Мифы и реальность. Мифы о терминалах
Мы продолжаем серию статей, объединенных одной идеей – рассмотреть самые распространенные заблуждения отечественных потребителей об оборудовании для штрихового кодирования. Ранее мы уже познакомились с мифами о принтерах и сканерах штрих-кодов, а теперь поговорим о терминалах сбора данных.
Мифы о терминалах
Миф 1. Самый дешевый терминал сбора данных решит проблемы склада. Часто первый разговор с менеджером компании-поставщика клиенты начинают примерно так: продайте самую доступную (читай – дешевую) модель терминала сбора данных. У клиента уже выстроилась логическая цепочка: задача оборудования – собрать данные и ввести их в компьютер, а значит, с этой проблемой справится любая модель. Иной менеджер, возможно, так и поступит, а грамотный, добросовестный специалист начнет вежливо выяснять все аспекты применения терминалов сбора данных на предприятии заказчика.
Реальность. Безусловно, первостепенная роль любой модели терминала сбора данных – собрать эти самые данные о приходе товара, отгрузках, помочь в комплектовании заказа (работа по накладной) и передать требуемые сведения на компьютер WMS-системы для синхронизации баз данных предприятия. Вопрос заключается в том, насколько сложны схемы сбора данных на конкретном предприятии и насколько полно отвечают этим требованиям возможности конфигурационного ПО терминала. Стоит уделить особое внимание и тому формату баз данных, который поддерживают данная модель терминала и версия системы управления складом клиента.
Кроме того, опытный менеджер обязательно поинтересуется объемом номенклатуры товаров на предприятии клиента. Ведь если подойдет и простая модель с минимумом возможностей настройки, то совсем необязательно, что у нее хватит памяти для хранения базы данных товаров, непосредственно используемой в процессе работы терминала: простые и недорогие модели оснащаются обычно памятью объемом 1…2 Мб (реже – до 8 Мб). Учтите и то обстоятельство, что если объема памяти хватает почти «впритык», то рациональнее выбрать модель следующего класса: полностью заполненную память процессор терминала при поиске товаров будет обрабатывать слишком долго, что приведет к значительным простоям в работе. И конечно, чем выше класс терминала, тем более мощным процессором он оснащен. О возможностях коммуникации в данном разделе умолчим. Достаточно ли клиенту проводных интерфейсов или же он планирует использовать беспроводные технологии, вплоть до выхода с терминала в Internet – ответы на эти вопросы существенно сужают круг потенциального выбора.
Миф 2. Терминал сбора данных с операционной системой Windows предпочтительнее моделей с операционной системой DOS. Все чаще в модельных линейках производителей встречаются терминалы, на которых установлена операционная система от небезызвестной корпорации Microsoft. Иные производители и вовсе «свернули» линейки с операционными системами, основанными на DOS. Интенсивные маркетинговые шаги производителей и дистрибьюторов не оставляют сомнений, что терминалы сбора данных с операционными системами, использующими неграфический интерфейс, уходят в прошлое.
Реальность. Безусловно, приятно использовать ставший таким привычным интерфейс операционной системы от Microsoft, работать с самыми последними достижениями в технологиях передачи данных (Wi-Fi, BlueTooth и GPRS) и сознавать, что ваши сотрудники оснащены моделями терминалов, способными хранить в себе колоссальные объемы информации. Поэтому такие модели терминалов сбора данных применяются в основном на крупных предприятиях различных отраслей экономики – ведь и стоимость их достаточно велика. Но порой для решения задач вся эта мощь никогда не потребуется, а во главу угла ставятся компактность, масса и простота использования. Например, в тех случаях, когда предприятие только стартовало, номенклатура товаров небольшая, техническая грамотность рабочего персонала невысока, в эксплуатации терминала требуется максимальная простота и т. д. Вот тут-то модели начального класса просто незаменимы. Следует учитывать, что практически все складские и логистические операции уже давно и достаточно подробно формализованы. Этот факт широко используют компании–поставщики терминалов сбора данных, предлагая в комплекте или за отдельную плату комплексы
готовых или настраиваемых программных средств для простой интеграции купленной модели терминала в инфраструктуру предприятия. Безусловно, выбор оптимальной модели лучше доверить специалисту.
Миф 3. Терминал сбора данных должен иметь сканер штрих-кода типа Area image. Нет сомнений, что за image-технологиями сканирования штрих-кода (в особенности за Area image) – будущее: их отличает надежность, высокая скорость, пониженная чувствительность к некачественным штрих-кодам и т. д. Все это активно доводится до нашего сознания маркетологами и является чистой правдой. Неудивительно, что спрос на эти модели растет: все чаще клиенты хотят, чтобы их терминал сбора данных был оснащен именно Area image-сканером штрих-кода.
