![](/article/25124-gruzoperevozchiki-aseh-v-borbe-s-koronavirusom-logistika-na-karantine/Images/00.jpg)
Грузоперевозчики АСЕХ в борьбе с коронавирусом
Неожиданный «подарок» к китайскому Новому году в виде коронавируса заставил нервничать весь мир. Экономика практически каждой страны терпит колоссальные убытки, а жители запасаются масками и антисептическими средствами «на черный день».
![Стефан Хальтмайер](/article/25124-gruzoperevozchiki-aseh-v-borbe-s-koronavirusom-logistika-na-karantine/Images/03.jpg)
![Кен Хуи](/article/25124-gruzoperevozchiki-aseh-v-borbe-s-koronavirusom-logistika-na-karantine/Images/04.jpg)
Первыми прочувствовали на себе весь ущерб от эпидемии представители транспортных компаний мира, в чьем бизнесе значительное место занимал экспорт и импорт в/из Китая. «Авиаперевозки грузов в Китай составляют 38% от общего объема экспорта нашей компании. В импорте этот показатель составляет 40%», – сообщает Стефан Хальтмайер (Stephan Haltmayer), генеральный директор Quick Cargo Service, партнера Альянса АСЕХ в Германии.
Вследствие пандемии коронавируса наблюдается следующая логистическая картина: фуры простаивают в Китае, груз остается на складах, и это вызывает расходы, которые клиенты транспортных компаний, естественно, не готовы нести. «Самая большая проблема для нас на сегодняшний день связана с тем, что из-за позднего возобновления работы заводов в Китае многие партии продукции должны быть доставлены потребителю в кратчайшие сроки. Это заставляет нас менять вектор работы, уменьшая количество мультимодальных перевозок в пользу увеличения объема авиационных», – комментирует Кен Хуи (Ken Hui), генеральный директор Fanstrans, члена ACEX в Китае.
В то же время многие авиакомпании приостановили или сократили количество рейсов в Китай (как пассажирских, так и грузовых), что привело к снижению объема грузовых авиаперевозок. Данный дисбаланс спроса и предложения «сводит с ума» китайский рынок, в результате чего, авиакомпании увеличивают свои тарифы каждые два-три дня, а время ожидания отправки грузов может достигать семи дней.
«До 90% нашего экспорта в Китай оплачивается в этой стране. Из-за незапланированно продолжительных праздников многие банки были закрыты, и платежи из Китая задерживались. Мы должны продолжать вносить авансовые платежи, так как система взаиморасчетов CASS IATA (cargo agents settlement system) взымает с нас предыдущие расходы на перевозку. Это также негативно повлияло на денежный поток нашей компании»,– сообщает Стефан Хальтмайер.
![](/article/25124-gruzoperevozchiki-aseh-v-borbe-s-koronavirusom-logistika-na-karantine/Images/01f.jpg)
Сегмент морских перевозок также оказался под негативным влиянием кризиса, который повлек за собой коронавирус. Корабельные компании, оперирующие из Азии и в Азию, отменили большое количество судоходных рейсов. «Нам приходится перебронировать контейнерные перевозки на более поздние даты, на пока еще действующие рейсы морских линий», – комментирует Камран Алескеров, директор AGGL, члена АСЕХ в Азербайджане. – Кроме того, упала активность в сотрудничестве, возникла задержка в получении информации о статусах различных перевозок от тех агентов по миру, которые вынужденно не выходят на работу или работают дистанционно из-за вируса».
![Камран Алескеров](/article/25124-gruzoperevozchiki-aseh-v-borbe-s-koronavirusom-logistika-na-karantine/Images/05.jpg)
![Мелис Оман](/article/25124-gruzoperevozchiki-aseh-v-borbe-s-koronavirusom-logistika-na-karantine/Images/06.jpg)
Экономика большинства стран переживает сейчас непростое время в связи с уменьшением торговых оборотов между странами. Люди все меньше ходят за покупками, чтобы избежать посещения общественных мест. Это приводит к уменьшению объемов продаж товаров и, как следствие, снижению налоговых выплат от прибыли: автоматически падает объем закупок товаров из заграницы. «Наши клиенты начинают заказывать регулярные перевозки с более длинными интервалами и в большинстве случаев уменьшенными партиями», – поясняет ситуацию Камран Алескеров.
