Как выбрать штабелер

С. Данилова

Самоходные электроштабелеры c поворотной рукояткой становятся все более популярны. Это достаточно недорогое и эффективное техническое средство с успехом используется для укладки пакетированных грузов на поддонах и погрузки-разгрузки автотранспорта на небольших складах. Основное преимущество их перед противовесными вилочными погрузчиками заключается в том, что штабелеры требуют в полтора-два раза меньше места для маневра. Это позволяет владельцу или арендатору склада сэкономить место под хранение грузов. Сегодня мы расскажем, как правильно подобрать модель такой техники.

Существует несколько важных критериев выбора самоходного штабелера:

  • начальная грузоподъемность;
  • грузоподъемность на верхнем ярусе стеллажа или на наивысшей точке подъема вил;
  • грузооборот штабелера в рабочую смену (сутки);
  • ширина прохода между стеллажами;
  • тип управления (ведомый или с платформой);
  • состояние поверхности пола;
  • надежность и прочность конструкции;
  • управление.

Рассмотрим их более подробно. Самое первое, что должен определить для себя будущий владелец штабелера с поворотной рукояткой, – это то, какова должна быть его грузоподъемность (г/п). Как правило, у самых популярных штабелеров начальная г/п 1000, 1200, 1400 и 1600 кг, но существуют и модели г/ п 2000…3000 кг (в специальном исполнении эти машины могут иметь г/п и до 10 т). Конструкция таких штабелеров не позволяет увеличить высоту подъема груза более 6 м. Многие потребители не знают, что г/п штабелера, как и любой другой подъемно-транспортной техники, уменьшается пропорционально увеличению высоты подъема вил, причем величина этого уменьшения для каждой модели штабелеров разная. На эти параметры следует обратить особое внимание, поскольку может оказаться, что, например, самоходные штабелеры с высотой подъема вил 4,0 м и начальной г/п 1200 кг и 1600 кг в верхней точке подъема могут иметь одну и ту же остаточную г/п – 800 кг. Графики изменения остаточной г/п машин в зависимости от высоты подъема вил и положения центра тяжести груза обычно приводятся в их технических характеристиках. Как правило, на высоту около 5…6 м самоходные штабелеры не способны поднимать груз массой более 500…800 кг.

Знать производительность штабелера за рабочую смену необходимо для того, чтобы высчитать, сколько времени без подзарядки проработает та или иная модель. На это влияют и такие показатели, как напряжение и емкость аккумуляторной батареи (АКБ), мощности двигателя подъема вил и тягового двигателя, максимальная высота подъема вил. В основном штабелеры разделяются на модели с тяговыми и с полутяговыми АКБ. Вторые предназначены для эксплуатации на небольших складах с оборотом груза порядка 40…60 т в смену. Модели с тяговыми АКБ рассчитаны на 8- или 12-часовую рабочую смену, но не все штабелеры способны отработать это время полностью. Такие расчеты лучше всего получить у поставщика или производителя техники.

Ширина прохода между стеллажами – это самый значимый параметр выбора модели штабелера. Скажем прямо, что самоходные штабелеры, ведомые оператором, не способны работать в коридорах с расстоянием между стеллажами менее 2 м, и производители, утверждающие обратное, попросту вводят покупателей в заблуждение. Понять это можно, проведя несложные вычисления.

В технических характеристиках напольного транспорта обычно приводится параметр Ast, это и есть расстояние, необходимое для разворота штабелера с паллетой 1200 800 мм, т. е. с европоддоном. Рассчитывается Ast как диагональ штабелера с паллетой плюс 200 мм (зазор по 100 мм с каждой его стороны обеспечивает безопасность маневров). Длина самоходных штабелеров с вилами находится в диапазоне 1780…2000 мм, ширина – 800…1050 мм. Диагональ штабелера длиной 1960 мм и шириной 850 мм составит 2140 мм. Чтобы получить ширину безопасного коридора, прибавим к ней 200 мм и получим, что Ast равен 2340 мм. В данном случае мы не учли, что паллета может быть длинней вил на 30...50 мм, что еще больше увеличивает Ast.

Вот другой, более конкретный пример. Компактный штабелер LOC А12 компании MLM (группа Manitou) длиной 1780 мм (+50 мм) с паллетой длиной 1830 мм и шириной 800 мм имеет диагональ 1990 мм. Прибавляя к этой величине 200 мм, получим рабочий коридор Ast = 2200 мм. Можно, конечно, попытаться работать и в 2-метровом коридоре, но это небезопасно и будет отнимать у оператора много времени на маневры. Отсюда следует, что для нормальной работы штабелеров необходимо оставлять коридор как минимум 2,2 м, а для некоторых моделей – не менее 2,5 м.

Штабелеры с откидной площадкой для оператора имеют больший рабочий коридор, нежели модели, ведомые оператором. Однако в полезности этих площадок, на наш взгляд, можно усомниться, и вот почему. Во-первых, максимальная скорость передвижения с грузом таких моделей не более 5…5,5 км/ч, на практике скорость движения с грузом – около 4…4,5 км/ ч, т. е. такая же, как у пешехода. Во-вторых, если требуется перемещать груз на большие расстояния, целесообразней использовать самоходные гидравлические тележки с платформой, корзиной или кабиной, например, серий LOC PFR 6, LOC PFR 9, LOC PFO, MAXILOC компании MLM – тип техники, который как раз и предназначен для таких операций.

