Практика реформирования склада
Компания «Севко» представляет цикл статей, в которых будут описываться основные этапы и ключевые проблемы управления проектами по реформированию складских комплексов. Автор имеет 15-летний опыт управления собственным современным высокотехнологичным складским комплексом, является разработчиком системы «Sevco WMS» и руководил более чем 40 проектами по ее внедрению на складах компаний-заказчиков с различным характером грузопереработки. Материал основан на практике внедрения системы «Sevco WMS» и поможет читателям объективно оценить коммерческие предложения и рекламную информацию по системам управления складом, существенно снизить риски проекта и получить весомые экономические результаты.
В 2012–2013 гг. у торговых и производственных компаний наблюдался рост интереса к услугам, связанным с автоматизацией работы на складе. Вызван он, на мой взгляд, двумя обстоятельствами. Во-первых, внешние условия (конкуренция на рынке и непростая экономическая ситуация) диктуют необходимость оптимизировать логистические затраты внутри компании. Во-вторых, растет концентрация розничной торговли в крупных торговых сетях, которые предъявляют жесткие требования к качеству и своевременности выполнения их заказов. Готовясь к проекту и выбирая партнера-консультанта, руководству компании следует четко понимать, что целью проекта является такое реформирование работы склада, которое реально позволит решить вышеуказанные проблемы. Выбор титульного партнера для реформирования и подготовка собственной проектной команды являются крайне важными составляющими успеха проекта. Существуют ли какие-то универсальные рекомендации, как это надо правильно делать?
Большинство складов, вне зависимости от размера и профиля, сталкиваются с однотипными проблемами в работе:
- трудности с поиском товара;
- недостаточная скорость обработки грузов;
- отсутствие необходимой информации о состоянии склада и товаре (сроки годности, номера партий и т. п.);
- пересортица, недовложения, переложения при сборе заказов;
- серьезные издержки при проведении контрольных процедур;
- зависимость от персонала и многие другие.
Для эффективного решения вышеуказанных проблем необходимо наличие четырех обязательных составляющих:
- правильно спроектированное здание склада;
- адекватное характеру грузопереработки складское оборудование;
- адаптированная к решению задач конкретного склада технология – правила и регламенты выполнения складских операций;
- компьютерная система управления складом – инструмент для автоматизации выполнения складских операций, предусмотренных технологией.
Таким образом, есть иллюзия, что проблему реформирования склада можно решить с помощью разработки технологии функционирования склада, основанной на применении адресного учета, штрихкодов, терминалов сбора данных, и внедрения WMS-системы. Безусловно, WMS-система является мощным инструментом решения проблемы складирования для заказчика, и именно такое внедрение считается ключевым событием в реформировании склада в рамках узкого IT-подхода. Другими словами, проект в рамках такого подхода считается завершенным, когда автоматизированная система инсталлирована и настроена, персонал обучен необходимому набору операций и WMS-система бесперебойна функционирует в течение определенного промежутка времени. Однако после ввода в эксплуатацию WMS-системы руководство склада автоматически не получает ответы на следующие важные вопросы:
• Стал ли склад работать лучше?
• Каковы объемы потерь из-за недостачи и брака и как их оценивать?
• Сколько сотрудников участвует в выполнении всего объема работ и отдельных процедур?
• Сколько времени затрачивается на выполнение складских процедур?
• С какой скоростью происходит выполнение каждой складской процедуры и каков вклад каждого из сотрудников?
• Достаточно ли персонала и оборудования?
Итак, для того, чтобы получить ответы на эти важные вопросы и успешно решать проблемы, возникающие на складе, требуется не просто внедрение WMS-системы, но и умение собирать и анализировать данные, необходимые для принятия стратегических и тактических управленческих решений. Внедрение WMS-системы на основе IT-подхода делает бессмысленной организационно сложную и дорогостоящую смену системы управления складом, т. к. в результате не решаются те задачи, в отношении которых были инициированы преобразования.
Управленческий подход к внедрению WMS-системы, по сравнению с IT-подходом, является более широким, поскольку не ограничивается только вводом программы в эксплуатацию. В соответствии с данным подходом проект может считаться успешно завершенным только тогда, когда исполнитель совместно с заказчиком разработал технологию анализа функционирования склада и произвел обучение сотрудников компании-заказчика ее применению. Такая технология позволяет с помощью широких аналитических возможностей WMS-системы выявлять и решать проблемы работы склада. Другими словами, данная система рассматривается как инструмент эффективного менеджмента в складской логистике.
Управленческий подход к внедрению WMS-системы подразумевает:
- выделение и идентификацию складских процедур;
- установление их очередности и взаимодействия;
- осуществление постоянного мониторинга и анализа складских процедур.
