Сколько и как работают российские менеджеры
В России люди работают гораздо больше положенного по КЗОТ времени. В эру информационных технологий наиболее приемлемым является «гибкий» график работы, главным врагом эффективности считаются совещания, а за переработку мало кому доплачивают. Результаты исследования, проведенного компанией «КОРУС Консалтинг», снова подтвердили, что наша страна находится между Европой и Азией: у нас европейские законы о труде, но работаем мы по-азиатски.
Недавно РСПП предложил принять поправки в Трудовой кодекс РФ, законодательно увеличивающие рабочую неделю для отдельных категорий граждан до 60 часов. Скандальное предложение, связанное с именем «олигарха» Михаила Прохорова, сразу вызвало резкую критику профсоюзов и «социально-ориентированных» политиков. Подобные идеи возникают не только в России – в Германии министр труда и экономики Вольфганг Клемент предложил сократить на один день количество праздничных дней, чем вызвал бурю негодования у профсоюзов. В ФРГ, кстати, самый короткий рабочий день в мире и самые длинные отпуска.
При этом очевидно, что в связи с усиливающейся международной конкуренцией и снижением темпов экономического роста и Европе, и России придется пересматривать социальную политику и законы о защите труда. Раньше всех это поняли во Франции, где непопулярная пенсионная реформа – а это тоже, по сути, увеличение рабочего времени, только в масштабах не дня, а дополнительных «рабочих лет» – будет проводиться несмотря на общенациональные протесты. Вполне возможно, что уже нынешним поколениям россиян и европейцев придется забыть о «достижениях XX века» – 5-дневной рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне.
Однако есть и обратные процессы: благодаря новым технологиям, информационному обществу и «экономике знаний» появились новые теории тайм-менеджмента, утверждающие, что 8-часовой рабочий день – «условность», устаревшая практика. Самый эпатажный из апологетов новых бизнес-моделей Тимоти Феррис, автор знаменитой книги «Как работать 4 часа в неделю», утверждает, что для эффективного управления собственной компанией 4 часов в неделю вполне достаточно. Многие предпочитают работать меньше и получать меньше, расплачиваясь таким образом деньгами за свое свободное время. Отсюда же и набравший популярность во время кризиса «дауншифтинг» (от англ. downshifting – переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-то процесса) – движение офисных работников, решивших не строить карьеру и довольствоваться малым, но при этом иметь возможность распоряжаться своим временем по собственному желанию.
IT-компания «КОРУС Консалтинг» провела исследование, в котором попыталась выяснить, как сотрудники предприятий распределяют свое рабочее время, нужен ли им тайм-менеджмент и как современные технологии влияют на рабочее время. В исследовании приняли участие 200 топ-менеджеров и руководителей среднего звена российских предприятий из разных отраслей экономики.
Восьмичасовой рабочий день – миф
Это первый и самый главный вывод, который можно сделать из результатов данного исследования. Большинство руководителей и сотрудников предприятий в России работают ежедневно больше 8 часов.
Только 27% сотрудников работают по этой установленной КЗОТ норме, 61% – от 9 до 14 часов в день и 1% – больше 14 часов. Остается понять, зачем они это делают и сколько надеются прожить в таком режиме.
«Считаю, что эффективно работать постоянно более 8 часов в сутки для человека, обладающего обычными физиологическими и психоэмоциональными способностями, очень трудно, – поделилась с нами старший менеджер крупного металлургического предприятия. – Исключения есть: обычно это суперувлеченные своей деятельностью люди с большим запасом прочности, которые смогли полностью реализовать свой потенциал, например, многие топ-менеджеры. Но это уже особый образ жизни».
При этом не все участники исследования согласны, что, чем длиннее рабочий день, тем он эффективнее. «В эру информационных технологий наиболее приемлемым является «гибкий» график работы, – считает завкафедрой СПбГУ экономики и финансов (ФИНЭК). – А кто не может контролировать результат, контролирует время пребывания на рабочем месте». С ним согласен начальник планового отдела крупного предприятия: «Лучшие примеры организации труда и рабочего времени давно известны – при этом страны с самым коротким рабочим днем выпускают лучшую продукцию. Иначе говоря, дело не в количестве, а в качестве».
Участники исследования распространяют нормирование рабочего времени не только на себя, но и на все свое предприятие: в 70% компаний сотрудники систематически работают больше 8 часов в день.
Успеть всё
За свое рабочее время большинство менеджеров успевают решить бо’льшую часть вопросов, но не все– некоторые задачи приходится переносить. При этом участники исследования отмечают, что возможность «вписать» все задачи в рабочее время «зависит от способности организовать свое рабочее время, от оснащенности исполнителя предметами труда, от технологических процессов организации труда (от вложений собственника в организацию производственного процесса и IT-технологии), грамотного распределения функциональных обязанностей между сотрудниками» – то есть от совокупности факторов. При этом часть участников исследования доделывает что-то дома – из них в целом и складывается та группа, которая работает больше 8 часов в день.
