Автоматизация логистики: основные тренды рынка
Пытаясь адаптироваться к новым условиям, участники рынка логистики ищут способы трансформации услуг и повышения эффективности цепочек поставок. Особенностью российского рынка стали высокие затраты вследствие неэффективного построения процессов внутренней логистики, протяженность страны и удаленность экспортно-ориентированных предприятий от морских портов. На рынок логистики влияют законодательные изменения, потребительское поведение, а также внешнеэкономические факторы (санкции и т.д.).
Спрос на решения
В 2017–2018 гг. на рынке автоматизации логистики наблюдались запросы на ERP-, WMS- и TMS-проекты, вырос спрос на роботизацию, технологии Data Science, дополненную реальность и IoT. Тренды на глобальном рынке задают Amazon, DHL, Alibaba, на российском – крупные логистические операторы и «Почта России», отмечает Елена Иванова, руководитель направления SCM дирекции вертикальных решений MAYKOR-GMCS.
«В 2017 г. «Почта России» запустила новую логистическую систему, которая позволяет с помощью математической модели рассчитать и спланировать наиболее эффективный маршрут доставки почтовых отправлений в любую точку России с точки зрения минимизации затрат и соблюдения контрольных сроков пересылки. Была разработана математическая модель с учетом специфики почтового оператора», – рассказала она.
Большой потенциал имеется у так называемых истинных оптимизационных решений, которые представляют собой класс инструментов предписывающей аналитики.
«Предписывающая аналитика подсказывает лучший способ добраться туда, где вы хотите быть (это может быть определенная позиция на рынке, показатель по объемам продаж, уровню прибыли, уровню затрат и пр.). Данные решения находят применение в управлении ж/д, авиа-, автомобильными, морскими и речными грузоперевозками, а также складскими услугами, включая логистический аутсорсинг. Они используются для создания более гибких цепочек поставок», – объяснила Елена Иванова.
Тенденции 2016–2017 гг.
В 2016–2017 гг. большинство ритейлеров стремились сделать свои технологии продаж омниканальными, расширить для клиента возможности получения товара онлайн и оффлайн.
«У клиента должна быть возможность проверить наличие товара в магазине с помощью онлайн-инструментов, сделать заказ, чтобы его отложили, заказать товары с доставкой до дома или до удобного покупателю магазина, проверить наличие товара с определенными характеристиками (размер и цвет) в других торговых точках, если его не нашлось в том магазине, где клиент находится. Ритейлеры также активно расширяли работу с историей покупок и персональными предложениями для клиентов», – отмечает Евгений Бахин, директор по информационным технологиям Inventive Retail Group.
По его словам, для реализации всех перечисленных опций необходимо выстроить базовые процессы товародвижения: должен быть выделен свободный для продажи остаток, в любой момент должен быть известен остаток товаров в местах хранения, откуда осуществляется продажа и т.д.
«Стоит упомянуть и об усилении тренда цифровизации в ритейле, вызванного тем, что покупатели все больше и больше используют цифровые технологии для покупок и размещения запросов ритейлерам. Этот же тренд продолжает нарастать в текущем году», – полагает эксперт.
Основные тренды 2018 года
Российский рынок переходит на облачные решения. Переход отечественных ритейлеров на единые облачные платформы, доступные сразу нескольким компаниям, партнерским сетям и т.д., повышает прозрачность взаимодействия. Так, компании-производители могут в онлайн-режиме отслеживать остаток товара у дистрибуторов, и, исходя из этого, более точно планировать производство, закупки и поставки.
«Российский рынок логистики достиг того этапа, когда компании готовы активно делиться и обмениваться информацией. Технологии, доступные компаниям, способствуют дальнейшему развитию такого информационного обмена и созданию единых платформ для работы. Глобализация и цифровизация данных уже происходит по всему рынку. Взять, к примеру, планы по маркировке товаров, постепенный переход к электронным накладным, развитие ЕГАИС и автоматизированной системы «Меркурий», – рассказала руководитель направления решений для управления цепочками поставок КРОК Анастасия Гончарова.
Развитие решений класса Data Lake. Довольно давно логистические компании используют различные учетные системы. Данные, которые получают эти системы – прекрасный базис для развития, полагают эксперты. К примеру, решения класса Data Lake позволяют на основе исторических и других разноформатных данных проверять бизнес-гипотезы. «Руководители бизнеса постепенно приходят к мысли, что данные – это актив, позволяющий перейти на уровень стратегического планирования развития компании. В частности, решения на базе искусственного интеллекта, работающего на основе массивов данных, решают массу задач: от прогнозирования спроса и объемов закупок до расчета сложных логистических маршрутов с помощью имитационного моделирования», – отметила Анастасия Гончарова.
Переход на решения с открытым кодом. В связи с требованиями закона об импортозамещении происходит переход на решения на базе открытого кода государственных компаний. Такие продукты не только позволяют избежать зависимости от вендоров при развитии решения, но и содержат в себе лучшие практики популярных зарубежных решений, считают эксперты iot.ru.
Драйверы роста рынка
Логистика может составлять до 40% себестоимости продукции, подсчитали аналитики. Сценарии минимизации затрат на логистику различны: привлечение дополнительного персонала или аутсорсинговой компании, выбор иных маршрутов для того, чтобы доставить груз быстрее и дешевле при соблюдении условий клиентских договоров, особенно в высокий сезон объема заказов.
Логистический бизнес должен стать цифровым, считает Елена Иванова. «Данные будут являться таким же ценным активом, как автопарк, современные складские площади и т.д. Накопленные данные позволяют точнее строить тренды по всем процессам цепочки поставок и тем самым повысить гибкость бизнеса в условиях изменения внешней среды. Пристальное же изучение материальных (товары и грузы) и информационных потоков (данные по заказам, финансовые данные, данные с оборудования и т.д.) позволит лучше понять направления повышения эффективности логистического бизнеса», – отметила эксперт.
В 2019–2020 гг. будут набирать обороты такие инновационные технологии, как блокчейн, IoT, AI, машинное обучение. «Появятся истории их применения с заметным материальным эффектом. На мой взгляд, вектор цифровизации и интегрированности как со стороны покупателя, так и со стороны государства продолжит быть сильнейшим драйвером развития рассматриваемого рынка», – считает Евгений Бахин.