В России появился факторинг для частных грузоперевозчиков

Платформа для управления грузоперевозками Cargotender уже работает на рынках Евросоюза и СНГ. На российский рынок компания вышла в 2016 году. С её помощью корпоративные грузовладельцы оперативно формируют и размещают заказы своих грузов автомобильным транспортом. Предварительно проверенные грузоперевозчики могут торговаться за них, предлагая оптимальные условия. После успешной сделки и отправки в рейс грузового транспорта клиент может в режиме реального времени контролировать все этапы перевозки.

Теперь же в сегменте агрегаторов грузоперевозок появился частный факторинг для водителей под общим названием «Прозрачная логистика». После автоматизированной проверки на благонадежность водители (в форме ИП) смогут получать выплаты по завершенным перевозкам, выполненным через платформу, в течение нескольких рабочих дней напрямую от компании-разработчика, а не от грузовладельца. Это не банковский продукт, так как компания не обладает соответствующей лицензией на финансовую деятельность, – отмечают в компании, – а именно собственная кредитная линия, которую Cargotender готов предоставить из собственных средств наиболее проверенным и профессиональным перевозчикам.

Платформа позволяет грузовладельцам расширить пул перевозчиков и автоматически получать ценовые предложения от более чем 5 тысяч транспортных компаний России, стран СНГ и Европейского Союза. При этом вся ответственность за исполнение заявки лежит на платформе, она становится единственным контрагентом во всех сделках, это упрощает документооборот и одновременно повышает безопасность – каждая перевозка может быть дополнительно застрахована (в скором времени планируется запустить автоматическое потоковое страхование всех сделок).

Cargotender берёт на себя оплату услуг транспортных компаний и оплачивает перевозку в течение 5–7 рабочих дней после получения оригиналов документов или даже по сканам, если такая договоренность достигнута с грузоперевозчиком. При этом грузоотправитель может иметь отсрочку платежа с компанией Cargotender до 60-ти дней.

До сегодняшнего дня ни один из существующих грузовых агрегаторов как в России, так и в Европе не предоставлял аналогичной финансовой возможности: водители регулярно сталкиваются с отсрочкой платежа за фактически выполненные рейсы в 25 и более календарных дней, уверяют разработчики проекта. Столь щедрая программа финансирования стала возможной благодаря доступу учредителей к дешевому европейскому финансированию, которое они привлекают на свое зарубежное юрлицо.

Больше всего данное решение по своей механике похоже на факторинг – финансирование отсрочек платежа для исполнителя. По данным Ассоциации факторинговых компаний, на 1 января 2020 года совокупный портфель российского рынка факторинга составил 806 млрд руб., увеличившись за год на 32%. С начала 2000-х годов этот инструмент стабильно набирает популярность на российском рынке, проникая даже в область микробизнеса. В текущей экономической ситуации ставки по кредитам для бизнеса начинаются от 9% годовых, могут доходить до 20% и более. При этом получить оптимальную факторинговую программу перевозчику по-прежнему проблематично.

Руководитель Cargotender Эдгар Гринберг отмечает, что подобное дисконтирование зависит от надежности контрагента перевозчика, системы встречных требований и ряда других факторов. Сейчас диапазон ставок для качественных контрагентов составляет 8–11%, в зависимости от размера сделки, что по-прежнему очень большая нагрузка для перевозчиков, многие из которых представлены как ИП с небольшими оборотами.

Программа внутриплатформенного кредитования, которую предлагает Cargotender для водителей в своей системе бесплатна, а для открытия кредитной линии не требуется предоставлять дополнительные бумаги: платформа сама в режиме реального времени как с помощью проверки по базам правоохранительных и финансовых органов через API, так и благодаря фирменному алгоритму искусственного интеллекта определяет индекс деловой репутации перевозчика по репрезентативной выборке сделанных им перевозок за отчетный период, например 14–30 дней, и открывает линию, позволяя водителю получать сначала по 35–50%, а далее до 100% стоимости своих ближайших заказов.

При оценке клиентов, которым открываются линии кредитования, учитываются как общепринятые признаки гудвила (один генеральный директор без частых рокировок, отсутствие массовой регистрации юрлица и исковой нагрузки в качестве ответчика), так и сложные комбинации факторов, максимально объективно показывающих профессионализм и способность перевозчика выполнять взятые на себя обязательства (например, в системе существует показатель частоты отказа от рейсов уже после того, как первоначально водитель подтвердил готовность взять груз).

«Известно, что существуют три основные составляющие, которые заложены в традиционную факторинговую ставку: стоимость денег (условно ключевая ставка ЦБ); надбавка за риск; стоимость сопровождения сделок, в том числе стоимость верификации поставок», – рассуждает Э. Гринберг. В случае с нашей платформой мы не являемся финансовой организацией и занимаемые нами средства, которые идут на программу подобного кредитования, в разы выгоднее и комфортнее для перевозчиков. Фактически речь идет о том, что Cargotender платит перевозчикам из собственных средств, а потом уже дожидается, когда грузовладельцы, заведенные в систему, оплатят выполненные перевозки.

«Европейский рынок пока также не предлагал перевозчикам, участвующим в работе агрегаторов, комфортные программы кредитования или овердрафта», – напоминает руководитель программы мультимодальных перевозок отечественной Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Андрей Коннов. «В Германии, например, общепринятый срок оплаты перевозки – 60-90 дней. Несмотря на все меры безопасности, предпринимаемые немецкой системой, за время, проходящее с момента перевозки до оплаты, экспедитор, разместивший заявку, может вообще обанкротиться или не оплатить вовремя», – рассказывает эксперт. «Программы лояльности к постоянным перевозчикам, практикуемые в европейских агрегаторах (например, Timocom), могут возместить лишь до 40% ставки, но произойдет это с еще большей задержкой На неплательщиков воздействуют при помощи известных европейских коллекторских агентств, но и это не спасает транспортников от кассового разрыва».

Аналогична ситуация и в отечественной логистике, согласен Э. Гринберг: «При весьма невысокой маржинальности даже 2 – 3 близкие по времени неоплаты могут привести к краху всего малого бизнеса перевозчика. Недоверие из-за возможности не получить свои заработанные деньги со стороны автотранспортных компаний к различным логистическим стартапам по-прежнему высокое. Предпочтение отдается работе с классическими экспедициями. Cargotender хочет приучить перевозчиков к безопасной и цивилизованной модели оплат, где никто не пытается кредитоваться за счет и без того небольших финансовых потоков перевозчика, а создать для него максимально удобную среду для заработка».