Для чего нужны мезонины

Виды cтеллажных мезонинов и особенности их конструкции

Л. Захарченко, генеральный директор ООО «Стеллажные системы», Д. Никифоров, директор по развитию ООО «Стеллажные системы»

Стеллажные мезонины используются в развитых странах давно. В России они начали приобретать широкое распространение с 2002–2003 г., с появлением крупных дистрибьюторов и торговых сетей, хотя до этого на складах использовались аналогичные простейшие конструкции, имеющее то же назначение, так называемые антресоли. О том, где применяются мезонины, какие их виды используются на складах и какие особенности конструкции надо учитывать, чтобы правильно выбрать нужный вариант, рассказывает эта статья.

Обычно мезонины располагаются ближе к зоне комплектации. Это оптимально с точки зрения складской логистики, поскольку позволяет максимально уменьшить расстояние, на которое паллеты перемещаются по складу. Чаще всего они устанавливаются над докшелтерами, хотя это не обязательно – раньше склады строились и без них.

Мезонины могут быть различными по конструкции и иметь самые разные размеры, в частности, встречаются конструкции высотой 28 м. На сегодняшний день существует три основных типа мезонинов и несколько подтипов.

[b]Л. Захарченко,[/b] генеральный директор ООО «Стеллажные системы»
[b]Д. Никифоров,[/b] директор по развитию ООО «Стеллажные системы»

Один из основных видов – стеллажи-антресоли, или так называемые площадки. Их пол поддерживается колоннами, которые устанавливаются с как можно большим шагом, чтобы пространство под мезонином можно было максимально полно использовать для размещения производства или склада. Площадки на колоннах оборудуются с целью организации комплектации товаров, складирования негабаритных грузов или хранения сезонных товаров, размещения офисов или раздевалок для рабочих. Такой мезонин можно делать 2-, 3-, 4-х и даже 5-этажным, его устройство весьма выгодно арендатору склада, поскольку плата берется только за занимаемую им площадь – нижний этаж, так называемый нулевой, а за остальные не взимается. Таким образом, стоимость 1 м2 для него уменьшается. Легко подсчитать, что, если мезонин занимает всю площадь склада, то стоимость аренды для арендатора уменьшается в два и более раз в зависимости от количества этажей мезонина. «Стеллажные системы» – первая и единственная в России компания, которая внедрила производство мезонинов на колоннах с так называемым сигма-профилем и является монополистом в этой области. В чем его отличие от мезонинов на швеллерах, которые широко предлагают на рынке все другие производители и которые можем делать и мы? Во-первых, в скорости производства продукции – изготовить мезонин с большими пролетами из колонн на сигма-профиле так же быстро, как выпустить обычный прокатный стеллаж, поскольку этот профиль является прокатным элементом и не требует дополнительных рабочих мест для своего производства. Второе преимущество заключается в высокой скорости монтажа – сигма-профиль на порядок меньше весит, чем швеллеры перекрытия. Третье важное отличие – в возможности конструировать из них мезонин высотой больше одного этажа. При монтаже таких конструкций из швеллеров возникают большие проблемы. И наконец, четвертая особенность, одна из самых главных, состоит в том, что мезонин из сигма-профиля в случае необходимости перевода склада или производства в другое место можно очень легко расширить либо сузить, просто отрезав или нарастив профили и ничего не переделывая в их креплениях. Также мы обратили внимание на то, что не все компании, предлагающие мезонинные конструкции, до конца осознают, что их несущие колонны должны быть обязательно надежно защищены от механического воздействия, и прежде всего от случайного удара вилами погрузчика по нижней части колонны. Эта защита очень важна, так как неаккуратность при вождении встречается у водителей, работающих на складах любой категории. Чтобы погрузчик не проткнул металл колонны насквозь, ее толщина должна быть не менее 5 мм, но сейчас существуют компании, которые предлагают колонны из металла толщиной даже 2 мм. Вертикальные нагрузки такие стеллажи обычно выдерживают, но надо обязательно учитывать возможность столкновений с ними погрузочной техники. Понятно, что при возникновении такой ситуации виновным будет признан водитель погрузчика, но помимо затрат она повлечет за собой еще и как минимум простой склада. Поэтому нужно заранее предусмотреть, чтобы толщина колонны была не меньше указанного значения. Если добавить к этим мезонинам перфорированные полы, то окажется, что наша компания выпускает очень неплохой диапазон стеллажных компонентов, которые можно многофункционально использовать как на производстве, так и на складах.

