Склад по-новому: зачем нужна автоматизация

Почему необходима автоматизация склада и какие плюсы она способна принести ритейлеру?
Яков Токарев, консультант практики SAP
группы компаний «Пилот»

С развитием технологий ни один сегмент современной розничной торговли не может оставаться неизменным. Эта тенденция касается и складского пространства: большой склад, где по-прежнему поступление и убытие товара фиксируются письменно в книге учета, вызывает как минимум недоумение. Почему необходима автоматизация склада и какие плюсы она способна принести ритейлеру?

Проблемы неавтоматизированного склада

Когда на складе отсутствует автоматизированная система контроля за движением и размещением запасов, бизнесу приходится сталкиваться с целым рядом проблем. Рассмотрим самые болезненные из них.

Низкая скорость обработки клиентского заказа. Автоматизированная система учитывает не только движение и количественные показатели товара, но способна почти мгновенно подготовить задание для складского персонала, передав его на мобильное устройство свободного в данный момент сотрудника. При этом она рассматривает любые характеристики запаса. Когда подобную функцию берет на себя человек, пусть даже имеющий высокую квалификацию, подготовка к началу работ и само их выполнение занимает в десятки и сотни раз больше времени. А поскольку количество задач на движение товарного запаса в крупном распределительном центре за день может исчисляться тысячами, то промедление ведет за собой серьезные издержки для компании, поскольку она не может оперативно обработать большой пакет клиентских заказов.

Зависимость от конкретных людей. Когда склад не автоматизирован, ключевым фактором эффективности его работы становится незаменимость конкретных сотрудников. Это узкий круг лиц, которым известны места нахождения запасов, схемы обхода, принципы размещения и изъятия, последовательность и особенности обработки того или иного SKU, требования конкретного клиента. В результате ритейлер не может безболезненно для бизнеса заменить человека: вместе с уволенным сотрудником пропадет и информация, которой обладал только он. Процесс передачи данных новому работнику продолжителен и зачастую малоэффективен, что в свою очередь повышает издержки компании. Для ключевых фигур компании приходится оплачивать работу дублера, чтобы в случае болезни, отпуска или других причин отсутствия деятельность склада не была бы парализована.

Человеческий фактор, ошибки персонала. Работая без системы управления, ритейлер не может эффективно оптимизировать размещение запасов в рамках складской структуры. Часто возникает ситуация, когда товарные запасы размещаются по логике конкретного сотрудника, а не по принятым общескладским принципам. На примере алкогольного товара это может привести к ситуации, когда однотипная, но разного объема алкогольная продукция размещается ошибочно в одно складское место. Без возможности идентифицировать SKU по штрихкоду при подборе заказа комплектовщик может взять товар с объемом 0,7 вместо заказанных 0,5, что приводит к пересортице и последующей необходимости обработки возвратов от клиентов. Такие ситуации сказываются на репутации компании и приводят к дополнительным издержкам при проведении инвентаризаций, улаживании спорных вопросов с заказчиками, повторной подготовке и отправке заказа. Конечно, система управления складом не может гарантированно исключить подобные ситуации, однако существенно минимизирует их, позволяя адресно выявлять некомпетентность персонала, предоставляя инструмент для принятия менеджерских и управленческих решений.

Невозможность автоматизации, роботизации. Нужно ли говорить, что отсутствие системы управления складом является причиной отказа от использования современных автоматизированных складских систем, конвейеров и пр. Конкурентная способность компании неизбежно снижается, так как затраты на персонал в конечном итоге сказываются на себестоимости продаваемого товара. Конечно, процесс внедрения автоматизированного складского оборудования на начальном этапе является серьезным финансовым испытанием даже для крупных ритейлеров. Однако эти затраты окупаются и в конечном итоге переходят в фазу технической поддержки решения. А это несоизмеримо меньше, чем суммарный фонд оплаты труда складских работников, выполняющих по сути те же функции.

Плюсы системы автоматизации

Итак, что такое система автоматизации складского пространства и какие возможности и преимущества получает ритейлер при ее использовании?

Система автоматизации склада управляет каждым складским бизнес-процессом в рамках таких технологических цепочек, как приемка товара от поставщика, комплектация заказа или группы заказов клиентов, кросс-докинг, приемка возврата, оптимизация, каталогизация. Бизнес-процессы – это фактически звенья в каждой цепочке: разгрузка товара, деконсолидация, размещение, упаковка и распаковка, палетирование, штрихкодирование, контроль качества, комплектация, погрузка, выбраковка, межзональное движение, взвешивание. Приняв данные из учетной системы (ERP) компании (например, документ входящей поставки, заказы клиента на исходящую поставку, возвратную накладную), автоматизированная складская система формирует задачи складскому персоналу согласно его роли, уровня доступа, а также с учетом возможностей управляемого ими оборудования. К примеру, если в зоне подбора заказов уровень запаса конкретного SKU (идентификатор товарной позиции) опускается ниже порогового значения, система автоматически создает задачу на ее пополнение за счет зоны донора (допустим, высотное хранение). Водителю высотного погрузчика на терминал сбора данных приходит уведомление о необходимости изъять палету с товаром, размещенную в десятом ряду, стеллаж седьмой, ярус пятый. Снятую палету система указывает разместить в зоне упаковки, где упаковщику будет создана задача на палетирование.

