наших клиентов разместил заказ на авиаперевозку груза из Китая в Россию. Сам товар был оплачен из России в Китай, но на этапе общения с отправителем по экспортным документам выяснилось, что отправитель отказывается отправлять груз на Россию из-за санкций», - рассказывает Ирина Мурылева, заместитель исполнительного директора по авиационным перевозкам ACEX. – «Нам поставили условие: ни экспортная декларация, ни авианакладная не должны быть оформлены на Россию. Проработав все варианты, мы нашли оптимальный выход из ситуации». 

Совет: очень сложно дать однозначный совет в этой ситуации. Так как случаи бывают разные, возможно находить различные способы выхода из них. Зачастую приходится применять находчивость, остроту ума и умение быстро ориентироваться в любой неординарной ситуации, чтобы принять победное, нешаблонное решение в конкретную минуту.

ПРАЗДНИКИ

 

Как в России, так и в Китае есть периоды длительных праздников. В России - это январские и майские праздники, в Китае – Новый год. Когда компания везет товар и эти праздники застают нас в пути, это влечет за собой отсутствие получения обратной связи по маршруту, или, наоборот, внезапное оповещение о приезде груза. Иногда бывает так, что экспедитор и грузовладелец не понимают, где груз: китайцы его отложили, но не отправили до начала праздников, и, соответственно, некорректно оповестили об отправке груза.

Даже если праздники уже начались, у нас есть сотрудники, которые всегда на связи и готовы в любое время суток подхватить задачу и найти пути решения в экстренном порядке.

Совет:  важно согласовать все детали до начала праздников, а также обсудить возможные варианты действий во время праздников, чтобы избежать хранения груза. 

ПРОБЛЕМА С ОПЛАТАМИ

 

В 2024 году отечественные импортеры столкнулись с еще одной проблемой, которая затронула операции между Россией и Китаем.  Невозможность перечисления денежных средств в Китай создает реальную проблему в грузопотоке между странами. Груз задерживается из-за оплат – рискуют в данной ситуации и экспедиторы, и грузовладельцы.

Мы обсуждаем варианты решения этой проблемы, но с каждым клиентом индивидуально.

  • Первый вариант – это банки, которые остались в России, но здесь тоже нет гарантий, что оплаты «не подвиснут» и удастся перевести деньги китайским агентам
  • Второй вариант – есть несанкционные банки, которые работают с санкционными.
  • И третий – взаимозачеты (платежные агенты, платежные платформы).

«Проблемы с оплатами могут привести к дополнительным расходам. В основном это касается морских перевозок, когда груз задерживается в порту в связи с тем, что грузовладелец не получил оплату и не может, соответственно, дать релиз коносамента», - комментирует Артем Коротов. «А в случае превышения свободного периода на хранение груза, это влечет дополнительные расходы. Причем, эти расходы клиент понесет вне зависимости от того, в каком порту находится его груз. Поэтому огромным плюсом для клиента будет предоставление экспедитором возможности постоплаты».

Совет: до размещения заказа, проговорить с экспедитором или перевозчиком весь процесс, нюансы и возможности перечисления денежных средств, а также прописать дорожную карту.  

ФОРС-МАЖОРЫ: ПОЖАРЫ, ВЗРЫВЫ, КАТАСТРОФЫ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ, ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И БЕСПОРЯДКИ

Форс-мажорные обстоятельства могут возникнуть внезапно и затруднить ход доставки груза. В таких случаях важно сохранять спокойствие, проявлять гибкость и действовать в соответствии с обстановкой. Правильная стратегия в кризисной ситуации может стать ключом к успешному преодолению препятствий. Вместе мы сможем найти выход из любой, даже самой сложной ситуации.

 

Авиа: Из-за угрозы катастрофы авиавласти принимают решение о закрытии воздушного пространства в аэропортах Москвы и Подмосковья. Ограничения действуют по несколько часов.

Море: В связи с международными конфликтами, перекрытием Красного моря и Суэцкого канала, суда приходится отправлять по старому маршруту в обход Африки, что влечет за собой удорожание перевозок и увеличение транзитного срока на 15-20 дней.

Совет: быть гибким, внимательным и вместе со своим экспедитором или перевозчиком быть готовым адаптироваться под все изменения.

Подводя итог, хотим обобщить и назвать только две группы причин задержки грузов: 1) причины, на которые мы не можем повлиять и остается надеяться на высшие силы и фортуну, чтобы все разрешилось благополучно, 2) причины, на решение которых очень сильно влияет профессионализм компании и ее сотрудников. Да, бывают сложности. Но почти всего можно избежать, найдя грамотного партнера, который благодаря своему наработанному годами опыту сможет предугадать или хотя бы оперативно подсказать, как выйти из затруднительной ситуации и побыстрее привезти груз.

Ну и совет напоследок - следить за новостями в мире: как только что-то "выходит из-под контроля", СМИ не остаются в стороне, обязательно освещают события в мире. Мы советуем делиться информацией, объединяться в сообщества, совместными усилиями решать задачи.

«Наш логистический альянс -  это надежные профессионалы логистики, опыт работы и качество услуг с которыми проверены нами временем и практикой регулярных совместных проектов, - комментирует Инна Высоцкая, генеральный директор ACEX. – «Мы лично знаем всех наших китайских агентов». «Ежегодно наша компания участвует в транспортных выставках Шанхая, где тет-а-тет общается с существующими и потенциальными агентами. Кроме того, координируя международный Альянс компаний, в который входят в том числе и китайские представители, мы тщательно выбираем тех, кто достоин вступить в АСЕХ Alliance и перевозить грузы наших клиентов».