Новый склад – новые горизонты развития СДЭК
По словам Леонида Гольдорта генерального директора ООО «СДЭК-Глобал», увеличение складских площадей стало настоятельной необходимостью по целому ряду причин. Пандемия привела к взрывному росту «электронной коммерции» (e-commerce) и спроса на курьерскую доставку товаров. Компания СДЭК, успешно вошедшая в сектор В2С и осуществляющая обслуживание конечных клиентов, активно расширяется. Сегодня у СДЭК более 3000 офисов в 20 странах мира, и все они работают в единой IT-системе, упорядочивающей доставку отправлений клиентам. Объем перевозок отправлений постоянно возрастает, что требует развития логистических мощностей.
Склад в Домодедово
В настоящее время основной сортировочный центр СДЭК находится в г. Домодедово Московской обл. Большая часть процессов на этом складе автоматизирована. На линиях сортировки грузов в складах СДЭК широко применяются считыватели штрих-кодов, которые располагаются группами по пять приборов: каждое отправление сканируется камерами с разных сторон, чтобы гарантированно считать штрих-код, а если считать все же не удалось, отправление проходит по второму разу, и если опять неудача - нераспознанное отправление отсортировывается в лоток, где его осматривает и сортирует вручную оператор. Также вручную сортируются «несортабельные» грузы нестандартных размеров/габаритов и массы, процент которых достаточно высок. Благодаря уникальной двухъярусной сортировочной ленте ежедневно обрабатываются более 200 000 посылок. Отсюда они распределяются на 300 разных направлений: по всей России и за рубеж.
Петербургский филиал
Петербургский филиал компании СДЭК был основан в 2011 г. В основном в зоне его ответственности области Северо-Запада России. Сейчас имеется 235 офисов, работающих на правах франшизы в качестве пунктов выдачи отправлений.
Петербургский филиал активно развивается. Руководством поставлена цель охватить услугами все, самые отдаленные населенные пункты региона. Петербургские клиенты отличаются особой взыскательностью. Поэтому СДЭК, в отличие от других аналогичных компаний, организует целых 4 доставки в сутки во все пункты выдачи в Санкт-Петербурге, которых у СДЭК больше 100. А в три пункта – целых 5 раз в сутки.
После Москвы Санкт-Петербург второй город в России по объему проходящих и обрабатываемых грузов. И, по словам директора филиала СДЭК в Санкт-Петербурге Надежды Тайц, несколько лет назад у руководства возникла идея расширить деятельность филиала и превратить Петербург в один из центральных логистических хабов компании, чтобы отправлять грузы по всей России и за границу, минуя промежуточный этап в г. Домодедово. Это позволит сократить сроки доставки грузов (на перегрузке теряются примерно сутки) и разгрузить мощности сортировочного центра в Домодедово, что также будет способствовать сокращению сроков доставки отправлений с данного хаба. Эта идея постепенно воплощается в жизнь.
Старый склад
В Санкт-Петербурге работает сортировочный склад СДЭК площадью 6200 м2, но его мощностей не хватает для реализации планов по расширению деятельности филиала. Сегодня с петербургского склада каждые сутки выполняется 50000 и более отправлений по 65 направлениям на 10000 и более адресов. На складе установлен рентгенотелевизионный интроскоп - оборудование, позволяющее выявлять опасные грузы, чтобы напрямую отправлять их в аэропорты (без затрат времени на проверку в аэропорту).
По многим направлениям удобно выполнять доставку непосредственно из Петербурга, минуя хаб в Москве. Без этого московского промежуточно этапа прямо из Петербурга автомобили с грузами идут на курьерские базы в регионы и оттуда до конечного адресата, таким образом время доставки существенно сокращается. Автомобили без остановок ведут посменно два водителя. Благодаря этому из Петербурга в Воронеж, например, груз доставляется за 2 дня. В ближайшей перспективе планируется создавать экспедицию по сопровождению нестандартных крупногабаритных/негабаритных грузов. Даже во Владивосток отправляют грузы напрямую из Петербурга, минуя Москву. Правда, доставка по воздуху 1 кг груза в среднем обходится примерно в 12 раз дороже, чем автомобилем.
Но площади склада недостаточно для монтажа полноценной автоматической сортировочной линии. К тому же, до сих пор у этого склада нет стабильного места расположения. Буквально каждые два года приходится переносить его на новое место, причем не на то, какое наиболее удобно, а какое удастся найти. Понятно, что перемещения сопряжены с большими перерывами в работе, финансовыми потерями. В таких условиях сложно внедрить автоматические линии обработки и передовые складские технологии.
Новый склад
Чтобы обеспечить возможность запланированного роста петербургского филиала СДЭК и преодолеть все затруднения, названные выше, было принято решение построить новый склад-сортировочный центр.
Во-первых, для здания было выбрано такое место, на котором склад будет располагаться долгие годы: «PNK Парк Софийская КАД» к югу от Санкт-Петербурга. Место выбрано таким образом, чтобы склад находился недалеко от города – такова специфика курьерского бизнеса. Строит склад российский девелопер промышленных объектов PNK group.
Здание строится универсальным: высоту потолков можно будет изменять в зависимости от потребности. Размещение грузов в складе предполагается только в один ярус, потому что характер операций курьерской службы во всем мире предполагает исключительно напольную форму работы. По площади (18000 м2) новый склад будет почти в три раза больше старого и здесь свободно расположатся автоматические линии сортировки, которые будут принимать грузы длиной до 65 см (автоматическая линия на складе СДЭК в г. Домодедово, принимает грузы длиной до 1 м).
Более точный перечень оборудования, которое будет установлено на складе, пока окончательного не утвержден, рассматриваются разные варианты, в том числе с самой современной складской техникой, никогда ранее не применявшейся в России и даже вообще в Европе, например, роботизированные линии обработки грузов с интраскопами. Поскольку перечень оборудования еще не определен, не известно точно и необходимое количество работников.
Но в структуру оборудования обязательно будут заложены возможности расширения мощностей по мере необходимости. На первом этапе склад будет перерабатывать 7500 отправлений в час на 80 направлений (по остальным направлениям сортировка будет осуществляться вручную). В перспективе имеется план на расширение через два года и пять лет, мощность будет увеличена до 15000 отправлений в час и более.
Подготовительные работы на строительстве склада начались в декабре 2020 г. Подрядчик обещает, что здание будет полностью готово в мае, а в августе заработает склад. В том, что эти сроки будут выдержаны, у руководства компании СДЭК сомнений нет.
Новый склад обеспечит петербургскому отделению компании СДЭК ряд преимуществ. Благодаря тому, что склад строится по проекту СДЭК, в нем учтены потребности компании. Здание будет оснащено пандусами и платформами для принятия автомобилей разной грузоподъемности - от большегрузных фур до средне- и малотоннажного транспорта. За счет этого компания сможет осуществлять по части маршрутов прямую доставку грузов со склада, минуя курьерские базы в Санкт-Петербурге.
С открытием нового склада поток обрабатываемых грузов может увеличиться примерно в 6-8 раз по сравнению с тем объемом, который сейчас проходит через существующий в Санкт-Петербурге склад. С увеличением грузопотока стоимость обработки единицы груза понизится, и увеличится скорость доставки грузов клиентам Введение в строй этого склада позволит петербургскому отделению СДЭК в будущем расширять бизнес.