В наших полах 50% поверхности занимает перфорация, что полностью соответствует пожарным требованиям. Наличие на них цинкового покрытия является очень большим преимуществом, поскольку в отличие от краски даже через 5–10 лет оно практически не стирается. Покрытие само отшлифовывается со временем, а чтобы люди и техника чувствовали себя абсолютно безопасно даже при наличии воды на полу, форма перфорации на половицах специально выполняется противоскользящей. Толщина штрипса, из которого делается настил, составляет всего 1,5 мм, тем не менее на таком полу можно использовать ручную вилочную трехопорную тележку «роклу» с нагрузкой на половицу до 350 кг/м2. Если увеличить толщину штрипса до 2,0 мм, то по полу можно будет перевозить поддон с нагрузкой до 600 кг/м2 и выше без каких-либо видимых деформаций. Такую высокую нагрузку обеспечивает специальная технология: на нашей прокатной линии в исходном рулоне оцинкованного металла шириной 400 мм формируется половица высотой 58 мм и шириной 250 мм, в которой прорубается перфорация с загнутыми краями. В результате получаются половицы с многочисленными ребрами жесткости. Для тех складов, где перфорированный настил не требуется, мы предлагаем такой же оцинкованный пол, но без сквозных отверстий, а на каждом уровне мезонина установлена спринклерная система пожаротушения, Кроме того, наши станки позволяют делать настил длиной вплоть до 8–13 м и даже выше. Длина половицы практически ограничена только длиной кузова автотранспортного средства, на котором его перевозят. Этот немаловажный факт позволяет уменьшить количество перекладин под настил и как следствие существенно уменьшить стоимость мезонина. На отечественном рынке нашим изделиям конкурентов нет – никто в России, кроме нас, подобное оборудование и полы с полной оцинковкой не производит. Остальные российские производители делают легкие мезонины из обычных полочных или паллетных стеллажей, пытаются повторить, изготовить открытый настил, похожий на наш, и делают его вручную, что увеличивает срок производства, поэтому их стоимость заведомо выше. Альтернативный импортный настил поставляется только из Германии или Польши, за счет этого он также обходится дороже.

Второй тип – классический полочный мезонин облегченной серии – используется для комплектации мелкоштучной продукции, чаще всего в фармацевтике, для хранения книг, предлагаемых в розничную продажу, мелких автозапчастей, косметической продукции, то есть там, где необходимо складировать и обрабатывать очень большую номенклатуру товаров и к ней требуется такое же количество каналов комплектации. На той же технологической линии, на которой выпускают перфорированные полы, производят все компоненты легких и средних мезонинов, рассчитанных на нагрузку до 500 кг на погонный метр полки. Продукция, которую она выпускает, является уникальной в своем сегменте, поскольку в России подобной линии ни у кого нет. Конструкция полки разработана таким образом, что она крепится непосредственно к стойкам посредством внутристоечного держателя без использования продольных балок, то есть является самонесущей. Сама полка состоит из наборных ламелей коробчатого сечения – это придает ей дополнительную несущую способность, а благодаря варьированию толщины металла она может выдерживать широкий диапазон весовых нагрузок. За счет такого способа крепления мы смогли уменьшить высоту полки до 30 мм, что позволило максимально полно использовать высоту помещения, не расходуя ее на размещение продольных балок. При значительном количестве уровней (полок) появляется возможность установки дополнительной полки, что невозможно сделать при использовании конструкций других производителей, которые применяют продольные балки для крепления настила толщиной от 50 мм и выше.

К этому же типу относится мезонин на основе фронтальных паллетных стеллажей, имеющих 4–5 полок для штучного хранения с более тяжелыми балками и применяемых для складирования более тяжелой и габаритной продукции. Габариты и нагрузки у них больше, но принципиальная конструкция та же. На них можно хранить негабаритные грузы – коробки для архивов, более крупные автозапчасти, продукты питания. У таких мезонинов также имеются перекрытия.

