Мифы и тренды. К чему идёт логистика?
В период самоизоляции кроме преподавания я поучаствовал в нескольких онлайн конференциях по логистике. Хотелось бы поделиться теми выводами, которые озвучивают и которые не увидели спикеры конференций. А также развенчать мифы, которые образовались в последние месяцы в логистике.
В данной статье я не хочу акцентировать внимание на конкретных компаниях, названия приведены лишь для общего понимания процессов.
Итак, мифы, которые сейчас часто озвучиваются:
Миф № 1. Интернет-торговля является драйвером в развитии логистики.
Руководители компаний решили, что многие после отмены самоизоляции будут заказывать товары в интернете. После открытия торговых центров в Москве я смог оценить количество людей, которые ждали этого и отложили свои покупки. Это и есть тот самый отложенный спрос, о котором часто маркетологи рассуждают и который пытаются просчитать. В некоторых магазинах стал наблюдаться даже дефицит по некоторым позициям. Руководители были удивлены – ведь всё это можно заказать в интернете! Но сервисы типа «али-баба» испортили отношение к интернет-торговле. Качество купленных вещей… Плюс к этому – отвратительный сервис доставки: ты сперва заплати, через неделю может получишь, а обменять сложно. Вы всё это сами знаете.
Курьеры, которые должны быть лицом компании, не обучены простым вещам. Транспортные компании губят бизнес обычных небольших интернет-магазинов. Прогноз простой – в довольно короткие сроки после полного снятия всех ограничений количество продаж в магазинах резко увеличится, интернет торговля перестанет быть актуальна, как было при вынужденной самоизоляции. При правильном развитии доставочной логистики из розничных магазинов, количество покупок через интернет будет падать в геометрической прогрессии.
Миф № 2. IT-решения и мобильные приложения облегчают жизнь.
В последние несколько лет я встречаю большое количество различных программных продуктов по логистике. Начиная с ПО на основе тетриса для загрузки машин и заканчивая очень сложными продуктами – с расчётами складских остатков, запасов на производстве, маршрутизации. Да, это помогает решать многие вопросы и это очень хорошо. Но! Есть большой минус – эти программы написаны непрофессионалами (!) в логистике.
Анализ WMS от SAP при внедрении показал грубейшие ошибки в алгоритме передвижения отборщиков. Пути движения штабелёров пересекались. Несколько раз техника оставалась запертой между стеллажами. Пользуясь общеизвестными формулами по ABC- и XYZ-анализам, система делает неправильные выводы по размещению товаров. На больших складах техника накручивает лишние километры.
При расчёте доставок и маршрутизировании в TMS реализуется принцип навигатора, ориентированный на Яндекс- или Гугл-карты, а не принцип логистики – в НУЖНОЕ время в НУЖНОМ месте. Доставками в торговые точки начинают управлять не логисты (диспетчера, операторы), и даже не система TMS, а водители!
Мобильные приложения только усугубляют эту ситуацию. Если водителю так удобно, он с легкостью меняет маршруты, время доставок и т.д. Страдает компания, товар не доставляется вовремя, ритейл недополучает необходимого количества. Яркий пример – дефицит гречки и туалетной бумаги. Склады забиты, а полки пусты.
Миф № 3. Шеринг даёт свободу действий.
Появилось новая тенденция на рынке техники – совместное использование. Мы не покупаем технику и не берем её в аренду. Мы платим только за то время, пока пользуемся ею. Вроде, на первый взгляд, очень серьезная статья экономии. Какой же минус? Когда я покупал себе личную машину, я сделал некоторые расчеты. И пришел к выводу, что совокупные затраты владения ею (стоимость самой машины + ремонты + топливо и т.д.) совокупно составляют ту же сумму, что и сумма, на которую я могу ездить по своим делам на такси в течении того же срока, что буду владеть данным автомобилем – около 5 лет. Так почему же мы покупаем машины в личную собственность? Удобство? Именно! Поэтому и собственная погрузочная техника лучше. А при правильном подходе и затраты будут меньше, чем при шеринге.
Представим ситуацию – неожиданно вечером пришла машина, которую надо разгрузить. Если не разгрузишь ночью производство недополучит необходимых комплектующих утром. Но этот погрузчик ночью используется другой компанией, у которой свои планы на него. Ваши действия?
Миф № 4. Аутсорсинг – средство от всех болезней.
