Маркировка в вопросах и ответах (Часть 1)

Линейка решений для работы с маркировкой «Кировка» от компании «Клеверенс»

Работать с маркировкой придется всем, она коснется абсолютно каждого из нас. Но важно, чтобы бизнес остался на плаву, ему нужно помочь. Помочь хорошими решениями, без лишних затрат, которые сейчас мало кто может себе позволить. С маркировкой можно и нужно работать, используя проверенные и простые решения.

Компания «Клеверенс», разрабатывая программное обеспечение (ПО) для сотрудников склада, много времени уделяет их процессам. Процессам, которые помогают кладовщикам работать, а компаниям зарабатывать. Погружаться в складские процессы приходится настолько глубоко, насколько эффективно эти процессы необходимо доработать.

Что такое склад?

Современный автоматизированный склад — это стеллажи в несколько ярусов, вальсирующие погрузчики, круглосуточный контроль за порядком и сотрудники склада, которые занимаются обработкой заказов, учётом, размещением товарно-материальных ценностей, а также ведут приемку и отгрузку товаров.

Приёмка, отгрузка, инвентаризация – это стандартные операции на складе, на которые тратится значительная часть человеческих, временных и денежных ресурсов.

Очевидно, что от того, как организован процесс идентификации и хранения на складе во многом зависит успех предприятия на рынке. Доставка грузов, инвентаризация, хранение – все эти процессы сопровождаются маркировкой и последующей идентификацией продукции. А введение обязательной маркировки для определенных групп товаров еще больше усложнило бизнес-процессы на складе.

Работа с маркированным товаром на складе идет на разных рабочих зонах и с помощью различной тары. Если всё происходит с помощью автоматизированной системы, это дает не только преимущество над старыми методами обработки номенклатуры, но и согласуется с законом по обязательной маркировке (для определенных групп товаров).

С 1 июля 2020 года все операции, совершаемые с товаром должны фиксироваться и передаваться в национальную систему маркировки и прослеживания продукции через электронный документооборот.

Сотрудники, которым действительно нужна помощь — это мобильные работники склада, которые имеют дело с реальными товарами, будь то склад магазина, распределительный центр или склад при производстве. На помощь им приходит терминал сбора данных (ТСД), который давно перестал быть чем-то новым в работе склада, и сейчас является основным инструментом деятельности организаций.

В первую очередь его используют при больших товаропотоках, так как на складах проходит большое количество товаров и мобильная автоматизация там просто необходима.

Работа на фабричных складах — это все складские операции, включая контроль марок и партий, которые уходят со склада. То же самое касается дистрибьюторов и распределительных центров.

Производители, как крупные игроки рынка, обычно очень хорошо автоматизированы и оснащены автоматическими производственными линиями. В таком случае для мобильной автоматизации остается не очень много места.

С приходом маркировки появились такая задача, как выбраковка: если на линии произошел какой-то брак, необходимо выяснить, в какой коробке эти пачки лежат и утилизировать их, а также проверить те, которые не повреждены, заново упаковать их и отправить эту информацию в систему «Честного ЗНАКА».

Основные задачи – контроль выпуска продукции, отгрузка, списание, полностью решаются с помощью мобильного софта и специального оборудования.

Также очень важно контролировать «серую зону» – когда код маркировки уже выпущен, но ещё не поступил в оборот. Поэтому решение, которое не будет требовать большой автоматизации (например, замены персонала на роботов), подойдет именно производителям.

Применение ТСД у дистрибьюторов, оптового звена и субдистрибьюторов гораздо шире. По сути, все операции, которые происходят на складе с товаром, должны фиксироваться: у кого-то на входе и выходе, у кого-то как внутренние перемещения по ячейкам или складам.

Рабочие зоны и операции

Склад имеет несколько рабочих зон. К ключевым относятся зона приемки и отгрузки товара. В зависимости от объема складского помещения эти зоны объединены в одну или наоборот, разнесены по разным участкам.

К основной относят зону хранения.

Существуют и другие участки, но мы сконцентрируемся лишь на тех, где традиционно производится маркировка продукции.

