CBRE проанализировала рынок потребителей складов
CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости проанализировала рынок конечных потребителей складской недвижимости в Московской области. Так, по итогам 2019 г. доля ритейлеров среди конечных потребителей складской недвижимости в Московской области увеличилась до 31%, составив 3,6 млн. м2. При этом доля онлайн-ритейла, показывающего рост за последние два года, все еще не превышает 6% в общем объеме складского рынка класса А. Суммарно с 2013 г. по настоящее время занимаемая онлайн-ритейлерами площадь складов выросла со 180 тыс. м2 до 700 тыс. м2 в 2019 г.
Безусловным лидером в структуре используемых складов по товарным группам являются продуктовые сети. Занимаемые продуктовым ритейлом площади за 6 лет увеличились в 2,3 раза. Прирост занимаемых этим сегментом площадей составил 1 млн. м2. Положительная динамика обусловлена ростом доли продуктов питания в структуре расходов населения (в 2019 г. доля расходов москвичей на продукты для домашнего питания составила 26,8%, тогда как в 2013 г. она составляла 20,8%), а также переход крупных продуктовых сетей, прежде арендовавших складские площади у логистических операторов, на прямую аренду или владение (не менее 25% прироста площадей за рассматриваемый период или около 550 тыс. м2). Среднегодовой темп роста в сегменте составил 16,3%.
Вторыми в структуре занимаемых складских помещений по-прежнему остаются логистические операторы (22%). За 6 лет занимаемые логистическими операторами площади увеличились с 1,6 млн. м2 до 2,6 млн. м2. Таким образом, среднегодовой темп роста в сегменте составил 8%. Аналитики CBRE отмечают замедление роста сегмента ввиду его зрелости и большого объема, а также по причине изменения состояния экономики. Так, в кризисный период произошли снижение рентабельности логистического сектора и смена стратегии его развития: логистические операторы больше не занимают большие площади «впрок» с расчетом на потенциальных клиентов; новые склады берутся под уже подписанные контракты. При этом, по оценкам специалистов компании CBRE, запросов на аутсорсинг логистики не так много в сравнении с докризисным периодом, многие крупные клиенты логистических операторов переходят на прямую аренду. Логистические компании адаптируются к такой тенденции и готовы обслуживать клиента на его площадях.
«Несмотря на небольшую долю онлайн-ритейла в структуре занимаемых складских помещений (6%), этот сегмент является самым быстрорастущим. Среднегодовой рост в сегменте оценивается на уровне 25%. Такой темп роста обеспечивается активным развитием интернет-торговли. В 2020 г. мы ожидаем дальнейший рост спроса на складские площади со стороны этой категории потребителей», – отмечает старший директор, руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости CBRE Антон Алябьев.
На третьем месте в структуре занимаемых складских площадей находятся дистрибьюторы с 15% (1,8 млн. м2). Среднегодовой прирост в сегменте оценивается на уровне 12,1%. Основу прироста площадей в этой категории сформировали компании, которые впервые брали складские площади класса А в Подмосковье под собственные нужды – 63% всех площадей дистрибьюторов на конец первого полугодия 2019 г. Заметно нарастили свою долю компании, работающие с автозапчастями. Сегмент бытовой техники и электроники, напротив, рос медленно, отражая негативные тренды в розничных продажах этой товарной группы, и заметно сократил свою долю площадей.
Замыкают четверку основных потребителей складов производители, повысившие качество занимаемых ими складов (12%, или 1,4 млн м2). Среднегодовой рост в сегменте находится на уровне 15,3%. Самыми крупными игроками здесь стали производители продуктов питания, товаров народного потребления и автокомпонентов.
Год | Компания | Площадь (м2) | Направление |
---|---|---|---|
2018 | Ozon | 122 075 | E-commerce |
2015 | X5 Retail Group | 65 698 | Retail |
2016 | SLG | 59 789 | Logistics |
2016 | О’кей | 59 654 | Retail |
2015 | Дикси | 54 257 | Retail |
2018 | ВкусВилл | 51 573 | Retail |
2016 | Hoff | 50 000 | Retail |
2019 | Askona | 47 667 | Production |
2017 | X5 Retail Group | 45 999 | Retail |
2016 | Castorama | 42 445 | Retail |
2015 | Дочки-Сыночки | 42 232 | Retail |
2015 | Гипермаркет «Глобус» | 40 063 | Retail |
2015 | Nopeus Art | 40 000 | Logistics |
2014 | STS Logistics | 39 787 | Logistics |
2019 | Yandex | 39 131 | E-commerce |
2018 | ID Logistics | 37 000 | Logistics |
2019 | Спортмастер | 35 044 | Retail |
2015 | OBI | 34 680 | Retail |
Год | Компания | Площадь (м2) | Направление |
---|---|---|---|
2019 | Мистраль | 55 500 | Дистрибуция |
2015 | Adidas | 46 603 | Ритейл |
2018 | Максидом | 41 491 | Ритейл |
2014 | NC Pharm | 25 191 | Дистрибуция |
2015 | Ресанта | 24 531 | Производство |
2015 | Naturfoods | 23 201 | Дистрибуция |
2017 | Marr | 22 350 | Производство |
2014 | X5 Retail Group | 22 280 | Ритейл |
2014 | Exist | 15 709 | E-commerce |
2017 | Rendez-vous | 14 560 | Ритейл |