Размещаем груз в контейнере (Часть 1)
Практически каждому работнику более или менее крупного склада приходится иметь дело с контейнерными перевозками. Этот вид транспортировки очень удобен, поскольку позволяет доставлять грузы с минимальными затратами практически в любую точку не только нашей страны, но и земного шара. Чтобы осуществить это, нет необходимости самому везти груз на железнодорожную станцию, в порт или аэропорт. Как правило, порожний грузовой контейнер необходимой грузоподъемности и объема подается непосредственно на склад на автомашине, а дело складского работника — загрузить его «с колес» и опломбировать. Всю дальнейшую работу выполнит перевозчик или транспортно-экспедиционная фирма.
Тем не менее сам процесс погрузки в контейнер может быть не таким простым, как это представляется на первый взгляд. Приведем лишь один пример из собственной практики работы в транспортно-экспедиционной фирме.
Одному из наших клиентов требовалось доставить из Москвы в Магадан 6-метровые металлические трубы. Конечно, самым простым и дешевым способом оказалась перевозка в контейнере по железной дороге до порта Ванино, а далее, до конечного пункта – на пароме. Вся перевозка была заранее оплачена и согласована с МПС РФ и соответствующими экспедиторскими фирмами в Москве. Когда 20-футовый контейнер был подан на склад заказчика под погрузку, оказалось, что трубы в целях экономии места отрезали впритык по длине контейнера, причем так, что его двери еле удалось закрыть. Дело было зимой, пол контейнера да и сами трубы обледенели. В результате, когда на сортировочной станции в Хабаровске контейнер наклонили (то ли краном переставляли, то ли «стукнули» о другой вагон при спуске с сортировочной горки – так и осталось неизвестным), трубы, соскользнув, своей массой выдавили его дверь. Железная дорога приостановила перевозку, а получателю груза пришлось срочно вылететь из Магадана в Хабаровск, чтобы решить вопрос на месте. Безусловно, ничего этого не случилось бы, если бы между грузом и дверями контейнера положили деревянные поддоны, которые могли обеспечить равномерное распределение нагрузки от труб на двери. В данном случае неправильное крепление и подготовка груза привели к тому, что места для них просто не осталось...
Конечно, не все изделия настолько сложны в погрузке. Чаще приходится иметь дело с грузами, перевозимыми на поддонах. Однако и в этом случае могут возникнуть проблемы, например, с тем, как разместить в универсальных контейнерах разных размеров максимальное число поддонов c грузом. Ниже мы дадим некоторые рекомендации, которые помогут ответить на этот и ряд других вопросов, хотя все возможные варианты погрузки предусмотреть невозможно.
Типоразмер контейнера | Масса брутто, т | Погрузочная площадь, м2 | Смещение общего центра массы груза, мм, не более | |
---|---|---|---|---|
по длине от середины | по ширине от середины | |||
IА, IAA | 30,48 | 27,96 | 1 200 | 100 |
IB, IBB | 25,4 | 20,81 | 900 | 100 |
IC | 20,42 | 13,67 | 600 | 100 |
ICC | 24,0 | 13,67 | 600 | 100 |
IDX | 10,08 | 6,53 | 300 | 100 |
Общие правила крепления грузов в контейнерах
Прежде всего следует иметь в виду, что контейнер можно нагружать до допускаемой общей массы брутто контейнера за вычетом его собственной массы. Допускаемое превышение массы брутто должно быть не более 50 кг.
Грузы в контейнерах следует укладывать так, чтобы исключить возможность перемещения их внутри при перевозке или перевалке. Нагрузка на пол и давление на стенки должны распределяться равномерно, а двери контейнера – свободно закрываться-открываться, для чего при укладке груза следует оставлять свободное пространство от 3 до 5 см между грузом и дверью. Запрещается прибивать груз или приспособления для его крепления (стойки, клинья, прокладки и др.) гвоздями или скобами к стене, полу и потолку контейнера. При погрузке грузов без тары или в облегченной таре отправителю следует принять меры по обеспечению сохранности груза от повреждения, порчи или снижения по другим причинам его качества, а также по защите контейнера от вредного воздействия грузов (коррозии и т. п.). С этой целью можно, например, обложить стены контейнера бумагой или подобными материалами, использовать защитную пленку, резиновые прокладки, обернуть груз мягким изоляционным материалом. Отправитель обязан расположить и закрепить груз так, чтобы исключить повреждение контейнера как при загрузке, так и при последующей перевозке. В остальном погрузка и крепление грузов в контейнере осуществляются в соответствии с внутренними правилами, действующими на железнодорожной станции или в порту.
За правильность упаковки, погрузки и крепления груза, за перегруз или повреждение контейнера при погрузке полную ответственность несет грузоотправитель, за повреждение контейнера при выгрузке – грузополучатель. Надо помнить, что во всех случаях груз следует размещать так, чтобы удельная нагрузка на пол контейнера не превышала 0,49 МПа (0,5 кгс/см2). Эта величина достигается давлением опорной части поддона размерами 1 200x800 мм с пакетом массой 1,0 т и расположением поддонов в два яруса либо в один ярус с пакетом массой 1,5 т. Для снижения удельной нагрузки на пол следует применять подкладки или размещать груз на стандартном поддоне. Максимальная величина одного места, размещаемого в контейнере, не должна превышать 1,5 т. Допускаемое смещение общего центра тяжести груза в контейнерах приведено в таблице. Прокладки должны быть прочно соединены с грузом, чтобы он не мог перемещаться ни относительно подкладок, ни по полу контейнера вместе с подкладками.
Для крепления груза в контейнере используют упорные бруски, цепи, оградительные щиты, распорные рамки из досок сечением не менее 20x100 мм. Общая сумма зазоров между штабелями груза, а также между грузом и стенками контейнера не должна превышать 200 мм.