Логистика в пандемию повлияла на рынок автотранспорта и погрузчиков

Станислав Протасов

По итогам 2020 г. по данным сервиса «Авито Авто», спроса на подержанный транспорт для грузоперевозок вырос на 14,8% по сравнению с 2019 г. При этом объем рынка новых грузовых автомобилей в России, по данным «АВТОСТАТа», в 2020 г. сократился на 7,3%. Одна из основных причин переориентации на вторичный рынок – рост цен на рынке нового грузового транспорта и спецтехники.

Рост спроса на подержанную спецтехнику для грузоперевозок по итогам 2020 г. составил 14,8%. В частности, покупательский интерес к грузовикам на вторичном рынке увеличился на 14,6%, к легкому коммерческому транспорту – на 25%. Спрос на погрузчики (всех типов – фронтальные, телескопические, вилочные и т.д.) и прицепы с пробегом в России вырос на 17,8 и 19,3% соответственно, на тягачи – на 5%.

Даже несмотря на спад деловой активности в период пандемии и во II квартале 2020 года был заметен рост спроса на грузовую технику с пробегом по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. К IV кварталу 2020 г. вторичный рынок грузового транспорта и спецтехники продемонстрировал значительный прирост год к году с точки зрения спроса: грузовики – на 8,4%, легкий коммерческий транспорт – на 22,7%, погрузчики – на 22,5%, прицепы и тягачи – на 17,2 и 16,2% соответственно.

Погрузчики выиграли

В целом предложение на вторичном рынке снизилось (–3,6%) почти по всем типам коммерческого транспорта и спецтехники, за исключением погрузчиков (+14,4%). Последние показывают высокую ликвидность – продавцы подержанных погрузчиков могут продать технику быстрее и по более выгодной цене.

Цены на новый транспорт растут быстрее темпов инфляции, поэтому покупатели сейчас чаще выбирают подержанную технику. «Цены на новую импортную технику растут в том числе из-за снижения курса рубля к иностранным валютам. Уже действующие с 1 января госпрограммы льготного автокредитования и лизинга смогут облегчить покупку новой техники», – отмечает Виктор Пушкарёв, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТа».

Динамика спроса на грузовую технику с пробегом год к году, в России, 2020 г.
Вид техники I кв. 2020 г., % II кв. 2020 г., % III кв. 2020 г., % IV кв. 2020 г., %
Грузовики +27,3 +8,2 +4,6 +8,4
Легкий коммерческий транспорт +29,4 +8,7 +14,5 +22,7
Погрузчики (всех типов) +35,5 +2,9 +1,5 +22,5
Прицепы +15,1 +14,1 +12,6 +17,2
Тягачи +15,6 -9,9 +1,6 +16,2

В 2020 г. объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% меньше, чем в 2019 г. Кроме того, производство грузовиков в 2020 г. снизилось на 9%.

Среди других причин переориентации на вторичный рынок транспорта – стремление бизнеса быстро решить задачу по наращиванию логистических мощностей в условиях бума электронной коммерции на фоне пандемии.

Динамика средних цен на «вторичке» коммерческого транспорта и спецтехники с пробегом

По результатам 2020 г. средняя стоимость подержанных грузовиков выросла на 10% и составила, по данным «Авито Авто», 550 000 рублей. Наиболее заметный рост цен по итогам прошлого года показали погрузчики (всех типов), средняя цена на которые достигла уровня 900 000 рублей (+28,6%). Средняя цена в категории «легкий коммерческий транспорт» выросла на 5,7%, составив 370 000 рублей, а цены на тягачи увеличились в среднем на 3,2%.

Средняя стоимость подержанных коммерческих автомобилей и спецтехники
по кварталам и динамика цен, вся Россия, 2020 г.
Цена, руб. Цена, изменение за год, %
I кв. 2020 г. II кв. 2020 г. III кв. 2020 г. IV кв. 2020 г. I кв. 2020 г. II кв. 2020 г. III кв. 2020 г. IV кв. 2020 г.
Все типы 500 000 500 000 510 000 550 000 0,2 4,2 5,2 10,0
Грузовики 510 000 550 000 550 000 600 000 2,0 12,2 12,2 17,6
Легкий
коммерческий
транспорт
360 000 370 000 375 000 380 000 2,9 7,2 7,1 5,6
Погрузчики 790 000 900 000 910 000 980 000 12,9 28,6 21,3 24,1
Прицепы 220 000 190 000 200 000 200 000 –4,3 –13,6 –13,0 –9,1
Тягачи 1 300 000 1 350 000 1 250 000 1 250 000 0,0 6,3 4,2 –3,8

Ожидания на 2021 год

По мнению Сергея Никольского, руководителя категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в «Авито Авто», в 2021 г. ситуация на рынке коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от дальнейшей динамики цен и общей экономической ситуации в стране.

«Есть основания ожидать, что в нынешнем году электронная коммерция сохранит темпы роста 2020 г., и это в свою очередь будет стимулировать спрос на транспорт для грузоперевозок. Поскольку цены на новую технику, как импортную, так и отечественную, скорее всего продолжат расти на фоне повышения утилизационных сборов и стоимости сырья, будет увеличиваться востребованность подержанной техники, более низкой в цене. Кроме того, будет увеличиваться возраст логистических автопарков, так как покупать новую технику дороже, чем поддерживать работоспособность действующего парка. В таких условиях предложение по продаже подержанной грузовой техники окажется недостаточным для удовлетворения растущего спроса, что создает предпосылки для развития альтернативных инструментов реализации техники: лизинга, аренды и кредитных продуктов».

Комментируя возможную ситуацию на рынке новых грузовиков, Виктор Пушкарёв, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТа», отмечает, что в 2021 г. положительная динамика покупательского интереса возможна прежде всего за счет реального восстановления российской экономики после кризиса 2020 г. И предпосылки к этому уже появились. Главными из них, по мнению эксперта, являются более высокие мировые цены на нефть (выше 50 $/баррель) и запуски программ вакцинирования от коронавируса во многих странах мира. «И конечно, чем быстрее смогут восстановиться сферы российского бизнеса, наиболее пострадавшие от пандемии, тем скорее деловая активность приведет к росту спроса на коммерческую технику», – подчеркивает эксперт.