Помимо формирования заданий, система автоматизации склада контролирует их выполнение, персонализированно фиксирует затраченное на это время и возможные отклонения от реального состояния запасов. На управляющем мониторе старший смены может в графическом представлении увидеть, где находится тот или иной сотрудник смены, какую задачу он выполняет, может связаться с ним, используя мобильный терминал.

Таким образом, система управления складом устраняет или минимизирует проблемы, связанные с зависимостью склада от конкретных людей, ошибками персонала, мошенничеством и скоростью обработки поступающего запаса, клиентских заказов, задач оптимизации. Разумеется, это далеко не все преимущества, которые предоставляют системы автоматизации. Снижение издержек, значительное повышение прозрачности складских запасов и операций, увеличение конкурентоспособности и быстроты сборки достигаются за счет следующих факторов.

Уход от бумажной технологии. Работнику склада больше не нужно бегать к старшему смены или месту размещения сетевого принтера для того, чтобы получить очередную складскую задачу, – система передает их непосредственно на терминал сбора данных или пульт управления погрузчиком. Автоматизировав склад, ритейлер получает возможность в онлайн-режиме проводить и контролировать обработку складских заказов, фиксировать товарные остатки и проводить их реорганизацию, получать аналитические отчеты по операциям и остаткам практически любого уровня сложности. Также он контролирует возникающие расхождения между учетными и фактическими остатками.

Адресное хранение. Автоматизированный склад с адресной системой хранения запаса дает возможность бизнесу точно знать, где находится конкретный запас и куда его необходимо разместить в рамках технологической цепочки. Каждое складское место имеет свой размер по длине, ширине и высоте, а также координаты в трех измерениях, для расчета наиболее оптимального движения для сотрудника, например, при подборе сложного заказа. Система последовательно направляет исполнителя по заранее подготовленной траектории движения. При этом уровень адресного хранения может быть укрупненным или сколь угодно детальным.

Интеграция в общую систему. Рассмотрим ее на примере. Часто совместно со складской учетной системой используется система управления транспортировками. Возможность передачи между этими блоками данных об основных общих объектах дает неоспоримые преимущества в логистических операциях как с использованием собственного транспорта, так и при привлечении стороннего перевозчика. Созданный объект транспортировки передается из системы управления транспортом, и в момент, когда он физически оказывается на территории, автоматизированная система берет на себя его сопровождение от КПП через внутреннюю стоянку к воротам склада (пандусу) для проведения погрузочно-разгрузочных операций. Фиксирует статус проведения данных операций, последовательность размещения отгружаемого запаса в кузове, с учетом весогабаритных характеристик. Складская учетная система может быть интегрирована с производственной, управленческой, учетной, транспортной. Эффективной считается конструкция, когда все эти блоки разрабатываются и поддерживаются одним производителем.

Контроль производительности персонала. Воспользовавшись данными, фиксируемыми системой по каждой складской задаче, с учетом нормативов производительности персонала, значительно легче принимать те или иные управленческие решения. Например, вы­явить снижение производительности комплектовщиков в пиковое время и оперативно перераспределить нагрузку, направив сотрудников с других участков.

Инвентаризация без остановки склада. В процессе работы с конкретным складским местом сотрудник получает возможность провести оперативную инвентаризацию в случае, когда запас, по мнению системы, исчерпан. Таким образом, происходит подтверждение нулевого запаса или корректировка, если данные запаса расходятся с фактическими. То же самое происходит, когда фактического запаса не хватает и складская задача не может быть полноценно выполнена. Во всех этих случаях налицо операции выравнивания запаса, а полученные дельты передаются специальной службе контроля для дальнейшего разбирательства причин. Также у бизнеса есть возможность назначить процессы периодической инвентаризации для группы складских мест без полной остановки склада.

Как выбрать систему автоматизации

Перечисленные в первой части проблемы и минусы вполне могут стать причиной принятия решения об автоматизации склада. Нужно внимательно подойти к процессу выбора подходящей системы.

Для подбора продукта по управлению складом в первую очередь нужно отталкиваться от сложности и объема предполагаемого складского решения. Если это большой распределительный центр, то решение нужно выбирать надежное, быстродействующее, проверенное на рынке. Оно должно иметь необходимый уровень технической поддержки производителя. Зачастую важно, чтобы решение представляло собой конструктор и могло использоваться группой внедрения для реализации практически любого бизнес-процесса, который может возникать на складе.

