Перспективы развития RFID-технологии: возможности и угрозы

Анастасия Григорьева,
ведущий специалист АО «НПП «Радар ммс», к.э.н.

Уже на протяжении нескольких десятилетий в тематической литературе поднимается вопрос: сможет ли технология радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification – RFID) заменить штрихкод или нет? В свое время при появлении технологии RFID ожидалось, что она значительно увеличит эффективность управления производственными процессами, материальными потоками в сферах логистики и транспорта, розничной торговле и других областях экономики.

Эти преимущества аргументировали тем, что по сравнению с популярной технологией штрихкода радиочастотная метка радиоканальна, имеет долгий срок службы и может работать в различных условиях эксплуатации, а также обладает определенным объемом памяти, информация в которой может перезаписываться несколько раз. В результате ожидалось значительное расширение областей применения RFID по сравнению с технологией штрихкода.

Так, например, по мнению экспертов, в области управления логистики система RFID может быть использована как для маркировки отдельных единиц груза, так и целых палет, что позволяет на расстоянии до нескольких десятков метров считать информацию о сотне объектов одновременно; кроме того, метками могут быть отмаркированы палетоместа с целью автоматического уведомления водителя погрузчика о правильности размещения груза. Это только несколько вариантов использования рассматриваемой технологии в сфере логистики. На сегодняшний день спектр применения технологии достаточно широк и зависит как от технических характеристик предлагаемого решения, так и от фантазии заказчика и интегратора. Однако, если данная технология настолько превосходит по техническим параметрам существующие аналоги, в чем же причина ее столь медленного развития, ведь началом внедрения RFID-технологии на гражданский рынок считается начало 2000-х годов?

Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим краткий обзор рынка RFID. По мнению экспертов, суммарный показатель количества проданных меток с 1943-го по 2014 г. составил 26 млрд. шт., причем 25 млрд. шт. из них – пассивные. За это время наибольшей популярностью RFID-метки пользовались в таких сферах применения, как организация систем контроля и управления доступом (СКУД), ритейл, изготовление билетов (таблица 1).

Таблица 1. Популярные направления внедрения RFID-меток с 1943-го по 2014 г.
Направление Частотный диапазон Количество меток (млн. шт.)
СКУД HF 7440
ритейл UHF 6295
билеты HF 2815
животные LF 1561
производство UHF, HF 1373
автомобильная сигнализация LF, активные метки 885
Источник: отчет компании IDTechEx.

Согласно отчету компании IDTechEx в 2014 г., общий объем рынка RFID составил $8,89 млрд. по сравнению с $7,7 млрд. в 2013 г. и $6,96 млрд. в 2012 г. Данный показатель включает в себя объемы продаж на рынках меток, считывателей и программного обеспечения, а также другого дополнительного оборудования. По прогнозам, в 2024 г. рынок вырастет до $27,3 млрд.

Наиболее популярным на сегодняшний день является направление по маркировке одежды (внедрено 3 млрд. меток в 2014 г.), на втором месте находятся решения для транспорта (700 млн. меток в 2014  г.). В общей сложности в 2014 г. было продано 6,9 млрд. меток по сравнению с 5,8 млрд. в 2013 г.

Если рассмотреть распределение объема потребления рынка в стоимостном выражении, то наибольшее количество средств в данную технологию в настоящее время вкладывают в области транспорта (~$3 млрд.), а также финансов и безопасности (~$2,5 млрд.). Объем потребления в области логистики насчитывает примерно $0,8 млрд., а на производстве (в том числе и в области управления цепями поставок) $0,4 млрд. (рис. 1).

[b]Рис. 1.[/b] Распределение объема потребления RFID-систем в стоимостном выражении [b](2014 г.)[/b]

По прогнозам, в 2024 г. ситуация несколько изменится и наиболее перспективным для продаж направлением будет являться ритейл, затем транспорт. Доля потребления в логистики снизится до 6%, что, скорее всего, связано с общим ростом объемов потребления в других отраслях (рис. 2).

[b]Рис. 2.[/b]  Распределение объема потребления RFID-систем в стоимостном выражении [b](2024 г.)[/b]

Несмотря на длительную историю развития RFID-технологии, ее внедрение в России до сих пор находится на начальной стадии*. Активное продвижение технологии на отечественном рынке началось в 2005–2006 гг., когда компании-интеграторы стали не только предлагать решения на базе RFID, но и вести активную маркетинговую политику по их продвижению, организуя публикацию статей, выставки и семинары, создавая интернет-порталы. Несмотря на повышение осведомленности потребителя о технологии, уровень ее внедрения оказался ниже, чем ожидали производители и интеграторы. В результате, если проанализировать активность продвижения технологии после 2006 г., следующий пик наблюдался лишь в 2012 г., когда компании-потребители стали постепенно выходить из кризиса и искать новые пути повышения конкурентоспособности на рынке.