Многие компании Китая уже сейчас не выдерживают волну кризиса: закрываются, банкротятся, увольняют персонал и сокращают заработную плату. «Мы ожидаем, что к середине этого года общая безработица вырастет до 6-10% в Гонконге и до 10-15% в Китае», – прогнозирует генеральный директор Fanstrans.
Даже те страны, в которых коронавирус был обнаружен сравнительно поздно, прочувствовали на себе экономические убытки в связи с ним. К 11 марта 2020 г. в Турции был зафиксирован только один случай заболевания коронавирусом, однако сфера логистики начала страдать задолго до этого.
«Основной импортируемый товар из Китая для Турции – это сырье, из которого наша страна производит полуфабрикаты для экспорта главным образом в Европу. В итоге на сегодняшний день экспорт сократился из-за нехватки сырья для производства», – говорит Мелис Оман (Melis Oman), директор по развитию бизнеса Airon Transport and Logistics, члена АСЕХ в Турции:
![Денис Бобраков](/article/25124-gruzoperevozchiki-aseh-v-borbe-s-koronavirusom-logistika-na-karantine/Images/07.jpg)
![Стивен Алвес](/article/25124-gruzoperevozchiki-aseh-v-borbe-s-koronavirusom-logistika-na-karantine/Images/08.jpg)
Российские логистические компании уже столкнулись с данной ситуацией спада. «При импорте из Турции мы ощутили нехватку контейнеров для морских перевозок, – комментирует Денис Бобраков, коммерческий директор ACEX в Новороссийске. – Застойный период, по нашим прогнозам, продолжится до середины лета, и сейчас самое главное для транспортных компаний мира – пережить его, не теряя средств для работы и ценных сотрудников».
Многие логистические мероприятия мира (более 400 выставок), запланированные на этот год, отменены из-за угрозы распространения вируса среди участников. Так, Стивен Алвес (Steven Alves), исполнительный директор GFFG, партнер АСЕХ в США, утверждает, что ежегодную конференцию, которая должна была состояться в марте в Бангкоке, пришлось перенести в Берлин и на сентябрь, тем не менее эксперт продолжает внимательно следить за ситуацией в области здравоохранения в мире.
Эпидемия коронавируса совпала с кризисом в мировой экономике. Торговая война США и Китая, нестабильность в Еврозоне, санкционные войны, протекционизм и другие проблемы явно показывали изменения и растущую неэффективность глобализации в долгосрочной перспективе для сложившейся системы экономики.
![](/article/25124-gruzoperevozchiki-aseh-v-borbe-s-koronavirusom-logistika-na-karantine/Images/02.jpg)
«Китай ввел беспрецедентные меры, остановив промышленное производство ввиду эпидемии. Все экономики проводят вынужденный тест на то, могут ли они жить без Китая и на то, как расти в период рецессий. В каком-то смысле происходит сдвиг в сторону внутрирегиональной торговли и вынужденная проверка новых концепций и стратегий государств», – считает председатель правления Альянса АСЕХ Мирослав Золотарев.
![Мирослав Золотарев](/article/25124-gruzoperevozchiki-aseh-v-borbe-s-koronavirusom-logistika-na-karantine/Images/09.jpg)
![Богдан Бутырев](/article/25124-gruzoperevozchiki-aseh-v-borbe-s-koronavirusom-logistika-na-karantine/Images/10.jpg)
Несмотря на сложную ситуацию в логистике, многим компаниям удается оставаться «на плаву», используя новые альтернативные более затратные варианты работы. «Очевидны изменения в давно сложившейся схеме поставок продукции: скажем, вместо закупок овощей и фруктов в Китае крупные ритейлеры переориентируются на Марокко, Израиль и Турцию, – отмечает Богдан Бутырев, директор департамента авиа и сборных грузов компании Nawinia, члена АСЕХ в Москве и на Дальнем Востоке. – Все это тоже нужно доставлять, и это требует от операторов смены устоявшихся операционных схем, и срочного поиска новых партнеров».
Безусловно, в настоящий момент логисты мировых компаний мало что могут сделать для изменения ситуации. Единственный выход для транспорта на сегодня заключается в наблюдении за обстановкой, сохранении бизнеса путем поиска альтернативных методов для работы и, в конце концов, спокойном ожидании окончания эпидемии.
По мнению Мирослава Золотарева первоочередной задачей в этой ситуации для Альянса является сохранение партнерских отношений и связей с компаниями внутри него и их последующим укреплением: «Период нестабильности закончится, и на новом витке развития партнерство будет цениться выше денег!»