Именно данные, полученные путем мониторинга, являются базой для принятия управленческих решений. Мониторинг и анализ информации осуществляются на основе системы измерений процедур (фактически необходимой технологии анализа функционирования склада), которая включает:
- числовые показатели качества работы склада, скорости выполнения операций, эффективности использования персонала и оборудования;
- отчеты в WMS-системе, позволяющие получать выделенные показатели;
- правила анализа числовых показателей;
- процедуры принятия решений на базе анализа числовых показателей.
Набор числовых показателей работы склада должен формироваться с учетом факторов, требующихся для решения важных проблем на складе.
Для действительно успешного завершения проекта по реформированию управления складом требуется прохождение не трех, а четырех этапов проекта по внедрению WMS:
- разработка технологии работы склада (правила выполнения складских операций);
- инсталляция автоматизированной системы управления складом (первичная настройка, интеграция с корпоративной информационной системой), обучение персонала;
- запуск в эксплуатацию;
- разработка технологии анализа функционирования склада.
Сегодня на рынке преобладает IT-подход к внедрению WMS-систем. Компании-производители программного продукта конкурируют между собой по качеству презентационных материалов и технологий ведения проектов, описывая множество примеров «удачных» внедрений. Однако при таком подходе практически не имеет значения, какая именно WMS-система была выбрана для внедрения и какая технология управления проектом будет применяться, т. к. конечный результат в любом случае не будет достигнут.
Следует отметить, что примеров эффективных внедрений WMS-систем на основе управленческого подхода в действительности крайне мало. Успешный результат проектов с IT-подходом достигается только благодаря активности и высокому профессионализму менеджмента заказчика, что является большой редкостью. Поскольку разработка технологии анализа функционирования склада является сложной задачей, требующей квалификации и опыта, практически никто из компаний-внедренцев WMS-систем не озадачивается проблемой анализа. Их персонал состоит из IT-специалистов, которые с тем же успехом занимаются как проектами по внедрению WMS-систем, так и, например, автоматизацией бухгалтерского учета.
Поэтому, выбирая партнера для реформирования склада, необходимо изучить и понять:
- способен ли он эффективно с вами взаимодействовать длительное время – до того момента, когда все основные проблемы будут решены;
- что вы получите в качестве результата проекта – WMS-систему или работающий склад;
- является ли технология анализа работы склада одним из ключевых результатов проекта.
Обязательно сделайте следующие шаги:
• Изучите инфраструктуру потенциального партнера – есть ли у него офис и какой он, какая квалификация у специалистов по логистике, есть ли там «узкие» специалисты (эксперты по складскому оборудованию, профессионалы-технологи и др.)?
• Ознакомьтесь со списком реализованных проектов. Свяжитесь напрямую с компаниями, где состоялось внедрение, и узнайте их мнение. Обсудите потом полученную информацию с потенциальным партнером.
• Посетите работающие объекты. Во время поездок обращайте внимание не на программу, а на то, хорошо или плохо работает склад.
• Посмотрите презентацию WMS-системы. Презентацию попросите сделать максимально адаптированной для вашего склада.
• Ответьте для себя на вопрос, адекватные ли (в житейском понимании) люди ваши будущие партнеры или что-то настораживает в общении с ними – например, «жонглирование» терминологией, заумные объяснения и т. д?
Проект всегда начинается с формирования проектной команды, куда входят представители как исполнителя, так и заказчика. Технология ведения проектов, описание возможных рисков, управленческая документация являются, безусловно, важными моментами. Они хорошо описаны в многочисленных изданиях и публикациях, посвященных тематике управления проектами. Хотелось бы обратить внимание на ключевой момент. Следует четко понимать, что проекты по внедрению автоматизированной системы управления складом являются в первую очередь бизнес-проектами, требующими серьезных организационных усилий. Срок проектов по внедрению WMS – 3–6 месяцев, сроки реформирования склада – 1–2 года. Соответственно, руководящие должности в проектной команде со стороны заказчика должны занимать люди, которые управляют складом или логистической службой, – те, кто в дальнейшем будет управлять людьми и процессами на складе и кто обладает полномочиями и авторитетом среди сотрудников. Именно они станут «локомотивами» преобразований на складе. Наличие таких людей в проектной команде резко повышает шансы на успех.
Достаточно распространенная ситуация, когда в предварительных переговорах участвует руководство компании или службы логистики. Однако после начала проекта они отходят от дел и фактически важнейшим для компании проектом занимается ничем не мотивированный, не настроенный на преобразования и не обладающий достаточной квалификацией руководитель склада. Поэтому перед началом проекта ответьте для себя на вопрос: есть ли у вас мотивированный сотрудник, который готов посвятить этому проекту 1–2 года?
Таким образом, мы обсудили два важных для реформирования склада вопроса: как искать компанию-партнера и как формировать проектную команду. Остался еще широкий круг практических проблем, обсуждению которых предполагается посвятить следующие наши публикации по управлению складом.