Оценить объем российского рынка RFID-технологии достаточно сложно, основными причинами этого являются: во-первых, нежелание компаний-производителей и интеграторов делиться информацией во избежание дополнительной конкуренции; во-вторых, сложность в идентификации импортного оборудования в связи с широким классификатором кодов ТН ВЭД, которые могут использоваться при ввозе комплектующих и готовых изделий для RFID-систем. Однако, по словам экспертов, объем рынка в 2012 г. превысил показатели 2010 г. на 45%. В настоящее время на рынке наблюдается спад в связи со сложившимися экономическими обстоятельствами. Часть планируемых к реализации проектов пока заморожена до лучших времен.


*Для проведения оценки отечественного рынка использовался как метод анкетирования компаний, работающих в России, так и интервьюирование ключевых сотрудников крупных российских компаний, занимающихся распространением данной технологии.

В настоящее время на рынке присутствует два основных вида технологии радиочастотной идентификации: кремниевая (полупроводниковая) и технология, основанная на поверхностных акустических волнах (ПАВ). Первая наиболее популярна и широко используется, вторая пока встречается только в пилотных проектах. Кроме того, в рамках полупроводниковой технологии также существуют различия, связанные с принципом работы метки. Практический опыт показал, что в настоящее время потребители не до конца осведомлены о существующих на рынке отличительных особенностях продукции, из-за чего возникают значительные проблемы при внедрении RFID-систем. Краткое сравнение технических характеристик двух технологий представлено в табл. 2.

Таблица 2. Отличительные особенности меток на кремниевой и ПАВ-технологии

Характеристики Кремниевая технология ПАВ- технология
Тип метки Активная метка с батареей Пассивная метка без батареи Инлей – метка на бумажной основе ПАВ-метка
Объем памяти тысячи бит сотни бит сотни бит десятки бит
Возможность перезаписи данных есть есть есть нет
Дальность считывания, м до 80 м до 15 м в среднем до 5 м до 120 м
Одновременная идентификация нескольких меток да да, до 200 меток в секунду (при определенном положении метки) да, при определенном положении метки в теории до 50 меток
Устойчивость к жестким условиям эксплуатации средняя (в зависимости от корпуса) средняя (в зависимости от корпуса) низкая высокая
Срок жизни метки до 10 лет (в среднем 2–3 года) более 10 лет около 1–2 лет (зависит от условий эксплуатации) более 25 лет
Безопасность и защита от подделки подделка возможна подделка возможна подделка возможна подделка крайне затруднительна
Идентификация движущихся объектов да (средняя скорость) да (низкая скорость) практически отсутствует высокая скорость (до 250 км/ч)
Подверженность помехам в виде электромагнитных полей да да да нет
Идентификация металлических объектов да да (далеко не все случаи) нет да
Радиационная стойкость нет нет нет да
Возможность одновременного измерения физического параметра да нет (начинают появляться пассивные метки, со встроенным датчиком температуры) нет да

При более детальном рассмотрении таких направлений применения RFID, как транспорт, складская логистика и управление цепями поставок, можно выделить следующие наиболее подходящие решения.

Транспорт. В настоящее время на рынке существует множество предложений для данной рыночной ниши как от российских, так и от зарубежных компаний. В зависимости от решаемых задач потребителем могут быть использованы все виды рассмотренных выше меток. В табл. 3 представлен сравнительный анализ различных решений.

Логистика. При решении вопросов по идентификации объектов как на складе, так и в процессе производства потребитель, прежде всего, должен сам понять цель внедрения RFID-технологии: сокращение воровства, отслеживание перемещения, ускорение бизнес-процессов и прочие. Только четко определив задачу, он сможет получить ожидаемый результат. Так же как при работе в области идентификации транспортных средств, RFID-системы в логистике и на производстве могут значительно отличаться друг от друга. Заказчику необходимо понимать, что идентифицировать инлеями (самым дешевым на сегодняшний день видом меток) можно не всю продукцию, так как они не считываются на металле и через водную среду. Поэтому производители многих бакалейных товаров пока вынуждены отказаться от установки RFID-систем. Кроме того, следует отметить, что RFID-метки на объектах, находящихся в единой таре (например, коробки с конфетами на палете) должны быть размещены определенным образом, а не хаотично, иначе могут возникнуть проблемы с идентификацией всех меток одновременно. И еще: даже при внедрении самой современной RFID-системы заказчик должен понимать, если персонал настроен против RFID-системы, введение ее в полноценную эксплуатацию будет довольно затруднительно, так как большую роль при использовании данной технологии в складской логистике и на производстве сегодня играют в том числе и административные правила поведения персонала.

