Будущее всегда туманно, но сейчас – более чем когда-либо. Всемирная пандемия одновременно и нанесла удар по цепочке поставок, и дополнительно подчеркнула её важность. Как результат, были выделены новые цели и перспективы на следующий год.
С 17 по 21 февраля в столице прошел 23-й Московский международный логистический форум.
Интернет-торговля является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов коммерции. Логистические процессы на складах таких компаний отличаются особой сложностью и требуют высокой точности и скорости выполнения. Рассказать об их особенностях мы попросили специалистов ведущих российских компаний, работающих в области автоматизации складских процессов.
Пытаясь адаптироваться к новым условиям, участники рынка логистики ищут способы трансформации услуг и повышения эффективности цепочек поставок. Особенностью российского рынка стали высокие затраты вследствие неэффективного построения процессов внутренней логистики, протяженность страны и удаленность экспортно-ориентированных предприятий от морских портов. На рынок логистики влияют законодательные изменения, потребительское поведение, а также внешнеэкономические факторы (санкции и т.д.).
В Германии, как и во всей Западной Европе, автомобильная промышленность значительно влияет на деятельность ее поставщиков и их логистику. На складах автозапчастей используются особые системы обеспечения внутренних потребностей автомобилестроительных предприятий, среди которых наиболее широкое распространение получили решения, основанные на логистических концепциях «точно в срок» (just in time) и «точно одно за другим» (just in sequence). Основная идея этих концепций заключается в том, чтобы обеспечить доставку точно в указанный срок необходимого количества запасных частей, материалов и заготовок на производство, сборку и реализацию согласно расписанию предприятий. О том, как они работают в Германии, рассказывает Александр Рауш, директор по логистике компании ООО «Роберт Бош».
При разработке и принятии решения о наиболее подходящей для вашего случая технологии кросс-докинга важно, в первую очередь, оценить имеющиеся возможности вашего предприятия. Изменения, которые необходимо внести, зависят от объема поставок и требований к обработке выбранных вами товаров. Обычно чем меньше товаров обрабатывается одновременно, тем меньше требуется обновлений. Вид обработки груза также будет в значительной степени влиять на ваш проект.
Эффективность логистических операций, скорость обработки товара во многом зависят от того, как взаимодействуют между собой все звенья логистической цепи, включая уровень оптимизации бизнес-процессов на складе. Стремясь снизить логистические издержки и увеличить объем свободного капитала для вложений в собственное развитие, ведущие мировые производители и торговые компании в своей работе уже давно применяют кросс-докинг – мобильный, технологически выверенный, а потому очень прогрессивный метод обработки товара на складе.
Для эффективного управления складским хозяйством необходимо исключать лишние операции и оптимизировать процессы, создающие добавленную стоимость. Сегодня для этого часто используют так называемый кросс-докинг (cross docking), или технологию сквозного складирования, т. е. ускоренного экспедирования товаров с минимальной обработкой между их получением и отправкой. Термин «сквозное складирование» стал широко применяться только в последнее время, но саму стратегию используют уже несколько десятилетий. Почему логисты снова вернулись к старой практике? Да потому, что сквозное складирование соответствует специфическим потребностям бизнеса, которые сегодня стали особенно важны.
За последние полтора года состояние российской логистики претерпело сильные изменения, и не в лучшую сторону. «Перспективы логистики связаны с оздоровлением и восстановлением экономики, а также с принятием более цивилизованных правил на этом рынке… – отметил в декабрьском интервью RBK daily глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарёв. – Из-за падения внутреннего спроса потребность в транспортно-логистических услугах значительно снизилась. Что же касается переоценки, более цивилизованного отношения к рынку логистики, то это происходит, наверное, вне зависимости от кризиса. Я думаю, что все в итоге придут к тому, чтобы отдавать эти операции на аутсорсинг, привлекать профессионалов…»
Внедрение системы управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management) позволяет значительно сократить издержки и повысить качество поставок продукта с момента добычи сырья до момента получения продукта конечным потребителем. При внедрении SCM значительно уменьшаются страховые запасы вдоль всей цепочки поставок, издержки на хранение страховых запасов, объем рутинных операций по управлению поставками. Одновременно с этим повышаются требования к точности данных, вносимых в систему, значительно возрастают риски для бизнеса, связанные с ошибками операторов и менеджеров.