Состояние поверхности пола также влияет на выбор модели штабелера. Все штабелеры предназначены для работы только на идеально ровной твердой поверхности, но действительность предлагает совсем другие условия. Клиренс штабелера (дорожный просвет) составляет всего 20…30 мм, так что преодоление любой наклонной площадки вызывает серьезные трудности. Специально для таких случаев некоторые модели имеют изменяемый клиренс (до 160 мм), что позволяет преодолевать подъемы и небольшие неровности пола. Отметим также, что устойчивость штабелеров, особенно с большой высотой подъема, невысокая, поэтому неровность пола отрицательно сказывается на безопасности их работы. Колеса штабелера покрыты резиной или полиуретаном (на более дорогих моделях). Полиуретан более износоустойчив для использования на бетонном или асфальтированном покрытии. На асфальте могут работать не все модели штабелеров, особенно если он недостаточно хорошо укатан.

Еще одним важным критерием выбора самоходного штабелера является прочность его конструкции и узлов. Первое, на что следует обратить внимание, – это корпус шасси штабелера, который закрывает электрические узлы и двигатели. На моделях самоходных штабелеров LOC высокого класса эти компоненты надежно защищены цельным стальным листом толщиной 5 мм, который выдерживает любые возможные удары и столкновения при эксплуатации. Важно также предварительно тщательно изучить конструкцию мачты, вил и гидроцилиндров подъема. При подъеме груза максимально разрешенной массы прогиб вил должен быть минимальным, в противном случае через некоторое время они деформируются и штабелер станет крайне тяжело эксплуатировать. Два цилиндра подъема вил лучше тем, что сохраняется более полный обзор оператору и снижается риск аварий в процессе эксплуатации.

Органы управления разных самоходных штабелеров очень похожи, вместе с тем у некоторых моделей они имеют свои отличительные особенности, которые увеличивают скорость обработки груза и облегчают работу. Подъем-опускание вил может осуществляться с помощью установленного на корпусе штабелера рычага, однако все же это неудобно, поскольку руки оператора при работе находятся на рукоятке управления, и, чтобы включить функции, ему необходимо дотянуться до этого рычага. На некоторых моделях используется «прогрессивное» управление подъемом: при большем усилии на рычаге скорость подъема вил возрастает. На современных версиях органы управления расположены на поворотной рукоятке, что более удобно. Клавиши подъема и опускания также могут иметь «прогрессивное» управление, т. е. менять скорость движения вил в зависимости от усилия нажатия на них, что экономит время установки или снятия паллет со стеллажей. Нажатие на клавишу «tortle» (англ. «черепаха») обеспечивает медленный и плавный разгон и торможение штабелера, что позволяет предотвратить возможное падение хрупкого или не слишком устойчиво размещенного груза. На многих старых моделях рукоятка управления при отпускании автоматически принимала вертикальное положение, а сам штабелер останавливался. Более новые модели самоходных штабелеров позволяют продолжить движение (на очень низкой скорости) с вертикально поднятой рукояткой управления при нажатой клавише «tortle», облегчая маневры в узких проходах и стесненном пространстве.

Электроштабелеры предназначены по большей части для операций с паллетами европейского стандарта, размеров 1200 800 мм, но есть модели, которые способны работать также с паллетами финского и американского стандартов. Самоходные штабелеры, как и погрузчики, могут иметь функции свободного подъема (хода) вил (full free lift), бокового смещения вил (side shift), комплектоваться раздвижными вилами или другими навесными грузозахватными устройствами. Для использования в нестандартных условиях штабелеры могут быть выполнены с разными видами защиты, например, в низкотемпературной версии для эксплуатации в складах-холодильниках, с металлизацией шасси для работы с агрессивных средах, с гальваническим покрытием и вилами, выполненными из нержавеющей стали. При необходимости на технику дополнительно может быть установлена защита от пыли и влаги соответствующего класса IP.

Перспективы бренда Yale на российском рынке (Интервью с руководителем департамента продаж складской техники «НАК Машинери» Сергеем Папениным)
Перспективы бренда Yale на российском рынке
Интервью с руководителем департамента продаж складской техники «НАК Машинери» Сергеем Папениным
KION Baoli – новая компания на логистическом рынке EMEA
KION Baoli – новая компания на логистическом рынке EMEA

Новый крупный игрок заявил о себе на европейском логистическом рынке: компания Baoli EMEA, входящая в группу KION, нацелена занять лидирующие позиции в ряде отраслевых рынков за счет создания новой организационной структуры.

Напольный транспорт Китая на пути к новым достижениям
Напольный транспорт Китая на пути к новым достижениям

В то время как остальная часть мира все еще продолжает испытывать последствия экономического спада, Китай сумел пройти через них относительно невредимым. Немного снизив свою динамику в начале мирового кризиса, промышленность Поднебесной быстро оправилась, и большинство отраслей, включая производство и продажи напольного транспорта, продолжили свой рост.

Новый шестиходовой ричтрак Rocla HXM для обработки длинномерных грузов
Новый шестиходовой ричтрак Rocla HXM для обработки длинномерных грузов

Удостоенная наград за эргономику линейка ричтраков Rocla Humanic2 пополнилась новой моделью для обработки длинномерных грузов. Конструкторы Rocla соединили в модели HXM высокие стандарты комфорта и безопасности серии Humanic2, производительность многоходовой модели Rocla TEM, а также добавили новые функции для максимально эффективной работы в узких пространствах.

Компания STILL начала продажи новых моделей складской техники для эффективной обработки палет
Компания STILL начала продажи новых моделей складской техники для эффективной обработки палет

Низкоподъемная электротележка SXH 20 идеально подходит для погрузки/ разгрузки грузового транспорта и горизонтального перемещения грузов, а штабелер SXD 20 отличается высоким грузооборотом, обеспечивая одновременную транспортировку двух палет.