Российский рынок интернет-торговли в 2017 году
Российский рынок интернет-торговли в этом году превысит отметку в 1 трлн руб., но впечатляющие темпы роста зарубежных интернет-магазинов, прежде всего, Aliexpress, грозят превратить его в международную площадку для беспошлинной торговли. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предупреждает: через два года от российской интернет-торговли не останется вообще ничего, мы будем продавать исключительно китайские товары.
Объем рынка интернет-торговли в России в 2016 г. вырос на 21% по сравнению с 2015 г. и составил 920 млрд руб., свидетельствуют данные исследования АКИТ. По ее прогнозам, в 2017 г. объем рынка превысит 1,1 трлн руб.
Объем рынка трансграничной торговли (кроссбордер, покупки в зарубежных интернет-магазинах) по итогам года вырос на 37% по сравнению с 2015 г. и составил 301,8 млрд руб., что составляет 33% всего рынка e-commerce в России. Таким образом, доля трансграничной торговли выросла на 4 процентных пункта. В 2017 г., по прогнозам АКИТ, объем трансграничной торговли превысит 400 млрд руб.
Наступление Alie
Число входящих международных отправлений с товарным вложением продолжает расти колоссальными темпами, подчеркивают в АКИТ. В 2016 г. их количество увеличилось на 102% (в то же время количество заказов на внутреннем рынке выросло лишь на 6%) и составило 233 млн отправлений. Ожидается, что в 2017 г. количество входящих отправлений с товарным вложением составит около 400 млн штук.
Большинство товаров в зарубежных интернет-магазинах россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза – 4%, США – 2%. При этом в денежном выражении Китай составляет 52%, Евросоюз 23%, США – 12%. Это говорит о невысоком среднем чеке покупок в Китае, поясняют в Ассоциации.
«Сегодня уже сотни миллионов товаров беспошлинно и безналогово поступают на территорию РФ. К огромному сожалению, не хватает небольшого, но стратегического усилия, которое бы сдвинуло ситуацию с мертвой точки. При этом мы видим, что кроссбордер занимает в России долю уже больше 40%. Пройдет еще два года, и от российской интернет-торговли не останется вообще ничего, мы будем продавать исключительно китайские товары, а для Китая Россия станет рынком для беспошлинной торговли на нашей территории», – отмечает глава АКИТ Алексей Федоров.
В целом более 64% покупок (транзакций) в зарубежных магазинах не превышают по стоимости 22 евро. Более 96% – не превышают по стоимости 150 евро. Среди всех магазинов, торгующих в России, наибольшую аудиторию (количество уникальных посетителей, зашедших на страницу магазина за январь 2017 г.) имеет Aliexpress – более 22 млн чел.
Почта на 62%
В 2016 г. на рынке доставки товаров e-commerce (включая отправления из иностранных интернет-магазинов и доставку на внутреннем рынке) 62% покупателей воспользовались услугой «Почты России», что на 11 процентных пунктов выше, чем в 2015 г. – 51%.
В 2016 г. «Почта России» обработала 225 млн международных отправлений с товарными вложениями, что почти в два раза больше, чем показатель прошлого года – 128 млн отправлений. В целом, «Почта России» обработала 296 млн почтовых отправлений с товарным вложением (совокупно внутренних и зарубежных), что более чем в 1,5 раза превышает показатель прошлого года – 194 млн шт.
«Все больше покупателей и интернет-магазинов выбирают «Почту России» как надежный и быстрый канал доставки товара, голосуя за нас рублем. А для удобства получателей мы продолжаем запуск удобных сервисов на «последней миле», чтобы процесс отправки и получения посылок занимал минимальное время», – отмечает замглавы «Почты России» по посылочному бизнесу Сергей Малышев.
Самыми крупными регионами по доле интернет-торговли являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Регионами с самым высоким темпом роста трансграничной торговли в 2016 г. по сравнению с 2015 г. стали, в частности, Республика Северная Осетия – Алания – 68,3% и Ивановская область – 65,5%. В Москве трансграничная торговля выросла на 36%, а в Санкт-Петербурге на 37,7%.
Электроника и гардероб
Россия является самой крупной страной в Европе по количеству пользователей интернета – 84 млн чел., но уровень проникновения остается на уровне 70,4% и за последний год не вырос. Больше всего пользователей интернета в возрастной группе от 16 до 29 лет – 97%. Среди людей старше 55 лет – лишь 28%. Во многом с низким показателем доли пользователей среди лиц старше 55 лет и связан низкий уровень проникновения интернета в России и отсутствие роста, констатируют в АКИТ.
Самыми популярными товарными категориями – как на локальном рынке, так и на трансграничном – являются электроника и бытовая техника, одежда и обувь. При этом на локальном рынке доля одежды и обуви составляет 22%, в то время как на трансграничном – 36%. Также популярными категориями являются товары для авто, парфюмерия и косметика, спорттовары и др.
Локальный рынок интернет-торговли бытовой техникой и электроникой в 2016 г. вырос на 17% и составил 208 млрд руб. По прогнозам АКИТ, в этом году объем рынка составит около 240 млрд руб. Доля интернет-торговли на рынке бытовой техники и электроники составляет 17,9%, что является высоким показателем по международным меркам. Наиболее продаваемыми товарными категориями являются компьютеры и ноутбуки – 28% и телефоны и смартфоны – 22%. В 2016 г. вновь есть тренд роста регионов, более ускоренного по сравнению с центральным, что говорит о постепенном возвращении потребительской активности.
«Сегодня мы наблюдаем у потребителя обнадеживающие тенденции к накоплению, что чуть позже должно перерасти к восстановлению потребительской активности. Но рынок 2016 и 2017 года – это все еще рынок цены, которая является основным критерием выбора покупателя. Поэтому ретейлерам в очередной раз не стоит забывать про оптимизацию операционных костов, снижение которых позволит в данных реалиях оставаться конкурентными», – считает гендиректор электронного дискаунтера «Ситилинк» Михаил Славинский
Рокировки на рынке
Ключевым трендом 2016 г. ретейлеры и аналитики называли приход на рынок e-commerce крупных офлайновых игроков, которые уже изменили онлайн-рынок в части электроники, техники и детских товаров. Так, одним из заметных событий стала покупка «Техносилой» интернет-магазина E96. В свою очередь, «Техносилу», а также «М.видео» и «Эльдорадо» поглотила группа «Сафмар» семьи Гуцериевых и Михаила Шишханова.
Кроме того, в этом году сменился лидер российской интернет-торговли. Сместив «Юлмарт», первое место в топ-100, по данным «INFOLine–Аналитики», занял WildBerries. «Юлмарт», сосредоточившись на инновационных проектах, столкнулся с резким снижением конкурентоспособности в основном бизнесе по продаже техники и электроники, а корпоративный конфликт и иски от банков-кредиторов усилили эти проблемы», – поясняет глава «INFOLine–Аналитики» Михаил Бурмистров.
Еще одним трендом рынка стал рост числа и качества региональных интернет-магазинов, а также появление маркетплейса Goods от «М.видео» и продвижение «Яндекс.Маркета» в качестве интернет-магазина; каждый из проектов претендует на роль глобальной товарной площадки, но ожидать стремительного завоевания рынка от них все же не стоит. Так, Goods на первом этапе будет работать только в Москве и Московской области. Выйти с маркетплейсом в города-миллионники ретейлер планирует до конца 2020 г.