Многие сейчас передают всё на аутсорсинг – бухгалтерию, доставку, склады, даже закупки и маркетинг. Мы умеем продавать (производить, доставлять, хранить…), а всё остальное сделают профессионалы. И есть яркие примеры работы таких «профессионалов». Например, компания СДЭК, которая заключила контракты с рядом интернет-магазинов на доставку. Они профессионалы – узкоспециализированная почтовая и курьерская компания. Но сервис доставок в e-comm очень сильно отличается от работы с почтой. Почему DHL, например, не подписала такие контракты? Именно потому, что там профессионалы. Часто компании, которые предоставляют такие услуги, работают только в узких рамках и не умеют делать ничего другого. Есть конечно и плюсы, но эта узкая специализация тормозит развитие компании-заказчика. Панацеи нет. Кто-то начинает идти по этому пути, а потом создает свои службы, у кого-то получается сращивание компаний или выделение отдельных структур. В целом есть и плюсы, и минусы, но всё передать в аутсорсинг – значит убить свою компанию.
Сегодняшняя реальность и недалекое будущее
Этот список весьма не полный. Но он позволяет отметить наиболее устойчивые тренды, с которыми уже сталкиваются во всём мире специалисты складской отрасли.
Реальность №1. Уберизация, убивающая логистику.
При появлении приложений для такси типа Uber, «Яндекс-такси» мы все сначала радовались. Наконец-то такси стало проще заказать, дешевле доехать, удобно, рынок стал цивилизованным. Это правда! Я сам часто в различных городах пользуюсь данными сервисами. Дальнейшее развитие показало, что такая система убивает весь смысл быстрой доставки пассажира. Ушло поколение «супертаксистов». Хорошо зная Москву, я иногда удивляюсь почему меня так долго везут. Или сам становлюсь навигатором. Квалификация водителей низкая, знание города близко к нулевому. Да и зачем? Пассажиры сами всё расскажут и подскажут.
Вместо 15–20 минут меня могут везти час, а то и полтора. И дело не столько в деньгах. В Москве отлично развит общественный транспорт. За те же полтора часа я смогу доехать и в метро. При этом заплатив в 10 раз меньше. Сейчас появились грузовые сервисы. Но готовы ли вы отдать свой товар кому-либо без каких-либо гарантий в сохранности, сроках… Я не готов. И дело не в цене доставки. Ещё есть стоимость самого товара. А когда ваш груз приедет, вы знаете? Навигатор же должен подсказать… или выдаст неправильную информацию.
Несколько раз я специально звонил в различные компании, предоставляющие услуги по переезду. Цена на услугу очень низкая. При этом никто даже не посоветовал, что надо бы заранее упаковать товар, что нужны грузчики. Компании, которые профессионально этим занимаются, чётко рассказывают, что будут делать и какую несут за это ответственность. Надо столько-то коробок, стрейч, пузырьковой пленки, столько-то грузчиков, как будем грузить, как должна быть оборудована машина, кто и как будет крепить, как будем выгружать и заносить. Uber же всё упростил: мы подадим машину дёшево, а дальше ваши проблемы! Обычные люди, которым надо выехать на дачу (или перевезти вещи на другую квартиру) порой не обладают и элементарными знаниями по логистике переезда. Поэтому о логистах сложилось мнение, как о бездельниках. Логистика доставок просто убивается. Этот процесс будет продолжаться пока на рынок не придут новые умные игроки с большими инвестициями. Эти игроки будут вкладывать деньги не только в структуру, но и в персонал.
Реальность №2. Роботизация позволит экономить.
Конечно, за автоматизацией и роботизацией будущее в складской и доставочной логистике. Сейчас это пока очень дорогостоящие проекты, но время не стоит на месте. Я занимался расчетами полностью автоматизированного склада по хранению и сортировке очень нежного и деликатного товара – тортов с ограниченным сроком хранения. На складе в круглосуточном режиме работают 10 человек в 3 смены. Итого 30 человек. Плюс начальник склада, операторы и несколько единиц техники. Вместо этого – автомат, который не даёт ошибок, не допускает боя, просрочек товара, воровства, и 3 оператора в смену. Срок окупаемости пока велик для таких предприятий – 7,5 лет, стоимость превышает 1 млн долларов. Но это начало. Если бы срок окупаемости составлял 2–3 года при сопоставимой цене – склад был бы полностью автоматизирован.
