Почему наша таможня не любит свежие овощи и фрукты?

Проблемы при таможенном оформлении «скоропорта»

В. Елин, к.т.н., председатель Совета директоров
ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (SLG)

Чтобы наш стол был разнообразен, питателен и полезен, многие участники ВЭД совершают на таможне настоящие подвиги… Конечно, они не бросаются на нее грудью, как Александр Матросов на дзот. Но значительные затруднения и проблемы при пересечении таможенной территории в пределах СВХ у них появляются сплошь и рядом, причем иногда на ровном месте. Преодолеваются препятствия и решаются проблемы на таможне не только ради получения прибыли от бизнеса, но и для нашего блага.

Свежие овощи и фрукты крайне полезны нашему организму в любом возрасте и в любое время года. Благодаря им мы меньше болеем в период эпидемий, победили цингу – болезнь мореплавателей прошлых веков, вызванную авитаминозом. Так что итоги «сражения», которое ведут участники ВЭД на таможне, в том числе определяют и здоровье нации. За то, чтобы кислотно-щелочной баланс наших с вами организмов был в порядке, надо поблагодарить всех операторов фруктово-овощного рынка и участников ВЭД.

Давайте теперь разберем по порядку, почему же свежие овощи и фрукты, или просто «скоропорт», так не любит российская таможня. И где возникают проблемы при таможенном оформлении «скоропорта» в логистической цепочке от зарубежного поставщика до конечного российского потребителя?

Проблема первая

Свежие овощи и фрукты на дальние расстояния перевозятся при строго определенном температурном режиме в специально оборудованных рефрижераторах, а иногда даже со специальными газовыми наполнителями, благодаря которым они долго сохраняют свой аппетитный вид. В качестве примера рассмотрим доставку «скоропорта» из Европы, в частности из крупнейшего голландского порта Роттердама, в автомобильных рефрижераторах. При движении автомашины холодильник, поддерживающий определенный температурный режим в течение 3–4 дней, сушит воздух, обволакивающий живой продукт. За время перемещения из центра распределения свежих овощей и фруктов в Роттердаме до таможни, например, в Московской области усушка может быть значительной – от 10 до 15% от веса перевозимого товара. В этой связи опытные европейские поставщики (продавцы) «скоропорта» добавляют в стандартный короб избыточный вес на усушку при транспортировке, чтобы конечный получатель, например, в Москве получил точно свой заказанный вес и ассортимент. Для этого отправитель грузит в стандартный короб, например, вместо 13 кг – 13,2 кг. Кстати, в Европе не принято учитывать вес свежих овощей и фруктов при отпуске оптовикам, которые считают их в первую очередь в коробах, а для справки – в килограммах. В стандартный рефрижератор объемом 82 м3 входит 32 европаллеты. На одной европаллете размещается при средней загрузке от 60 до 100 коробов со «скоропортом». Вес загрузки каждого картонного ящика в зависимости от ассортимента товара колеблется от 2,5 до 18,5 кг. В редких случаях в короб могут нагрузить более 20 кг. Вес стандартной загрузки в автомобильном рефрижераторе со свежими овощами и фруктами может составлять от 16–18 т (для цитрусовых – от 26 до 28 т). В редких случаях перевозимый в рефрижераторе вес цитрусового «скоропорта» может доходить до 30 т. В итоге перевес на один стандартный рефрижератор или еврофургон с фруктово-овощным «скоропортом» может составить от 500 до 700 кг и более.

Проблема вторая

Другая проблема – картонные коробки, основная тара для перевозки свежих овощей и фруктов. Картонные коробки прекрасно втягивают влагу, при этом у груза, который транспортируется несколько дней к российскому потребителю, может появиться перевес – те же 100–200 г на короб. Обычно так получается, если рефрижератор не в порядке: имеется доступ воздуха извне и вместо поддержания определенной температуры и подсушивания «скоропорта» он создает конденсат, который моментально втягивается картонными коробами в себя, как губка. И когда такой рефрижератор прибывает для таможенного оформления на СВХ, найти нарушение у импортера «скоропорта» не составляет труда. Обычно таможенники, увидев непорядок с рефрижераторной системой автомобиля, заставляют осуществить перевес всего скоропортящегося груза на точных электронных весах. Конечно же в такой ситуации обычно выявляется перевес «скоропорта», заложенный на усушку, вдобавок к перевесу, возникшему при нештатной работе самого рефрижератора, напитавшего картонные короба дополнительной неучтенной влагой. Результат обычно таков. Либо участник ВЭД должен заплатить штраф за нарушение таможенного оформления: ведь у него перевес в импортном грузе, на вес которого должен начисляться таможенный сбор в виде таможенной пошлины и НДС, либо приходится долго объясняться с таможенниками, почему все так неудачно получилось. А время жизни «скоропорта» неумолимо сокращается. Правда, есть и третий выход – плати и езжай.

