3PL-бизнес в России с точки зрения клиента
За последние полтора года состояние российской логистики претерпело сильные изменения, и не в лучшую сторону. «Перспективы логистики связаны с оздоровлением и восстановлением экономики, а также с принятием более цивилизованных правил на этом рынке… – отметил в декабрьском интервью RBK daily глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарёв. – Из-за падения внутреннего спроса потребность в транспортно-логистических услугах значительно снизилась. Что же касается переоценки, более цивилизованного отношения к рынку логистики, то это происходит, наверное, вне зависимости от кризиса. Я думаю, что все в итоге придут к тому, чтобы отдавать эти операции на аутсорсинг, привлекать профессионалов…»
Aутсорсинг складских услуг был крайне востребован до недавнего времени, однако с началом кризиса положение изменилось, и склады многих логистических провайдеров стали пустовать. Рынок стал ориентироваться не на операторов услуг, а на клиентов. С целью ответить на вопросы о том, каковы приоритеты потребителей складских услуг в нашей стране, в январе текущего года сотрудниками Координационного совета по логистике и компании STS/ RLS Logistics был проведен опрос руководителей и сотрудников 51 компании. Тема этого исследования сформулирована одновременно масштабно и очень конкретно: «Состояние и перспективы логистики и управления цепями поставок в России. 3PL-бизнес в России: взгляд клиентов».
Каковы же современная ситуация и тенденции на рынке логистики и управления цепями поставок? Эксперты STS/ RLS Logistics предлагают кратко описать ее в следующих тезисах.
• В условиях сокращения покупательского спроса величина логистической составляющей в стоимости товаров становится критичной.
• Одно из положительных последствий кризиса – соотношение «цена-качество» неумолимо меняется в пользу клиента.
• Рынок трансформировался в рынок покупателя.
• Конкуренция на рынке логистики ужесточается. Проявились элементы ценового демпинга. Это приводит к снижению прибыльности логистического бизнеса.
• Изменилась структура спроса на логистические услуги. В частности, в транспортной составляющей услуг возрос спрос на небольшие, но частые грузовые отправки.
• В условиях сокращения персонала актуальной становится задача повышения производительности остающихся на предприятиях работников. Эта задача решается путем механизации и автоматизации рутинных операций, а также обучения и карьерного роста новых и работающих сотрудников.
• Необходимо увеличивать долю услуг добавленной стоимости, оказываемых клиентам.
• В условиях рецессии следует реализовывать стратегии бизнеса с учетом особенностей текущей ситуации и задач перспективного развития бизнеса.
• При продолжающемся снижении прибыльности бизнеса и росте чувствительности клиентов к скорости, эффективности и безошибочности сервиса в рамках цепочек поставок повышается актуальность партнерства с компаниями – владельцами основных средств.
•Оценка прибыльности клиентов служит одним из инструментов тонкой настройки бизнеса.
• Для реализации эффекта масштаба следует усиливать географическое присутствие бизнеса и загрузку логистических мощностей и ресурсов.
Необходимо отметить, что данный перечень не претендует на охват всех возможных аспектов текущей ситуации и тенденций на логистическом рынке.
Для более детального определения состояния рынка компаниям были высланы анкеты с вопросами. Наибольшую активность проявили руководители и сотрудники компаний отраслей автокомпонентов и FMCG.
«Как повлияет экономический спад на бизнес компании в последующие 12 месяцев?» На этот вопрос 32% респондентов ответили, что рост компании будет меньше, чем они прогнозируют; 26% выразили сомнение в том, что вообще будет какой-либо спрос; 24% оптимистично уверены, что рост компании будет больше, чем прогнозируется (один из респондентов даже отметил, что рост будет больше на 15% по сравнению с 2009 г.), но при этом доходы компаний будут одновременно уменьшаться (18%); надо ждать начала выздоровления глобальной экономики к концу 2011 г. (30%), в 2012 г. (22%).
В рамках реализации программ антикризисных мер 20% компаний-респондентов направили усилия на сокращение внутренних расходов, 12% фокусировались на ключевых рынках; 10% провели переговоры с поставщиками товаров и услуг о снижении цен. В ряде компаний эти мероприятия были проведены одновременно. Характерно, что только 8% респондентов отметили, что у них сократили персонал.
«Планирует ли ваша компания увеличить привлечение местных 3PL-провайдеров?» 69% респондентов ответили, что не собираются увеличивать количество местных поставщиков 3PL-услуг.
«Каково количество 3PL-провайдеров, используемых вашей компанией?» 69% респондентов заявили, что используют услуги 1–3 логистических компаний, 16% – услуги 4–6 компаний. Видно, что фирмы предпочитают стратегию постоянного партнерства с логистическими компаниями. Больше половины (57%) респондентов оценили качество работы логистических компаний как хорошее, 23% отметили, что качество работы ниже, чем они ожидали.
«Увеличит ли ваша компания использование 3PL-услуг?» 43% респондентов ответили – маловероятно, 39% – возможно (эти ответы можно оценить как отрицательные). В сумме ответы составляют 82%.
«Каковы критерии выбора 3PL-провайдера с точки зрения вашей компании?» При ответе на этот вопрос 21% респондентов указали такой критерий, как лучшее качественное обслуживание, 19% – репутация/ рекомендации, 18% – географическое присутствие; 16% респондентов привлекли самые низкие цены.
«Каковы причины непродления контракта с 3PL-провайдерами?» 11% респондентов выделили в качестве самой критичной причины плохое обслуживание; 10% указали на «ползущую» стоимость и 9% – на «скрытые затраты».
По результатам проведенного исследования можно сделать основные выводы:
- в последующие 12 месяцев рост компаний будет меньше, чем они прогнозируют;
- выздоровления глобальной экономики следует ожидать к концу 2011 г.;
- ключевая антикризисная мера – сокращение внутренних расходов;
- компании не планируют увеличивать количество местных поставщиков логистических услуг;
- в основном фирмы покупают услуги 1–3 логистических компаний;
- качество услуг 3PL-провайдеров оценивается как хорошее;
- опрошенные компании не планируют увеличивать использование услуг 3PL-провайдеров;
- три наиболее важных критерия выбора 3PL-провайдера: лучшее качественное обслуживание; репутация/ рекомендации; географическое присутствие;
- три самые критичные причины непродления контрактов с 3PL-провайдерами: плохое обслуживание; «ползущая» стоимость; «скрытые затраты».
Своими основными задачами в 2010 г. компании считают:
- улучшение качества обслуживания текущих и новых клиентов;
- совершенствование бизнес-процессов;
- оптимизацию стоимости обслуживания для внешних клиентов;
- обучение и карьерный рост новых и работающих сотрудников;
- оптимизацию внутренних расходов.