Конечно, мы не избавимся полностью от людей на складе, но количество уменьшится с увеличением качества обслуживания. При этом мы сможем использовать площади склада оптимальнейшим образом – ведь роботам не нужен свет, отопление, места отдыха и приема пищи. В доставочной логистике дроны заменят курьеров. Это положительно скажется на качестве обслуживания. Сейчас необходимо очень серьезно отслеживать тренды развития этого направления – это наше будущее.
Реальность №3. Экологичность.
Статистика последних лет показывает, что на продажи погрузчиков (и другой складской техники) на электротяге приходится 70% рынка и только 30% остается дизельной, газовой (включая биогаз) и спиртовой. Также начинается бум автоматизации и роботизации. Таким образом потребление электроэнергии на складах неуклонно растёт. При этом у нас в стране никто не привык считать затраты на такую «мелочь» как тепло и электроэнергия. Однако, при небольшом изменении тарифов, затраты начинают ощущаться и их тоже нужно сокращать. Помогут в этом новые подходы – установка солнечных батарей, рекуперация энергии на кранах и конвейерах, более совершенные технологии доков, стен, передачи тепло- или холодоносителей. Затраты на содержание складов при этом могут снизиться значительно даже при небольших инвестициях.
В транспортной логистике назревает серьёзный переворот в пользу электротранспорта. Доставки по городу при пробегах 150–300 км в день спокойно можно осуществлять даже при существующих технологиях. Пока в мире нет ни одного серьезного массового производителя экологически чистых мало- и среднетоннажных грузовиков. Проекты Илона Маска по выпуску фур Tesla на электротяге как и водородных грузовиков Nikola пока тоже буксуют.
По предварительным расчётам электромобили (даже при вдвое большей цене) показывают завидную общую экономию по сравнению с дизельными и бензиновыми собратьями. Ситуация с дальними маршрутами неоднозначна – не хватает пока зарядных станций, время зарядки тоже оставляет желать лучшего. Но тренд уже понятен и к этому надо быть готовыми.
Реальность №4. Клиентский сервис.
В данный момент такие понятия как клиентский сервис и выявление потребности клиента практически отсутствуют. В настоящее время существует несколько компаний, которые диктуют рынку свои (не самые лучшие) условия и считают себя чуть ли не монополистами рынка. Как пример: СДЭК занял нишу доставочной логистики в B2C, «Деловые Линии» и ПЭК – доставок по регионам сборных грузов и т.д. Ну и Почта России – с полным отсутствием сервиса для клиентов, которые им же платят деньги. Ситуация на рынке ужасает. При этом Wildberries показывает очень чёткий тренд – при улучшении сервиса объёмы продаж растут. «Озон» при сокращении сервиса провалился и до сих пор не может отыграть обратно.
Тренд последних месяцев показывает – на рынок уже начали выходить новые игроки с лучшим сервисом и лучшей заботой о клиенте. Начинается тихая экспансия китайских компаний – логистика Китая имеет много общего с российской. При этом у российских игроков наблюдается передел рынка, прибыли катятся вниз, каждый учредитель хочет оторвать свой кусок вместо развития бизнеса. Учредители и управленцы крупных компаний не могут избавиться от эйфории и живут по принципу «всё равно заплатят».
Прогноз по рынку логистических услуг – появление и стремительное развитие новых игроков с улучшенным сервисом, жесткая конкурентная борьба, игра на понижение и, как итог, разорение (убытки) крупных игроков рынка.
Реальность №5. Отсутствие квалификации персонала.
В настоящий момент даже в условиях повысившейся безработицы в отрасли наступил серьезный кадровый голод. Сотрудники компаний ощущают себя суперспециалистами, требуют высоких зарплат, при этом квалификация оставляет желать лучшего. Многие компании не хотят обучать сотрудников. Сами работники, что удивительно, тоже не хотят обучаться и совершенствовать свои знания. При этом начинают проявляться серьёзные огрехи общего школьного образования. У многих транспортных логистов хромает знание географии. Умение работать в Excel и Word считается достижением. Про серьезную аналитику вообще можно забыть.
Ситуация на рынке труда такова, что работодатель не хочет платить бесполезному сотруднику, но и не может найти специалиста. Поэтому многие компании начинают внедрять автоматизацию, что ещё более усугубляет общую картину рынка труда.
Общий тренд по стране – большая численность «полуспециалистов», и увеличивающийся кадровый голод. Выигрывать будут те игроки, кто постоянно обучают и развивают персонал. При этом ужесточатся требования работодателей к персоналу.