Таблица 3. Отличительные особенности меток на кремниевой и ПАВ-технологии для идентификации транспорта
Характеристики Кремниевая технология ПАВ-технология
Тип метки Активная метка Пассивная метка Инлеи ПАВ-метка
Место расположения метки На лобовом стекле автомобиля с внутренней стороны Возможно встраивание в номерной знак
Дальность считывания до 60 м до 10 м в среднем до 5 м до 80 м
Перезапись данных да, возможность перезаписать информацию на метке при передаче другому пользователю да, возможность перезаписать информацию на метке при передаче другому пользователю да, однако в связи с наклеиванием метки на лобовое стекло перезапись крайне затруднительна и практически невозможна нет
Возможность внесения дополнительной информации об объекте в память метки да да да нет, в метке записан лишь уникальный идентификационный код, внесение дополнительной информации возможно только на уровне ПО
Идентификация нескольких объектов одновременно да да да практически невозможна
Возможность подделки подделка возможна подделка возможна подделка возможна подделка крайне затруднительна
Возможность идентификации бронеавтомобилей нет нет нет да
Стоимость высокая (тысячи рублей) средняя (десятки-сотни рублей) наиболее низкая (десятки рублей) высокая (сотни-тысячи рублей)

В настоящее время на отечественном рынке существует несколько основных видов компаний, предлагающих RFID-оборудование: дистрибуторы (не занимаются напрямую внедрением оборудования), интеграторы (занимаются построением комплексных решений), производители (отчасти занимаются внедрением разрабатываемого оборудования). Сегодня в России представлено большое количество зарубежного оборудования. До сих пор отсутствует серийное производство отечественных UHF-чипов для меток (собственный дизайн и разработка). При производстве меток российские компании зачастую используют чипы американской компании NXP. При рассмотрении импорта стоит отметить, что наиболее популярным на российском рынке является оборудование американских компаний. Европейское оборудование зачастую дороже, вследствие чего покупатели не всегда останавливают на нем свой выбор. Азиатское оборудование делится на два типа: более качественное и дорогое – Гонконг и Южная Корея – и более дешевое и зачастую используемое для простых решений – Китай. Российское оборудование пока не столь популярно, как зарубежные аналоги.

Анализ существующей ситуации на отечественном рынке RFID свидетельствует о том, что наиболее популярными областями внедрения являются логистика, производство и контроль доступа. Также стоит отметить фармацевтику и ювелирную промышленность. До последнего времени еще одним успешно развивающимся направлением являлись библиотеки, в которых внедрение RFID-технологии поддерживалось го-сударством. Сегодня государственные программы финансирования в данной области заканчиваются, тем самым наблюдается снижение интереса интеграторов и производителей к данному направлению. Согласно мнению экспертов, в ближайшее время на отечественном рынке можно будет заметить следующие «точки роста» RFID:

Почта. Российская компания «РСТ-Инвент» совместно с ФГУП «Почта России» планируют в ближайшее время запустить пилотный проект по маркировке почтовых отправлений в таких городах, как Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Новосибирск.

Легкая промышленность. Правительство планирует маркировать всю продукцию легкой индустрии на территории Таможенного союза. Пилотный проект по идентификации меховых изделий планируется запустить в 2015 г.

Военная промышленность. Несмотря на активную деятельность компаний – производителей и интеграторов RFID-технологии, стоит отметить, что на рынке существует большое количество проблем, препятствующих ее продвижению: высокая стоимость оборудования; низкий уровень государственной поддержки (обеспечение компаний рыночными нишами по сбыту); низкий уровень технологической базы, используемой на предприятиях потребителя; нехватка российских стандартов; низкая осведомленность потребителей. В последний год на российском рынке активная маркетинговая деятельность по продвижению технологии возобновилась: стали появляться новые статьи в журналах, повысился интерес к технологии на выставках. Однако для крупномасштабного продвижения технологии этого мало.

В настоящее время существуют все предпосылки для развития технологии радиочастотной идентификации в России: первоначальное ознакомление потребителей, успешные пилотные проекты, отечественные производители, а самое главное – государственная поддержка как в финансовом плане, так и в области размещения заказов. Анализируя опыт европейских стран, можно предположить, что, если дальнейшее развитие RFID в России пойдет в этом же русле, в ближайшие 5 лет можно будет ожидать существенное расширение областей применения технологии и рост ее потребления.