Зона приемки и отгрузки товара

Значительная часть продукции поступает на склад уже промаркированной. На участке приема товара необходимо присвоить информацию о зоне его последующего хранения.

Каждая единица товара должна быть проверена по уникальному коду маркировки (КМ). При старом подходе все это делается вручную, специально обученными работниками склада. Это занимает значительную часть времени отгрузки.

Бывают крайне неудобные ситуации, когда машина, отгружающая товар, спешит, заставляя торопиться и работников склада. Спешка, как известно, вызывает ошибки, а этого допускать нельзя, т.к. работа с маркированным товаром предполагает проверку пришедших кодов маркировки вместе с продукцией.

Простым решением этой проблемы станет ТСД, который получает работник склада. С его помощью сотрудник быстро отсканирует коды маркировки на привезенном товаре, а установленная на нем программа автоматически проведет сверку всех позиций, что гарантирует отсутствие ошибок.

Существует несколько вариантов проверки соответствия кодов маркировки на товаре и в электронном документе:

  1. Доверительная приемка – вы принимаете товар без проверки, только на основании документа поставщика;
  2. Частичная проверка – вы проверяете на соответствие коды маркировки нескольких единиц товара из поставки;
  3. Полная проверка – проверка всех кодов маркировки из поставки.

По соображениям безопасности, рекомендуется делать хотя бы выборочную проверку. При доверительной приемке вы рискуете наткнуться на ошибки вашего же поставщика. Тогда у вас окажется товар, которого нет в системе маркировки, а это значит – продать вы его не сможете.

Проверка товара по уникальному коду маркировки (КМ) в зоне приемки и отгрузки товара

Отгрузка

Отгрузка товара – это процесс сверки данных, указанных в сопроводительном документе с реальным количеством и наименованием товара, который отгружается заказчику, либо же занесение данных по отгружаемому товару в новый документ. Достигается это предварительным подбором товаров с последующей отгрузкой. Цель этого действия – иметь четкое представление о том, какой товар будет отправлен со склада заказчику.

Комплектация заказа (подбор, сбор или пикинг) – это процесс сбора товара в месте его хранения для последующей отгрузки. Принято считать, что комплектация заказа – самый трудоёмкий складской процесс. На него приходится около 55% всех эксплуатационных расходов склада. Это связано с тем, что отгрузка товара происходит значительно чаще, чем его поступление или перемещение внутри склада. Идёт непрерывная борьба за повышение производительности работы склада и снижение издержек.

Способность компании собирать заказы одновременно, быстро и точно — обязательное условие ведения современного бизнеса.

С точки зрения используемой на складе тары, палетная маркировка является одной из самых распространенных.

Палета — это тара для доставки и хранения больших партий товара. Одна палета может содержать как товары одного наименования, так и разных. Чтобы проверить каждую палету вручную, потребуется крайне сконцентрированный человек, но даже в этом случае при наличии 100% собранности и квалификации могут быть допущены ошибки.

Проблему можно решить цифровизацией процессов – правильно подобранного программного обеспечения и оборудования.

На комплектацию заказа уходит около 55% всех эксплуатационных расходов склада

Зачем на складе маркированные товары?

С 1 июля 2020 года маркировка станет обязательной для табачных изделий, обуви и лекарств. Изменения в законодательстве и введение системы отслеживания товаров стали серьезным испытанием для многих предпринимателей, поскольку потребовали значительных изменений в бизнес-процессах, адаптации маркировки товаров под новые требования, доработки существующей инфраструктуры.

К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.

Пока же мы рассмотрим, как работать с самыми актуальными товарами на складе, подпадающие под закон об обязательной маркировке: обувь, табак, лекарства.

Возникает даже вопрос: а есть товары, которые маркировать не обязательно?

Если рассуждать глобально, то от наличия маркированного товара на складе зависят все ключевые процессы склада: от приемки товаров, комплектации, отгрузки, инвентаризации до других внутренних процессов.

Т.е. законодательная инициатива преследуя цель фискального надзора позволит снизить издержки в торговой и складской отраслях.