Третий тип стеллажей – совмещенный. Основу их составляют фронтальные стеллажи. Внизу располагается зона паллетного хранения, чтобы разделить грузопотоки и отделить розницу от опта. На 6–9-метровой высоте делается перекрытие, площадка, и на нее устанавливаются легкие полочные стеллажи для розничных товаров. В итоге на одном складе появляется возможность разделить направления деятельности, что не мешает отгрузкам. В последнее время довольно широко стали применяться мезонины с набивными стеллажами. На них также делается перекрытие сверху и устанавливается легкий полочный стеллаж.

А теперь давайте подытожим сказанное и посмотрим, какие же проблемы могут возникнуть у заказчика мезонина. Как правило, поставщики предлагают делать на мезонинах-антресолях (площадках) сплошные полы, что влечет за собой затраты на установку дополнительных спринклерных систем пожаротушения. Эта проблема устранима, если поверхность полов будет иметь возможность пропускать воду, то есть изготавливается перфорированной, причем доля перфорации должна занимать не менее 50% всей поверхности пола. Вторая проблема связана с безопасностью самой конструкции, на что мы советуем обратить особое внимание. Некоторые производители экономят и используют колонны с минимальной толщиной профиля, обосновывая это тем, что мезонин по расчетам и так выдерживает вертикальную нагрузку. А если произойдет наезд на колонну погрузчика или штабелера, это уже не их вина. Но владелец склада обязан предусмотреть и такие ситуации. В частности, в западных странах используются колонны с толщиной профиля минимум 5 мм, а чаще даже 8 мм – там, где имеет место интенсивное движение погрузчиков и техники, чтобы не повредить колонну и не завалить всю стеллажную конструкцию целиком. Третья и, на наш взгляд, одна из первоочередных проблем – это когда заказчик не понимает, чего он хочет, а поставщик (производитель) в лице менеджера своего отдела продаж не может предложить правильное решение и посоветовать ту или иную мезонинную конструкцию для конкретно взятого случая. Поэтому очень важно начинать сотрудничество с компанией-поставщиком стеллажного оборудования, убедившись в состоятельности и должностной компетенции ее сотрудников.

Надеемся, что эти рекомендации помогут многим владельцам и арендаторам складов избежать лишних неприятностей и проблем, которые возникают при выборе мезонинной конструкции.

Безопасность стеллажных конструкций – основа успеха складского бизнеса
Безопасность стеллажных конструкций – основа успеха складского бизнеса

В период, когда происходило становление стеллажного бизнеса в России, многие поставщики вовсе не заботились об установке качественного технологического оборудования для изготовления надежных стеллажей. Тогда основной целью для собственников производства было получение максимальной прибыли. Требовалось выжать из заказчика все деньги, при этом предоставить ему лишь самый минимальный сервис и не дать почти никаких гарантий, что поставленное оборудование обеспечит безопасную работу склада. Но ситуация в экономике изменилась, и сегодня большинство новых игроков, сменивших прежних лидеров рынка после кризиса, стараются обеспечить заказчиков качественной продукцией.

Новые решения Опытного завода «Микрон» для эффективной организации склада (Стеллажи и шаттловая складская система «Микрон»)
Новые решения Опытного завода «Микрон» для эффективной организации склада
Стеллажи и шаттловая складская система «Микрон»
Организация зоны хранения
Организация зоны хранения

Организация зоны хранения заключается прежде всего в грамотном выборе оборудования, тщательной разработке системы идентификации мест хранения на складе и продуманном определении маршрутов движения персонала и техники. В этой статье мы попытаемся ответить на основные вопросы, возникающие при решении указанных задач.

Спутниковые технологии на службе логистики (Система спутниковых стеллажей Shuttle)
Спутниковые технологии на службе логистики
Система спутниковых стеллажей Shuttle
Не кочегары мы, не плотники… (Как обеспечить загрузку верхних ярусов склада)
Не кочегары мы, не плотники…
Как обеспечить загрузку верхних ярусов склада