Биг-бэги. Обзор моделей (Часть 2)

Мягкие контейнеры производства Группы компаний «Алеко» и ОАО «Полимерконтейнер», выбор в зависимости от типа груза
Ю. Полярин, к.т.н.

Группа компаний «Алеко» производит одно-, двух- и четырехстропные мягкие контейнеры (далее – МК) из полипропилена. Помимо обычных вариантов исполнения предприятие выпускает многослойные биг-бэги. Такая конструкция повышает сохранность груза от повреждений и препятствует боковому растяжению ткани, что дает возможность оптимально разместить мягкие контейнеры в транспортных средствах.

Биг-бэги из полимерных тканей ОАО «Полимерконтейнер» могут быть одно- или двухстропными.

Главной задачей предприятий, применяющих биг-бэги для упаковки и транспортировки своей продукции, является выбор из многочисленных типоразмеров и конструкций МК наиболее рациональных вариантов с учетом характеристики грузов (дисперсные, зернистые, гранулированные, кусковые), их насыпной массы (плотности), токсичности, имеющихся в наличии средств механизации, вида транспорта для перевозки.

Выбор биг-бэгов для дисперсных, зернистых и гранулированных сыпучих грузов без острых кромок и углов

К дисперсным сыпучим грузам относятся, в частности, цемент, мука, сода, технический углерод, бериллиевый концентрат; к зернистым грузам – сахар-песок, соль; к гранулированным – продукция химической, пищевой промышленности в гранулах. Для перевозки указанных выше неслеживающихся и неопасных сыпучих грузов выбирают, как правило, классические стандартные одно- и двухслойные мягкие контейнеры с вкладышами и внешним покрытием оболочки контейнера или без него. Для малослеживающихся сыпучих грузов лучше использовать биг-бэги с увеличенным размером разгрузочных люков, часто выполняемых в виде конуса. Для опасных сыпучих грузов, например бериллиевого концентрата, применяют имеющие повышенную прочность и герметичность трех- или четырехстропные МК с вкладышами. Масса загружаемого в контейнер опасного груза не должна превышать 1 т.

Конструкция одно- и двухстропного контейнеров производства ГК «Алеко»

Грузоподъемность (г/п) изделия выбирают исходя из имеющегося на предприятии погрузочно-разгрузочного оборудования. Обычно она равна 1,0 или 1,5 т для работы с электропогрузчиками г/п 1,0 и 1,6 т соответственно. Длина, ширина основания (дна) биг-бэга или его диаметр должны соответствовать параметрам транспортных средств.

Понятно, что для снижения издержек при перевозке более рационально применять биг-бэги, имеющие форму параллелепипеда, а не цилиндра, поскольку они позволяют лучше использовать объем транспортного средства. Для крытых вагонов внутренней шириной 2760 мм оптимальным вариантом станет применение МК с дном размерами 600х600 мм; 800х800; 1200х1200 (1150х1150) мм или диаметром 600, 800, 1200 (1150) мм. В этом случае контейнеры размещают по четыре, три и два по ширине вагона с соответствующими манипуляционными зазорами. В крупнотоннажных грузовых контейнерах внутренней шириной 2330 мм рационально размещать биг-бэги с дном размерами 1100х1100 мм; 1000х1000; 700х700 мм или аналогичного диаметра. Общая высота МК равна сумме высоты загрузки и длины грузозахватного элемента (проушин, петель или стропов).

Высота загрузки биг-бэга при заданных грузоподъемности и рабочем объеме зависит от удельной насыпной массы (плотности) груза. Высоту загрузки Нз, м, для мягкого контейнера, имеющего форму параллелепипеда, можно примерно определить по формуле

Нз = Гк / (gнab),

где Гк – грузоподъемность контейнера, т;
gн – удельная насыпная масса (плотность) груза, т/м3;
а – длина дна контейнера, м;
b – ширина дна контейнера, м.

Высота загрузки, м, для мягких контейнеров в форме цилиндра

Нз = 4Гк /(gн πd 2),

где π – число «пи» (3,14);
d – диаметр контейнера, м.

Длина грузозахватных элементов в зависимости от конструкции биг-бэга колеблется от 350 мм (короткие петли в углах контейнера) до 800 мм (проушины, выполненные заодно с оболочкой контейнера). Суммируя высоту загрузки Нз и длину грузозахватных элементов, получаем общую высоту мягкого контейнера.

Особое внимание надо обращать на значение насыпной массы (плотности) груза. Анализ технических характеристик современных мягких контейнеров показывает, что удельная насыпная масса (плотность) груза не должна превышать ее предельных значений для выбранного типа МК.

