Организация приема товара c помощью системы управления складом (WMS)
Обобщенно работа склада выглядит весьма просто: товар приняли, обработали и отгрузили. Но как обычно, основные сложности заключаются в деталях технологии. Различия в зонировании складов, особенности товарной номенклатуры, специфика взаимодействия с поставщиками предполагают различные варианты организации процесса приема товара на складе.
Процесс приема разбивается на ряд последовательно выполняемых этапов: машину с товаром или грузом необходимо разгрузить, разгруженный товар – принять, из штучного товара необходимо сформировать паллеты, а затем разместить их в местах хранения.
Нижеприведенные процедуры применимы к функционированию WMS с использованием терминалов сбора данных – работа по «бумажной» технологии мало отличается от работы без использования системы управления складом.
Варианты разгрузки машин
1. Товар принимается в ходе разгрузки машины.
2. Прием разбивается на две операции:
а) прием груза в ходе разгрузки машины;
б) прием товара из ранее принятого груза.
Потребность во втором варианте возникает из-за необходимости как можно быстрее отпустить разгружаемую машину или освободить приемные ворота.
Варианты приема
1. Монопаллетный прием (на паллете находится одна товарная позиция).
2. Прием микшированных паллет (на паллете находится несколько товарных позиций).
3. Прием паллет с контейнерами (на паллеты устанавливаются коробки или контейнеры, в которых размещается принимаемый товар).
4. Прием штучного товара и негабарита (непаллетированный товар).
Идентификация товара и типа упаковки в ходе приема
Ответственный момент – идентификация товара. Неправильная идентификация или фиксация неправильного количества – источник клубка проблем в работе склада в дальнейшем.
Идеальный случай – когда весь товар имеет уникальный штрих-код на оригинальной упаковке. Если же попадается непромаркированный товар, то идентифицировать его можно двояко: выбирая товар из списка, или посредством поиска на терминале сбора данных (что проблематично из-за малого размера его экрана), или используя приемные листы с распечатанными штрих-кодами товаров.
Дополнительные атрибуты товара
При приеме товара можно фиксировать и дополнительные его признаки: партионные и относящиеся к конкретному экземпляру товара или паллет. На терминале можно вводить срок годности или дату выпуска товара, код производственной партии, серийный номер изделия, оригинальный номер паллет поставщика или номера транзитных грузов (что может быть важно для складов ответственного хранения).
Паллетирование принимаемого товара
С точки зрения WMS не так существенно, какой груз принимается – паллетированный или не паллетированный: в конечном счете фиксируется паллета. Единственное, что может быть важно, это фиксация дополнительных трудозатрат исполнителей и того, на чьей паллете принят товар – поставщика или склада.
Прием брака и товара без сопроводительных документов
Процедура приема такого товара ничем не отличается от обычного приема: разница между ними заключается в том, как товар будет обрабатываться и учитываться на складе. Например, бракованный товар можно размещать в изолятор брака, а товар без документов – в конфликтную кладовую. Также такой товар может не приходоваться, а ставиться на ответственное хранение (если это не склад ответственного хранения).
Варианты перемещения паллет с принятым товаром в места хранения
1. Паллеты с принятым товаром или негабарит сразу перемещаются в места хранения, не дожидаясь разгрузки машины.
2. Паллеты с принятым товаром или негабарит перемещаются в места хранения только после завершения разгрузки машины и приема товара.
Второй вариант перемещения используется, когда могут возникнуть разногласия с экспедитором и до завершения приема необходимо обозревать весь принимаемый товар. С точки зрения оптимизации работы склада первый вариант предпочтительней. Принятые паллеты вне зависимости от варианта их перемещения могут размещаться в места хранения не сразу, а через промежуточный буфер приема.
Как театр начинается с вешалки, так и склад начинается с приема товара. Правильная организация приема – необходимое условие для его оптимальной и беспроблемной работы.