Продвижение потребительских товаров на рынок Китая
Рынок Китайской Народной Республики становится одним из основных для российских компаний – участников ВЭД. При этом тем из них, кто стремится выйти на премиальный китайский рынок, следует учитывать один немаловажный аспект – китайское законодательство весьма строго контролирует ввоз товаров из иностранных государств. А к таможенному оформлению экспорта в КНР китайская сторона предъявляет очень жесткие требования. Чтобы им соответствовать, российским компаниям-экспортерам необходимо не просто знание законодательства, но и актуальных нюансов, апробированных практикой.
Как прорубить окно в Китай?
Как известно, в глобальном мире цифровых возможностей правила стремятся к унификации. Процедуры таможенного оформления в РФ во многом следуют в русле общего тренда. С расширением процессов евроазиатской интеграции в рамках ЕАЭС декларирование товара на вывоз было масштабировано с помощью Таможенного кодекса (ТК) на всю территорию Таможенного союза (ТС). Товары, отправляемые на экспорт из России, в обязательном порядке подлежат таможенному оформлению на таможенных постах, в отделах таможенного оформления и контроля того региона, где находится отправитель груза. При определенных обстоятельствах и при наличии согласия таможенного органа провести процедуру оформления можно и в других местах, однако тогда нужно будет уплачивать повышенные сборы. В целом таможенное оформление экспорта предполагает очередность последовательных действий: представление груза органам таможенного контроля, декларирование, внесение обязательных платежей. Каждый этап выполняют по правилам в соответствии с ТК ТС. Если экспортер не располагает достаточными знаниями или возможностями для самостоятельного оформления, он имеет право обратиться к таможенному представителю-брокеру, который по договору с экспортером предоставляет услуги по таможенному представлению, уплате сборов, заполнению декларации – вплоть до организации перевозочного транспорта. Предварительная операция, которая предшествует основной процедуре оформления, заключается в извещении таможенного органа о прибытии груза. На нее отводится полчаса, а если товар прибыл в нерабочее время, то не более 30 минут с момента наступления следующего рабочего дня. После процедуры представления груз временно находится под таможенным контролем. Но еще до того, как он покинет территорию ТС, экспортер должен оформить таможенную декларацию, которая содержит сведения о товаре, внешнеторговой операции, владельце и получателе груза. Одновременно с принятием таможенной декларации происходит внесение обязательных платежей. К ним относятся вывозная таможенная пошлина и таможенные сборы.
Стоит напомнить, что начиная с 2017 г. КНР закрепилась в качестве главного контрагента России по экспорту. На фоне интеграции двух трансконтинентальных инициатив – создание единого экономического пространства в рамках ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути – на руку российским экспортерам и транспортным компаниям играют благоприятная внешняя конъюнктура и усилия профильных ведомств по снижению административных барьеров в международной торговле. Заметно оживляет территорию российского экспорта и деятельность РЭЦ. Поэтому количество участников ВЭД, ориентированных на восточное направление, будет только расти, что подкрепляет статистика. По экспертным оценкам, доля Китая, лидирующего в традиционной тройке партнеров РФ по экспорту (КНР, Нидерланды, Германия), сможет превысить по итогам уходящего года планку в 12% с приростом более чем на 4% к аналогичным показателям 2018 г.
С обратной стороны границы также берут к сведению динамику взаимодействия. Контроль ввоза товаров из иностранных государств осуществляет главное управление КНР по надзору за качеством, инспекции и карантину AQSIQ (General Administration of Quality Supervision, Inspection and Quarantine of the People`s Republic of China). Управление включает в себя 19 ведомств, основными из которых являются сервисный центр AQSIQ, информационный центр AQSIQ, исследовательский центр технического регулирования и стандартизации, бюро по разработке стандартов, академия по инспекции и карантину, национальный институт по стандартизации (CNIS), национальный институт метрологии (NIM), центр по сертификации и качеству (CQC), национальная служба по аккредитации и оценке соответствия (CSEI), учебный центр по подготовке специалистов, пресс-центр, центр новостей по качеству и стандартизации, инспекции и карантину, издательский центр по метрологии.
