Десять тенденций в логистике на ближайшее десятилетие

Дмитрий Черноморец,
директор по развитию компании Apply Logistic Group (Беларусь)

Мир больше не будет таким, как прежде, и то, что сейчас происходит, – это не кризис, а необратимый болезненный переход к новому технологическому укладу, кульминацию которого переживают экономически развитые страны. Как бы некоторые правительства и компании не сопротивлялись процессам глобализации, информационные технологии уже сделали свое дело, точка невозврата пройдена.

Нынешний период развития продемонстрировал, что огромное число бизнес-моделей еще успешных вчера компаний сегодня безвозвратно устарели. При этом логистическая составляющая является неотъемлемой частью бизнес-модели любой производственной, торговой, дистрибьюторской и, естественно, логистической компании.

Какие глобальные тенденции важно учесть в логистике, чтобы модель вашего бизнеса не умерла в ближайшие 10 лет?

Локализация производств. Для снижения транспортных затрат, с одной стороны, и в первую очередь для минимизации таможенных сборов, которые на некоторые товары носят запретительный характер, корпорации готовы переносить сборочные производства в регионы сбыта. В свою очередь данная тенденция делает востребованными производственные услуги по узловой сборке, розливу продуктов по заданию и технологиям владельца продукта. Обратите внимание на развитие автомобильной отрасли, мебельного производства, технических жидкостей.

В качестве доказательства – на сегодняшний день мы работаем над проектом сборочного производства малых воздушных транспортных средств, в рамках которого при хорошем стечении обстоятельств смогут осуществлять компонентную сборку Honda, Beechcraft, Embraer, Cessna, Bombardier, Dassault.

Второй пример, российская IKEA продает более 60% продукции, произведенной на территории России.

Вместо перевозки физических товаров будут отсылаться файлы. Для некоторых товаров, а число их будет расти, уже утрачивается необходимость в физической транспортировке. Например, зачем отправлять из Китая в Беларусь корпус автомобильного зеркала, если можно просто переслать по электронной почте 3D-файл и распечатать его на экструзионном принтере. Экструзионные принтеры объемной печати есть во многих белорусских компаниях, а скоро появятся центры 3D-печати. Некоторые мои коллеги уже сегодня распечатывают себе раз в две недели новые «крышки» для своих смартфонов.

Сокращение таможенных сборов. Предыдущие тенденции приведут к уменьшению числа товаров с высокой добавленной стоимостью, перемещаемых через таможенные границы государств, а контроль движения электронных файлов при всем желании отслеживать и облагать пошлинами не получится.

Данная тенденция пока еще не заметна, т. к. работа с электронными файлами не достигла промышленных масштабов, однако корпорации активно инвестируют в R&D, связанные с технологиями удаленного воспроизводства.

Автоматизация всего, что можно автоматизировать. Высокие и постоянно растущие налоги на персонал, уплачиваемые предприятиями, а также риски, которые несут сотрудники, толкают компании к тому, чтобы автоматизировать любые процессы, подлежащие математической алгоритмизации. В логистике белорусских компаний уже активно применяются электронные технологии управления складскими операциями, диспетчеризации транспорта.

Такая профессия, как экспедитор, в ближайшие 5–7 лет станет рудиментом из-за появления электронных интернет-сервисов, связывающих грузовладельца с агентами, перевозчиками, терминалами, страховыми компаниями, подбирая схемы поставок и давая обширные электронные сервисы.

Беспилотные штабелеры и транспортировщики вместо грузчиков и комплектовщиков – уже реальность для нашей страны. Мы активно используем высокотехнологичные решения в наших проектах на территории Беларуси.

Уменьшение роли дилеров, дистрибьюторов и других посредников в цепях поставок. Люди становятся более рациональными и прагматичными, они больше сравнивают, меньше чем раньше подвержены импульсным покупкам. При этом производители все больше видят в дилерах и дистрибьюторах препятствия на пути к конечному потребителю.

Многие производители, которые вчера «избегали» работы с конечными потребителями, уже активно эксплуатируют системы электронных заказов, где каждое физическое лицо может разместить персональный заказ, например, на мебель, товары интерьера, строительные материалы, одежду и т. д.

