Искусство перевозки искусства

На дороге. Фото, 1920-е. Предоставлено Вятским художественным музеем имени В. М. и А. М. Васнецовых

В Музее русского импрессионизма 3 февраля открылась выставка, посвящённая искусству транспортировки художественных ценностей и инсталляций. Экспозиция будет работать до 22 мая 2022 года и позволит заглянуть в тайны перевозок деликатных и ценных экспонатов.

В начале ХХ века произведения искусства перевозились между городами и странами самыми разными способами: экипажами, поездами, пароходами… Так русские художники отправили больше тысячи картин на корабле из Петрограда в Нью-Йорк, французские живописцы присылали на выставки в российские столицы картины почтой, а московские коллекционеры доставляли купленные в Париже картины модернистов в специальных вагонах. Но кураторы-энтузиасты 1920-х были вынуждены перевозить экспонаты своих смелых выставочных проектов по российской глубинке «опасным» транспортом — телегой.

СКОТЧ

Для упаковки произведений искусства в основном используются скотчи на основе бумаги или ПВХ. При этом важно, чтобы бумажные скотчи были изготовлены из кислотно-нейтральных (бескислотных) материалов, безопасных для чувствительных экспонатов.

Поверхность скотча может быть прозрачной, цветной или содержать специальную маркировку, например, «хрупкий груз», или информацию о компании-упаковщике или компании-производителе.

Следы при отклеивании: при работе с произведениями искусства используются скотчи, которые можно бесследно удалить с поверхности упаковки или экспоната. В частности, такой скотч применяется при проклейке стекол на произведениях, помещенных в раму под стеклом. Если стекло разобьется из-за удара, скотч удержит осколки и не позволит им повредить само произведение.

НАПОЛНИТЕЛИ

Ящик — наиболее очевидный и эффективный способ защиты произведения искусства от внешнего воздействия. Но как безопасно зафиксировать предмет внутри ящика? В разное время для этого использовались разные наполнители.

  1. Солома и сено

Плюсы: низкая стоимость, доступность, гигроскопичность, экологичность
Минусы: возможность появления насекомых и вредителей, гниения, грибка, высокая пожароопасность

Солома — материал, который имелся в изобилии практически повсеместно, а стоимость его приближалась к нулю. Кроме дешевизны у соломы и сена был еще один плюс — они впитывали излишнюю влагу. Основной недостаток этих органических наполнителей в том, что они подвержены гниению и привлекательны для насекомых и вредителей.

  1. Бумага и ткань (ветошь)

Плюсы: доступность, экологичность, гигроскопичность.

Минусы: возможность появления гниения и грибка, высокая пожароопасность.

До конца XIX века оба эти материала были отнюдь не дешевыми — вот почему использовать их в качестве засыпки для ящиков было экономически нецелесообразно. С развитием производственных технологий стоимость бумаги и ткани существенно снизилась, но они так и не стали популярными наполнителями, поскольку появились новые, превосходящие их по своим характеристикам материалы.

  1. Пенопласт и поролон

Плюсы: дешевизна, легкость, доступность, устойчивость к грибку и микроорганизмам
Минусы: подверженность деформациям и разрушению под действием химических веществ, токсичность при горении.

Пенопласт и поролон — синтетические материалы, которые появились в XX веке. Шарики пенопласта, в основном изготовленного на базе пенополистирола, стали прекрасной заменой соломе и ее аналогам. При невысокой стоимости (основной объем пенопласта — это газ), малой плотности и весе пенопласт надолго стал основным материалом, использовавшимся для предохранения хрупких предметов от повреждений. Однако он не подходит для перевозки тяжелых экспонатов. Кроме того, пенопласт легко разрушается при воздействии различных химических соединений и их паров (это лаки, краски, бензин, ацетон и другие), а при горении выделяет токсичные газы.

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ И МАРКИРОВКА

  1. Индикатор наклона - одноразовое устройство, которое покажет, наклонялся ли ящик во время транспортировки. Также применяются датчики наклона, которые не только информируют о том, что ящик был наклонен, но и сообщают, на сколько градусов. Это важно для тех произведений искусства, перемещение которых разрешено только в строго определенном положении (вертикально или горизонтально).
  2. Индикатор удара  - одноразовое устройство, помогающее определить, ударялся ли груз (ящик) во время транспортировки. При ударе центральная часть датчика окрашивается красным, что говорит владельцу о происшествии.
  3. Терморегистратор  - специальный прибор для измерения и фиксации температуры и влажности, который устанавливается внутри ящика и позволяет отслеживать изменения климата.
  4. Сургуч - Сургучовые печати (или пломбы) остались в прошлом и используются сегодня только как декоративный элемент. То же касается и свинцовых пломб, которые использовались до конца XX века практически повсеместно.
  5. Пломба - Номерная пластиковая пломба фиксирует закрытие ящика. Снять ее аккуратно невозможно: внутри находится специальный механизм, не позволяющий ее открыть (можно только срезать). На каждой пломбе — уникальный номер, который фиксируется в транспортных документах, а значит подмена пломбы исключена.
  6. Тросовая пломба - представляет собой стальной трос с замком. Работает тросовая пломба, как и обычная номерная, но является намного более прочным материалом для фиксации закрытия ящика с экспонатами, поскольку для ее снятия потребуются специальные инструменты. В частности, такие пломбы используются для опломбирования дверей грузовых фургонов во время перевозки.
  7. Пломбировочный скотч - используется как аналог пломбе на ящике. При попытке несанкционированного вскрытия ящика скотч оставляет на нем следы, проявляется предупреждающая надпись.
  8. Стяжные ремни - с металлическими держателями — незаменимый инструмент для надежной фиксации груза внутри фургона. Изнутри стены фургона оборудованы специальными планками, к которым в свою очередь крепятся крюки или иные фиксаторы ремней. Ремни притягивают ящики к стене фургона и могут выдержать нагрузку до нескольких десятков тонн, но при этом они позволяют осуществлять тонкую калибровку натяжения: так, чтобы груз был закреплен крепко и надежно, но сам деревянный ящик или картонная коробка не были раздавлены или повреждены.
  9. Трафарет знаков - В системе международной отправки грузов особенно важно, чтобы любой человек четко понимал, что можно делать с грузом, а что нет. Для этого существует универсальная система знаков и символов. Эти символы могут сообщить многое: что груз нельзя наклонять, мочить, переворачивать, ставить ящики друг на друга.
  10. Воздушно-пузырьковая пленка Обеспечить сохранность произведения можно, обернув его… воздухом. Пупырка, пузырка, пузырчатая пленка и даже антистресс — все это названия популярного упаковочного материала — воздушно-пузырьковой пленки, или ВПП. ВПП изобрели еще в 1957 году, однако широкое распространение она получила позднее. Этот незамысловатый, на первый взгляд, материал имеет несколько десятков разновидностей, и выбор того или иного варианта зависит от поставленной задачи. Главный недостаток ВПП в том, что она не пропускает воздух, соответственно, не подходит для длительного хранения предметов упакованными.