Многослойная конструкция биг-бэга «Алеко»
Многослойная конструкция биг-бэга «Алеко»

Выбор биг-бэга для дисперсных, зернистых и гранулированных сыпучих грузов, имеющих острые кромки и углы

Как показывает мировой опыт, мягкие контейнеры применяют в основном для упаковки, транспортировки и кратковременного хранения неслеживающихся и малослеживающихся сыпучих грузов (дисперсных, зернистых и гранулированных) с удельной насыпной массой (плотностью) 0,75...2,5 т/м3 (преимущественно 1...1,5 т/м3).

В последние 10...15 лет с целью снижения затрат на тару мягкие контейнеры стали применять для перевозки кусковых грузов – строительных, ферросплавов, концентратов, металлов с плотностью от 2,5 т/м3 и выше, при этом крупность кусков достигает 80 мм. Как правило, они имеют острые кромки и углы, которые могут прорезать вкладыши и оболочку контейнера при загрузке и проведении ПРТС работ. Для снижения механического воздействия содержимого на вкладыши и оболочку контейнеров их устанавливают на плоские поддоны с последующим скреплением с ними. В этом случае подъем-опускание контейнеров происходит за счет ввода вил в проемы поддонов, а использование для этих целей грузозахватных элементов самого контейнера (проушин, петель, стропов) должно исключать перемещение кусков внутри контейнеров и их прорезание.

Однако, как показала отечественная практика, при перевозках грузов в кусках до 80 мм с использованием мягких контейнеров, установленных на плоские поддоны и скрепленных с ними, такая упаковка не предотвращает повреждений (порезов) вкладышей и оболочки. В некоторых биг-бэгах автор наблюдал до 20 сквозных порезов разной длины. Хотя потерь продукции не было, наружные повреждения приходилось заклеивать липкой лентой. Необходимо отметить, что если кусковой груз, упакованный по такой схеме, поступает непосредственно на перерабатывающее предприятие, например металлургический завод, с целью использования его в производстве сразу или после кратковременного хранения, то применение такой упаковки может и не привести к потерям содержимого.

Если же продукция требует длительного хранения с последующей транспортировкой, нужны дополнительные меры по усовершенствованию упаковки, а значит, и лишние денежные затраты, которые составляют примерно 10...15 USD на 1 т груза, что несопоставимо с его собственной стоимостью, которая может достигать 2000 USD и выше.

Исходя из сказанного, можно предложить следующую новую концепцию упаковки, транспортировки и хранения ценных кусковых грузов, которая уже дала положительные результаты на практике:

  • учитывая большую плотность кусковых грузов (от 2,5 т/м3 и выше), необходимо применять для первичной упаковки одноразовые трех- или четырехслойные мягкие контейнеры с прочными вкладышами из того же материала, из которого изготовлена оболочка. При насыпной массе (плотности) груза от 2,5 до 3,5 т/м3 рационально применение МК диаметром 800 мм c высотой загрузки 500...600 мм и г/п 1,0 т. При насыпной массе (плотности) груза от 3,5 т/м3 и выше используют мягкие контейнеры диаметром 600 (650) мм с высотой загрузки 400...500 мм и г/п 1,0 т;
  • первичный грузовой контейнер после заполнения вставляется во второй мягкий контейнер с квадратным дном размером 820х840 мм или 620х640 мм. Дно должно иметь жесткие вкладыши, которые размещают между слоями оболочки контейнера и которые можно свободно вынуть. Жесткие вкладыши изготавливают из трех- или пятислойного гофрированного картона толщиной 4,0...5,5 мм, что предотвращает прорезание второго контейнера, а в случае потери ценного груза из первого контейнера сохраняют его. Зазоры между первым и вторым мягкими контейнерами заполняют отходами гофрокартона, бумагой или пенопластом. Такие мягкие контейнеры выпускает, например, торгово-промышленная корпорация «Развитие XXI век»;
  • полученную таким образом сдвоенную упаковку устанавливают на плоский поддон и скрепляют с ним в двух направлениях полипропиленовой лентой шириной не менее 16 мм (по две ленты в каждом направлении). Поддон должен быть четырехзаходным и иметь размеры (длину и ширину), равные размеру второго контейнера или несколько больше, на 30...40 мм;
  • подъем, опускание, перемещение сформированной грузовой единицы осуществляют с помощью погрузчиков соответствующей грузоподъемности, вводя вилы в проемы поддона, а не за проушины, петли и стропы самого контейнера, что снижает воздействие кусков груза на оболочку контейнера.

Разработанная упаковка позволяет повысить эффективность загрузки складов за счет увеличения высоты штабелирования грузовых единиц.