Грузоперевозчики АСЕХ в борьбе с коронавирусом
Неожиданный «подарок» к китайскому Новому году в виде коронавируса заставил нервничать весь мир. Экономика практически каждой страны терпит колоссальные убытки, а жители запасаются масками и антисептическими средствами «на черный день».
Первыми прочувствовали на себе весь ущерб от эпидемии представители транспортных компаний мира, в чьем бизнесе значительное место занимал экспорт и импорт в/из Китая. «Авиаперевозки грузов в Китай составляют 38% от общего объема экспорта нашей компании. В импорте этот показатель составляет 40%», – сообщает Стефан Хальтмайер (Stephan Haltmayer), генеральный директор Quick Cargo Service, партнера Альянса АСЕХ в Германии.
Вследствие пандемии коронавируса наблюдается следующая логистическая картина: фуры простаивают в Китае, груз остается на складах, и это вызывает расходы, которые клиенты транспортных компаний, естественно, не готовы нести. «Самая большая проблема для нас на сегодняшний день связана с тем, что из-за позднего возобновления работы заводов в Китае многие партии продукции должны быть доставлены потребителю в кратчайшие сроки. Это заставляет нас менять вектор работы, уменьшая количество мультимодальных перевозок в пользу увеличения объема авиационных», – комментирует Кен Хуи (Ken Hui), генеральный директор Fanstrans, члена ACEX в Китае.
В то же время многие авиакомпании приостановили или сократили количество рейсов в Китай (как пассажирских, так и грузовых), что привело к снижению объема грузовых авиаперевозок. Данный дисбаланс спроса и предложения «сводит с ума» китайский рынок, в результате чего, авиакомпании увеличивают свои тарифы каждые два-три дня, а время ожидания отправки грузов может достигать семи дней.
«До 90% нашего экспорта в Китай оплачивается в этой стране. Из-за незапланированно продолжительных праздников многие банки были закрыты, и платежи из Китая задерживались. Мы должны продолжать вносить авансовые платежи, так как система взаиморасчетов CASS IATA (cargo agents settlement system) взымает с нас предыдущие расходы на перевозку. Это также негативно повлияло на денежный поток нашей компании»,– сообщает Стефан Хальтмайер.
Сегмент морских перевозок также оказался под негативным влиянием кризиса, который повлек за собой коронавирус. Корабельные компании, оперирующие из Азии и в Азию, отменили большое количество судоходных рейсов. «Нам приходится перебронировать контейнерные перевозки на более поздние даты, на пока еще действующие рейсы морских линий», – комментирует Камран Алескеров, директор AGGL, члена АСЕХ в Азербайджане. – Кроме того, упала активность в сотрудничестве, возникла задержка в получении информации о статусах различных перевозок от тех агентов по миру, которые вынужденно не выходят на работу или работают дистанционно из-за вируса».
Экономика большинства стран переживает сейчас непростое время в связи с уменьшением торговых оборотов между странами. Люди все меньше ходят за покупками, чтобы избежать посещения общественных мест. Это приводит к уменьшению объемов продаж товаров и, как следствие, снижению налоговых выплат от прибыли: автоматически падает объем закупок товаров из заграницы. «Наши клиенты начинают заказывать регулярные перевозки с более длинными интервалами и в большинстве случаев уменьшенными партиями», – поясняет ситуацию Камран Алескеров.
Многие компании Китая уже сейчас не выдерживают волну кризиса: закрываются, банкротятся, увольняют персонал и сокращают заработную плату. «Мы ожидаем, что к середине этого года общая безработица вырастет до 6-10% в Гонконге и до 10-15% в Китае», – прогнозирует генеральный директор Fanstrans.
Даже те страны, в которых коронавирус был обнаружен сравнительно поздно, прочувствовали на себе экономические убытки в связи с ним. К 11 марта 2020 г. в Турции был зафиксирован только один случай заболевания коронавирусом, однако сфера логистики начала страдать задолго до этого.
«Основной импортируемый товар из Китая для Турции – это сырье, из которого наша страна производит полуфабрикаты для экспорта главным образом в Европу. В итоге на сегодняшний день экспорт сократился из-за нехватки сырья для производства», – говорит Мелис Оман (Melis Oman), директор по развитию бизнеса Airon Transport and Logistics, члена АСЕХ в Турции:
Российские логистические компании уже столкнулись с данной ситуацией спада. «При импорте из Турции мы ощутили нехватку контейнеров для морских перевозок, – комментирует Денис Бобраков, коммерческий директор ACEX в Новороссийске. – Застойный период, по нашим прогнозам, продолжится до середины лета, и сейчас самое главное для транспортных компаний мира – пережить его, не теряя средств для работы и ценных сотрудников».
Многие логистические мероприятия мира (более 400 выставок), запланированные на этот год, отменены из-за угрозы распространения вируса среди участников. Так, Стивен Алвес (Steven Alves), исполнительный директор GFFG, партнер АСЕХ в США, утверждает, что ежегодную конференцию, которая должна была состояться в марте в Бангкоке, пришлось перенести в Берлин и на сентябрь, тем не менее эксперт продолжает внимательно следить за ситуацией в области здравоохранения в мире.
Эпидемия коронавируса совпала с кризисом в мировой экономике. Торговая война США и Китая, нестабильность в Еврозоне, санкционные войны, протекционизм и другие проблемы явно показывали изменения и растущую неэффективность глобализации в долгосрочной перспективе для сложившейся системы экономики.
«Китай ввел беспрецедентные меры, остановив промышленное производство ввиду эпидемии. Все экономики проводят вынужденный тест на то, могут ли они жить без Китая и на то, как расти в период рецессий. В каком-то смысле происходит сдвиг в сторону внутрирегиональной торговли и вынужденная проверка новых концепций и стратегий государств», – считает председатель правления Альянса АСЕХ Мирослав Золотарев.
Несмотря на сложную ситуацию в логистике, многим компаниям удается оставаться «на плаву», используя новые альтернативные более затратные варианты работы. «Очевидны изменения в давно сложившейся схеме поставок продукции: скажем, вместо закупок овощей и фруктов в Китае крупные ритейлеры переориентируются на Марокко, Израиль и Турцию, – отмечает Богдан Бутырев, директор департамента авиа и сборных грузов компании Nawinia, члена АСЕХ в Москве и на Дальнем Востоке. – Все это тоже нужно доставлять, и это требует от операторов смены устоявшихся операционных схем, и срочного поиска новых партнеров».
Безусловно, в настоящий момент логисты мировых компаний мало что могут сделать для изменения ситуации. Единственный выход для транспорта на сегодня заключается в наблюдении за обстановкой, сохранении бизнеса путем поиска альтернативных методов для работы и, в конце концов, спокойном ожидании окончания эпидемии.
По мнению Мирослава Золотарева первоочередной задачей в этой ситуации для Альянса является сохранение партнерских отношений и связей с компаниями внутри него и их последующим укреплением: «Период нестабильности закончится, и на новом витке развития партнерство будет цениться выше денег!»