«При экспорте продукции в КНР российские производители должны проходить обязательную сертификацию своего продукта и подавать образцы на экспертизу, которая показывает степень соответствия произведенного продукта китайским нормам. Например, если вы непосредственно из России хотите совершить таможенный платеж на китайскую таможню, у вас это вряд ли получится. Здесь действует система, аналогичная той, что и в России. Она предусматривает наличие местного импортера вашей продукции. Ввозная пошлина в КНР разная, здесь действует несколько ставок НДС. Компания, которая только открывается, в первые годы имеет определенные преференции и льготы, в частности, платит пониженный НДС, который потом повышается. Такая огромная страна, как Китай, с множеством провинций и нюансов их экономической деятельности имеет много разных правил. Поэтому изначально запланировать таможенный платеж из России в Китай и его посчитать – практически невозможно. Целесообразнее всего будет работа с аффилированными компаниями», – отмечает Мирослав Золотарев, председатель правления Первого российского международного логистического Альянса ACEX, руководитель Центра мультимодальной логистики при Российско-Китайской палате.
Не ошибиться в выборе!
Компании-новичку, стремящейся к выходу на динамично развивающийся китайский рынок, сложно разобраться со всеми тонкостями и нюансами как китайского законодательства, так и восточного менталитета. Комплект документов, необходимых при помещении экспортируемых товаров под таможенную процедуру, насчитывает не менее полутора десятков позиций, включая внешнеторговый контракт, инвойс, CMR (ТТН), книжку TIR CARNET, а также документы: разрешительные, устанавливающие имущественные права на груз, подтверждающие его происхождение, информационно-технические, о страховании груза, о предоплате по контракту, акты экспертизы по состоянию и стоимости товара… И это не считая профессиональных переводов и заверенных копий. Все документы должны быть составлены и заполнены идеально, чтобы на посту ТС не возникло оснований для штрафов или отказа в перемещении груза за границу. В такой ситуации без экспертной помощи таможенных представителей обойтись бывает почти невозможно.
Андрей Швырев, руководитель отдела таможенного оформления ACEX Group, считает: «Выступать посредником в таможенном оформлении грузов на экспорт могут только компании, включенные в Реестр таможенных представителей. Перечень таких фирм формирует Федеральная таможенная служба. Вывод нового продукта на китайский рынок – непростая задача. Процесс таможенного оформления экспорта в Китай занимает довольно длительное время и требует предоставления большого количества разрешительной документации. Но данная процедура того стоит и имеет далеко идущие перспективы».
5 шагов к успеху: порядок продвижения потребительских товаров на рынок Китая (рекомендации ACEX)
1. Анализ собственного продукта
- просчет себестоимости товара на территории КНР (товар, доставка, импорт, хранение);
- определение конкурентных преимуществ данного продукта (цена, качество, состав);
- оценка срока годности, возможности его увеличения (минимум 12 месяцев);
- оценка производственных мощностей: количество и сроки поставки товара.
2. Исследование рынка сбыта
- уточнение условий ввоза данного продукта в КНР, выявление административных барьеров;
- анализ среднерыночной цены;
- исследование основных конкурентов на рынке, выявление их преимуществ;
- исследование аудитории потенциальных покупателей (аналитика поисковых запросов, проведение фокус-групп и др.).
3. Оценка возможностей
- соответствует ли товар стандартам и требованиям КНР, нет ли ограничений для ввоза;
- соответствует ли цена среднерыночным критериям;
- соответствует ли продукт вкусовым и визуальным предпочтениям фокус-группы;
- оценка конкурентных и других препятствий для реализации товара;
- создание бизнес-плана по продвижению продукта, оценка собственных финансовых возможностей и ожидаемой прибыли.
4. Подготовка к продажам
- подготовка коммерческих документов (контракта, прайс-листа и др.) и рекламных материалов;
- подготовка базы для интернет-продвижения (сайт, онлайн-объявления, контекстная реклама в Китае);
- создание плана продвижения, включая участие в выставках, интернет-продвижение, бизнес-миссии, сбор базы потенциальных клиентов и др.;
5. Начало продаж
- создание страниц для интернет-продвижения;
- участие в выставках, форумах и бизнес-миссиях;
- поездки и встречи с потенциальными клиентами;
- подведение итогов после первых шагов, резюме по ошибкам и недочетам, корректирование содержания продукта (состав, упаковка, реклама), активные продажи по наработанной базе клиентов (звонки, встречи, переписка, в том числе через программу WeChat).