Проблема третья

Еще одна проблема – это КТС, то есть контроль таможенной стоимости импортного товара. ТС ранжирована в килограммах, а не в коробах или кубометрах. Эта система принята исходя из идеальных условий точного отпуска товара в Европе, идеальных условий перевозки товара на большие расстояния и идеальных условий преодоления скоропортящимся товаром наших пограничных рубежей в районах МАП (международных автомобильных переходов) без очередей и запинок. Но, как вы понимаете, жизнь наша далека от идеала – особенно перед новогодними праздниками, когда огромное количество еврофур с западной стороны российской границы выстраивается в многокилометровую очередь. Итак, если вес в рефрижераторе превышен, а стоимость, указанная в инвойсе, не учитывает этот перевес, но находится на грани таможенного риска, возникает проблема заниженной стоимости товара. То есть, если привезенный вес разделить на инвойсную стоимость, получается, что килограмм «скоропорта» будет стоить меньше разрешенного. Поэтому законодательные органы Российской Федерации недавно внесли изменения в уголовный кодекс, исключив из него данное правонарушение с перевесом «скоропорта», переведя его при этом в административное правонарушение. Данной проблемы можно было бы избежать, приняв соответствующий Европейский технический регламент по перевозке свежих овощей и фруктов с учетом утряски и усушки. А сколько времени и средств, физических и душевных сил это могло бы сохранить нашим доблестным участникам ВЭД и дистрибьюторам скоропортящейся продукции!

Проблема четвертая

Свежие овощи и фрукты, включая цитрусовые, привезенные из-за рубежа, являются товаром биржевым. А как мы хорошо знаем, все, что торгуется на мировых биржах в сезон, имеет тенденцию как к повышению цены, так и к ее понижению. Из Европы товар на автомобилях со «скоропортом» в Московский регион обычно доезжает за 3–4 дня, в худшем случае – за 5–6 дней. За этот период на бирже, торгующей свежими овощами и фруктами, может произойти как скачок цены, так и ее падение. Это обычное явление в таком непростом бизнесе. Причем падение оптовой цены на свежие овощи и фрукты может происходить в два и более раз. И вот представьте себе участника ВЭД на нашей границе, когда такое падение цены на бирже состоялось. У него на руках инвойс по цене закупки товара $1 за 1 кг, а реальная цена на бирже в данный момент – $0,5 за 1 кг. Таможня требует от участника ВЭД таможенные пошлины от 5 до 10% за 1 кг с доставленного веса через границу и еще НДС в размере 18% с большей стоимости товара вчерашнего дня, то есть 1$ за кг. Прямо как в анекдоте про раков. Вчера были большие за 5 рублей, а сегодня маленькие, но по 3… Что делать?! На практике таможня обязывает участников ВЭД платить по цене, не менее чем установленная цена риска. То есть по большей цене за единицу веса ввезенного товара. Обычно она определяется соответствующим таможенным управлением на данный период или сезон.

Что делать? Вместо заключения

В данной статье не удалось охватить все аспекты логистической цепочки поставок свежих овощей и фруктов на российский рынок, так как на цену товара в процессе его появления на прилавке влияют дополнительные факторы, в частности стоимость доставки и страховки товара в пути движения. Цена импортного «скоропорта» также зависит от размера партии приобретаемого товара у зарубежного поставщика, от того, сделана предоплата за импортный товар либо данная поставка оформлена российским импортером как товарный кредит и оплата будет внесена после реализации «скоропорта».

Но одно важно для многих наших граждан, особенно для малоимущего населения России – чтобы овощи и фрукты можно было купить по доступным ценам в магазинах и супермаркетах. Бюджетными у нас сегодня являются яблоки, груши, виноград, различная зелень. В Турции, например, овощи и фрукты продаются без НДС. Вот и нам бы зажить так, как в Турции, без «овощного» НДСа! Цена на «скоропорт» сразу бы упала. По-видимому, в нашей стране, переполненной дорогой нефтью и газом, такое решение вполне возможно…

Что же можно посоветовать нашим таможенным органам для решения перечисленных проблем, облегчения жизни участников ВЭД и повышения уровня здоровья нации?

• ФТС, наверное, необходимо изменить методику расчетов и начисления таможенных пошлин и НДС для такой категории товаров, как свежие овощи и фрукты, с учетом вышеизложенного.

• ФТС РФ неплохо бы сделать более гибкую систему контроля таможенной стоимости (КТС) для этой категории продукции.

• Для ФТС РФ было бы прогрессивно объединить систему мониторинга биржевых цен на свежие овощи и фрукты на российской таможне с возможностью коррекции в режиме реального времени таможенных рисков.

• По-видимому, возможно увязать результаты торгов на международных биржах с применением таможенных рисков и назначением таможенных пошлин по скоропортящимся товарным позициям в момент их начисления при таможенном оформлении.