При оборудовании нашего офиса ради собственного эксперимента и желания сэкономить мы выбрали офисную мебель и отделочные материалы в шоу-румах дилеров и заказали ее напрямую у производителей – на выходе экономия 45%.

Расцвет городской логистики. Движение материальных потоков больших городов многих стран, в т. ч. и городов СНГ – это, наверное, самое нерациональное, что можно встретить в действующих товаропроводящих системах. При этом муниципальные бюджеты падают, а потребности в перемещаемых ресурсах городов продолжают расти. Так что власти будут вынуждены прибегнуть к логистическим подходам при оптимизации материальных потоков больших городов, далее такая необходимость перейдет в города поменьше. А это уже происходит в Токио, Сингапуре, Гонконге, Стокгольме. Например, Китай инвестирует в такие проекты около $1 млрд ежегодно.

Логистов станет меньше, но их компетенции и мотивация будут существенно выше. Логистика перестала быть модной специальностью, а следовательно, число случайных людей в профессии уже начало сокращаться, кроме того, многие «случайные» логисты мигрируют в другие бизнес-компетенции, например, в продажи, маркетинг. Будут падать (это уже происходит) потребности в логистах, выполняющих операционные функции: речь идет о снабженцах, диспетчерах, экспедиторах, декларантах, специалистах по отгрузкам, складских менеджерах и т. д., что является результатом оптимизации и автоматизации процессов. При этом высокой ценностью обладают и будут обладать логисты-архитекторы, владеющие мультикомпетенциями в сферах закупочной, складской, транспортной, производственной, распределительной логистики, управлении производственными процессами, инструментами математического анализа, знаниями IT-технологий. Такие специалисты нужны для построения эффективных логистических систем. Полагаю, что эту тенденцию видят все, кто в теме.

Логистический аутсорсинг. Как было сказано выше, материальная составляющая продуктов будет терять ценность для клиента, а интеллектуальная – напротив, приобретать. Компании уже сегодня активно делят свои бизнес-процессы на ключевые и вспомогательные, желая отдать последние на аутсорсинг профессионалам. Для компаний, создающих продукты с высокой интеллектуальной составляющей, а таких компаний становится все больше и больше, логистический аутсорсинг позволяет сконцентрироваться на ключевых процессах, создавая добавленную стоимость, не борясь с операционными издержками (т. к. это становится прерогативой логистических компаний, которые должны дать конкурентную цену при необсуждаемом качестве сервиса). На сегодняшний день 67% европейских компаний полностью либо частично передали свои логистические процессы профессиональным логистическим операторам.

Девиз «Быстро, качественно, дешево – выберите любые два преимущества» уже перестает работать и в будущем потеряет актуальность. С помощью повышения качества сервиса клиентов к себе уже не привлечешь, т. к. он уже становится некоторым must have, а не конкурентным преимуществом, например, как подушки безопасности в автомобиле. Качественных продуктов тоже на рынке хватает, так же, как и имеющих низкую цену. Что касается различных комбинаций «выбирайте два из трех», то потребители называют их компромиссом. Лидерство на рынках за теми, кто предложит «три из трех», а сегодня это уже возможно благодаря дешевеющим технологиям разработки и тиражирования. Компьютеры, мебель, автомобили, одежда… – технологии тиражирования делают эти продукты массовыми и доступными как никогда.

Логистику начнут измерять, что приведет к радикальному изменению моделей оплаты труда логистов. На сегодняшний день, по нашей оценке, только 3,8% отечественных торговых, производственных и дистрибьюторских компаний измеряют эффективность собственных логистических систем, используя аналитические показатели. При этом заработная плата подавляющего большинства логистов представляет собой большую фиксированную часть и премию, чаще всего зависящую от непонятных событий и эфемерных результатов. Оцифровка логистики уже приводит к тому, что заработная плата логистов в продвинутых компаниях в большей мере представляет собой шкалы бонусов, четко привязанных к значениям логистических показателей, например, качеству логистического сервиса, оборачиваемости товарных запасов, фактическим логистическим издержкам.

Здесь я могу подтвердить данный тренд нашими проектами – если раньше мы сами предлагали клиенту оцифровать его логистическую систему и привязать к этим цифрам зарплаты логистов, то теперь это инициатива клиентов.