Стимулирование сотрудников
Оплачивается ли сотрудникам сверхурочное рабочее время? Или необходимость переработок стимулируется каким-то другим образом? Как выяснилось, в этом отношении современная Россия недалеко ушла от некрасовского образа «бурлацкой» страны, где у пролетариата было одно право и одна обязанность – работать, сколько хозяин скажет. В половине случаев работники ничего не получают за переработки. При этом многие участники исследования отмечают, что не всегда за переработку следует платить. «Рамки рабочего времени должны быть шире 8 часов, чтобы работник, подходящий к обязанностям формально, не чувствовал за собой морального права бросить работу в критический момент для производственного процесса», – отмечает генеральный директор компании.
Тайм-киллеры: совещания и коллеги
На провокационный вопрос, сколько процентов своего рабочего времени вы реально работаете, большинство участников предсказуемо ответило – от 99 до 70%. В абсолютном меньшинстве (2%) сторонники теории Тимоти Ферриса в том, что рабочие задачи можно уложить в пару часов в день. Впрочем, скорее такие индивиды просто не принимали участие в исследовании «КОРУС Консалтинг». При этом основным тайм-киллером, в подтверждение многих теорий тайм-менеджмента, являются производственные совещания. Именно их большинство опрошенных считает главными «ворами» рабочего времени. Интересно, что теряют время из-за участия в интернет-сообществах и форумах всего 2%, при этом чтение новостей отвлекает от работы 23% респондентов.
Кроме того, в числе важных «тайм-киллеров» следует отметить необходимость помогать коллегам по работе, непредвиденные телефонные звонки. Некоторые респонденты также указали на потоки ненужной отчетности. «Огромное количество времени отнимают внеплановые отчеты по запросам проверяющих госструктур, совещания и проверки со стороны тех же госструктур», – жалуется заместитель генерального директора крупной торговой сети. От рабочего процесса также отвлекает планировка офисных помещений по принципу open space – открытого пространства, где вместе находится большое количество сотрудников.
Нет реформам!
В целом участники исследования отрицательно относятся к идеям по увеличению продолжительности рабочей недели. «Увеличение рабочего дня – и непопулярная, и нерезультативная мера. В настоящее время рабочий день и так получается 9 часов – ведь обеденный перерыв, как правило, используют не полностью. В офисах работа выполняется за 4–5 часов, остальное время человек просто просиживает, так как ему трудно сосредоточиваться на работе непрерывно 8–9 часов. Увеличение продолжительности рабочей недели и времени – это феодализм. Данная мера приведет к уменьшению дохода при увеличении рабочего времени, а это нарушение прав человека. Необходимы другие меры по организации производительности труда», – пишет руководитель отдела некоммерческого образовательного учреждения.
Начальник управления крупного предприятия поделился с «КОРУС Консалтинг» опытом внедрения удлиненной рабочей недели на одном из крупных российских предприятий: «Считаю безумием вводить 60-часовую рабочую неделю и/ или 6 рабочих дней в неделю. Я уже это проходил в компании N, где такой эксперимент – 9–10-часовой рабочий день или шестидневка на выбор – проводился в 1999 г. Эксперимент не дал никаких положительных результатов, и руководство отказалось от него через полгода после начала». «Увеличение рабочей недели для отдельных категорий граждан до 60 часов на добровольных началах быстро превратится в добровольно-принудительное для всех категорий», – пессимистично констатирует начальник департамента компании из Екатеринбурга.
«При желании можно найти возможности и в рамках существующих законов, – считает главный специалист крупной государственной нефтяной компании. Кроме того, эффективность – это не столько «больше работать» (увеличение ресурсов), сколько разумно использовать имеющиеся ресурсы. Можно быстро и долго бежать, но не в ту сторону, а можно спокойно идти верно выбранным путем. Нашим менеджерам озаботиться бы оптимизацией бизнес-процессов и модернизацией промышленных мощностей, а не выжиманием соков».
«60 часов в неделю – это, мягко говоря, перебор, – уверена заместитель генерального директора торговой сети. – Вводить такие меры можно исключительно одновременно с открытием многоуровневых развязок в крупных городах, исключающих простои в пробках. Суммируя рабочее время с дорогой на работу и с работы, мы получаем полностью «невменяемых» и недееспособных родителей дома. К ночи ребенок видит не заботливых, интересующихся его делами папу и маму, а измотанных, нервных существ, которые в лучшем случае способны обсудить свою работу друг с другом. А потом мы удивляемся выходкам собственных детей, отданных на воспитание телевидению и Интернету».
В целом респонденты согласны, что 8-часовой рабочий день пока норма, которая удобна и хорошо отвечает текущей экономической модели. Это разумное решение для поддержания баланса между охраной труда и эффективностью бизнеса, кроме того, удобные рамки для сотрудников, которые сами не могут контролировать свое рабочее время. Менять существующее законодательство в сфере охраны труда, увеличивать продолжительность рабочего дня российские менеджеры считают неэффективным. Тем более, что все равно абсолютное большинство работает больше, чем позволяет отечественный КЗОТ...