Реальность. Area image-технология действительно обладает всеми особенностями, перечисленными выше. Отдельно стоит отметить и нечувствительность таких сканеров к углу поворота штрих-кода относительно сканера, так как считывание в этом случае одинаково хорошо осуществляется во всех направлениях и оператору нет нужды специально нацеливать терминал на код. Но за удобство всегда нужно платить. При всех прочих равных характеристиках терминал с такой системой сканирования штрих-кода примерно на 35…40% дороже своего собрата, оснащенного лазерной или Linear image сканирующей системой. Следует учесть, что в современные терминалы промышленного класса считывающий модуль низкого класса (малоскоростной, с небольшой дальностью считывания, с невысоким уровнем защиты от ударов и т. п.) уже не может попасть в принципе: производители терминалов среднего и промышленного классов, чтобы не рисковать репутацией, устанавливают на свои модели сканирующие модули от лидеров рынка, оттачивающих их конструкцию годами. А разница в скорости считывания уже не столь существенна, она в любом случае значительно превышает скорость реакции человека. Сравнение последних моделей показывает, что производители лазерных сканирующих систем затратили массу сил, чтобы их продукция все увереннее считывала и поврежденные штрих-коды.
Итак, мы выяснили, что относительно скорости, дальности работы и уверенности считывания штрих-кодов все упомянутые технологии находятся примерно на одном уровне. Главное функциональное различие – возможность распознавания типов (не путать с символиками) штрих-кодов, среди которых, как известно, существуют две большие группы: одномерные (линейные) и двумерные (2D штрих-коды). Дело в том, что лазерная технология сканирования никоим образом не приспособлена для считывания двумерных штрих-кодов (Datamatrix, QRCode, MaxiCode и др.), а распознает только линейные кодировки (EAN, UPC, Interleaved и т. д.).
Напротив, технология Area image изначально разрабатывалась именно для считывания двумерных типов штрих-кода. Благодаря своим особенностям (более подробную информацию см. в предыдущих номерах «СиТ») такому сканеру абсолютно все равно, какой тип штрих-кода перед ним находится. Подобная универсальность незаменима, если ваши бизнес-процессы рассчитаны на использование двумерных типов штрих-кода (или сочетание линейных и двумерных). А вот если вы используете исключительно линейные кодировки, то сэкономленную треть разницы в стоимости терминалов сбора данных можно направить на решение других задач, уверенно выбрав модель (а чаще всего модификацию) с лазерным типом сканера штрих-кода.
Миф 4. Терминал сбора данных должен быть оснащен беспроводным интерфейсом BlueTooth. В качестве отдельного преимущества при выборе конкретной модели клиенту часто сообщают о наличии дополнительного интерфейса BlueTooth, благодаря которому данные можно будет передавать без проводного соединения.
Реальность. К сожалению, за описанием преимуществ данного интерфейса в области передачи данных между ПК и терминалом зачастую стоит попытка замаскировать тот факт, что для беспроводной передачи данных такая модель не оснащена беспроводным интерфейсом Wi-Fi, действительно разработанным в свое время для передачи больших объемов данных на достаточно большие расстояния в пределах одного предприятия – 100 и более метров от базовых ПК (при использовании ретрансляторов вопрос ограничения в зоне охвата практически снимается). В текущий момент дальность связи по BlueTooth в условиях России не превышает 10 м – рациональнее подойти к ПК и использовать установку терминала сбора данных в базовую станцию (cradle), которая подключена к компьютеру. Многие из таких станций имеют функции не только посредника между терминалом и ПК, но и производят одновременную подзарядку аккумуляторов терминала. Помните: основное назначение интерфейса BlueTooth в терминале – управление внешними устройствами (например, мобильным принтером этикеток, который оператор носит на поясе). Для передачи значительных объемов данных предназначен интерфейс Wi-Fi.
Миф 5. Терминал сбора данных должен быть постоянно на связи с основным ПК. При обсуждении схемы работы терминалов сбора данных клиент часто говорит о необходимости их использования в качестве терминального устройства, передающего считанные данные на ПК в режиме реального времени посредством одного из беспроводных интерфейсов.
Реальность. Если стоит задача передачи считанных данных (каждого штрих-кода) в режиме on-line на базовый ПК для их обработки, то логичнее использовать радиосканер штрих-кода: в этом случае при тех же трудозатратах удастся существенно сэкономить на оборудовании. Терминалы сбора данных разрабатывались именно как устройства, которые можно автономно использовать для учета товаропотоков без какой-либо зависимости от базовых ПК предприятия, передав собранные данные позже. Безусловно, современные технические и программные средства позволяют поддерживать постоянную связь с терминалом в пределах зоны покрытия беспроводной сети предприятия, но следует учесть, что это существенно снижает срок автономной работы аккумулятора терминала сбора данных, уменьшая драгоценное время между необходимыми подзарядками.