Для небольших складских площадей со строго ограниченным набором бизнес-процессов могут подойти недорогие отечественные разработки. Однако надо учитывать: чем значительнее размер склада, тем более принципиальным становится вопрос масштабируемости решения, возможности его дальнейшего развития. Тем менее пригодной становится система, в которую заложены только бизнес-процессы «от а до я» и не более. Подход постепенного расширения видов выполняемых складских задач, таких как, например, сборка комплектов, учет температурных условий, каталогизация, соответствует только крупным программным продуктам с многолетней экспертизой и опытом. Система автоматизации склада может быть специфической для определенного вида товаров, а может быть масштабируемой и адаптивной для любого вида продукции, начиная от лекарств и заканчивая строительными материалами. Универсальность системы – залог большого количества внедрений и, как следствие, готовности к любому вектору развития бизнеса.

Естественно же, нужно обращать внимание и на стоимость решения. В настоящий момент большинство систем автоматизации склада, представленных на российском рынке, разработаны зарубежными производителями. Отечественные решения являются конкурентоспособными в своем ценовом сегменте, однако зачастую не обладают, по сравнению с иностранными аналогами, требуемой экспертизой. Но важно, особенно при сложившейся экономической ситуации, не переплачивать и не столкнуться с валютными рисками. Поэтому стоит отдавать предпочтение решению с рублевыми ценами.

Какому складу подходит, а какому не подходит автоматизация

Рекомендовано рассматривать автоматизацию складского комплекса, где присутствует один или несколько нижеприведенных признаков:

  • складская площадь от 1 тыс. м2;
  • обработка от 500 до нескольких тысяч клиентских заказов в месяц при значительном объеме каждого заказа;
  • пиковая численность складского персонала смены измеряется десятками;
  • более 500 ассортиментных позиций;
  • возможность дальнейшего тиражирования решения на другие складские комплексы компании.

Автоматизация меньших складов проводится на усмотрение ритейлера. Безусловно, сократятся затраты и увеличится прибыль, но эффективность окажется не столь существенной, как при автоматизации крупного склада. Совсем небольшие склады автоматизировать не имеет смысла: размер их складского пространства обычно настолько несущественен, что упрощенная система хранения и бумажная технология ведения отчетности покрывают все потребности ритейлера.

Автоматизация склада – тот шаг, к которому неизбежно приходит ритейлер, решающий развивать бизнес. Благодаря внедрению этой системы он получает возможность не просто увеличить эффективность магазина, но и оптимизировать процессы, устранив ненужные и бессмысленные траты.

Варианты организации подборного ряда на складах под управлением WMS
Варианты организации подборного ряда на складах под управлением WMS

В настоящее время складов, которые выполняют функции распределительных центров (т. е. принимают товар паллетами, а отгружают более мелкими упаковками), значительно больше, чем складов, принимающих и отгружающих товар только целыми паллетами. Для складов, занимающихся распределением, самой частой из технологических операций является подбор товара из подборного ряда. Эффективность организации подбора в значительной степени определяет комплексную эффективность работы такого склада.

Оптимизация технологического процесса на складе (ч. 2)
Оптимизация технологического процесса на складе (ч. 2)

Размещение товаров на хранение и комплектация заказов

Складская недвижимость России. Итоги 2016 года
Складская недвижимость России. Итоги 2016 года

За 2016 г. рынок качественной складской недвижимости в России пополнился на 1378 тыс. м2, из которых в Московском регионе было построено и введено в эксплуатацию 720 тыс. м2, в Санкт-Петербурге — 189 тыс. м2, в регионах России — 469 тыс. м2.

Оптимизация технологического процесса на складе (ч. 1)
Оптимизация технологического процесса на складе (ч. 1)

Основу внутрискладской логистики составляет технологический процесс, т. е. система операций по подготовке склада к приемке продукции, разгрузке транспортных средств, приемке продукции, размещению ее на хранение, организации хранения, комплектации заказов, подготовке к отпуску и отгрузке со склада. От того, насколько эффективно будут выполнены эти операции, зависит работа других отделов компании, уровень логистического сервиса, предоставляемого клиентам, а следовательно, и уровень конкурентоспособности компании на рынке. В связи с этим перед руководством склада каждого предприятия стоит задача максимально оптимизировать технологический процесс.

XX Московский Международный Логистический Форум (ММЛФ–2017)
XX Московский Международный Логистический Форум (ММЛФ–2017)

С 13 по 17 февраля в столице прошел XX Московский Международный Логистический Форум (ММЛФ–2017). В этом году программа старейшего в России логистического мероприятия была значительно расширена. В ключевой день Форума – 16 февраля – выступили более 50 докладчиков, в том числе руководители логистических подразделений таких крупных компаний как X5 Retail Group, НЛМК, Coca-Cola HBC Russia, «Газпром нефть», КамАЗ и др.