Логистика в пандемию повлияла на рынок автотранспорта и погрузчиков
По итогам 2020 г. по данным сервиса «Авито Авто», спроса на подержанный транспорт для грузоперевозок вырос на 14,8% по сравнению с 2019 г. При этом объем рынка новых грузовых автомобилей в России, по данным «АВТОСТАТа», в 2020 г. сократился на 7,3%. Одна из основных причин переориентации на вторичный рынок – рост цен на рынке нового грузового транспорта и спецтехники.
Рост спроса на подержанную спецтехнику для грузоперевозок по итогам 2020 г. составил 14,8%. В частности, покупательский интерес к грузовикам на вторичном рынке увеличился на 14,6%, к легкому коммерческому транспорту – на 25%. Спрос на погрузчики (всех типов – фронтальные, телескопические, вилочные и т.д.) и прицепы с пробегом в России вырос на 17,8 и 19,3% соответственно, на тягачи – на 5%.
Даже несмотря на спад деловой активности в период пандемии и во II квартале 2020 года был заметен рост спроса на грузовую технику с пробегом по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. К IV кварталу 2020 г. вторичный рынок грузового транспорта и спецтехники продемонстрировал значительный прирост год к году с точки зрения спроса: грузовики – на 8,4%, легкий коммерческий транспорт – на 22,7%, погрузчики – на 22,5%, прицепы и тягачи – на 17,2 и 16,2% соответственно.
Погрузчики выиграли
В целом предложение на вторичном рынке снизилось (–3,6%) почти по всем типам коммерческого транспорта и спецтехники, за исключением погрузчиков (+14,4%). Последние показывают высокую ликвидность – продавцы подержанных погрузчиков могут продать технику быстрее и по более выгодной цене.
Цены на новый транспорт растут быстрее темпов инфляции, поэтому покупатели сейчас чаще выбирают подержанную технику. «Цены на новую импортную технику растут в том числе из-за снижения курса рубля к иностранным валютам. Уже действующие с 1 января госпрограммы льготного автокредитования и лизинга смогут облегчить покупку новой техники», – отмечает Виктор Пушкарёв, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТа».
Вид техники | I кв. 2020 г., % | II кв. 2020 г., % | III кв. 2020 г., % | IV кв. 2020 г., % |
---|---|---|---|---|
Грузовики | +27,3 | +8,2 | +4,6 | +8,4 |
Легкий коммерческий транспорт | +29,4 | +8,7 | +14,5 | +22,7 |
Погрузчики (всех типов) | +35,5 | +2,9 | +1,5 | +22,5 |
Прицепы | +15,1 | +14,1 | +12,6 | +17,2 |
Тягачи | +15,6 | -9,9 | +1,6 | +16,2 |
В 2020 г. объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% меньше, чем в 2019 г. Кроме того, производство грузовиков в 2020 г. снизилось на 9%.
Среди других причин переориентации на вторичный рынок транспорта – стремление бизнеса быстро решить задачу по наращиванию логистических мощностей в условиях бума электронной коммерции на фоне пандемии.
Динамика средних цен на «вторичке» коммерческого транспорта и спецтехники с пробегом
По результатам 2020 г. средняя стоимость подержанных грузовиков выросла на 10% и составила, по данным «Авито Авто», 550 000 рублей. Наиболее заметный рост цен по итогам прошлого года показали погрузчики (всех типов), средняя цена на которые достигла уровня 900 000 рублей (+28,6%). Средняя цена в категории «легкий коммерческий транспорт» выросла на 5,7%, составив 370 000 рублей, а цены на тягачи увеличились в среднем на 3,2%.
Цена, руб. | Цена, изменение за год, % | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I кв. 2020 г. | II кв. 2020 г. | III кв. 2020 г. | IV кв. 2020 г. | I кв. 2020 г. | II кв. 2020 г. | III кв. 2020 г. | IV кв. 2020 г. | |
Все типы | 500 000 | 500 000 | 510 000 | 550 000 | 0,2 | 4,2 | 5,2 | 10,0 |
Грузовики | 510 000 | 550 000 | 550 000 | 600 000 | 2,0 | 12,2 | 12,2 | 17,6 |
Легкий коммерческий транспорт |
360 000 | 370 000 | 375 000 | 380 000 | 2,9 | 7,2 | 7,1 | 5,6 |
Погрузчики | 790 000 | 900 000 | 910 000 | 980 000 | 12,9 | 28,6 | 21,3 | 24,1 |
Прицепы | 220 000 | 190 000 | 200 000 | 200 000 | –4,3 | –13,6 | –13,0 | –9,1 |
Тягачи | 1 300 000 | 1 350 000 | 1 250 000 | 1 250 000 | 0,0 | 6,3 | 4,2 | –3,8 |
Ожидания на 2021 год
По мнению Сергея Никольского, руководителя категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в «Авито Авто», в 2021 г. ситуация на рынке коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от дальнейшей динамики цен и общей экономической ситуации в стране.
«Есть основания ожидать, что в нынешнем году электронная коммерция сохранит темпы роста 2020 г., и это в свою очередь будет стимулировать спрос на транспорт для грузоперевозок. Поскольку цены на новую технику, как импортную, так и отечественную, скорее всего продолжат расти на фоне повышения утилизационных сборов и стоимости сырья, будет увеличиваться востребованность подержанной техники, более низкой в цене. Кроме того, будет увеличиваться возраст логистических автопарков, так как покупать новую технику дороже, чем поддерживать работоспособность действующего парка. В таких условиях предложение по продаже подержанной грузовой техники окажется недостаточным для удовлетворения растущего спроса, что создает предпосылки для развития альтернативных инструментов реализации техники: лизинга, аренды и кредитных продуктов».
Комментируя возможную ситуацию на рынке новых грузовиков, Виктор Пушкарёв, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТа», отмечает, что в 2021 г. положительная динамика покупательского интереса возможна прежде всего за счет реального восстановления российской экономики после кризиса 2020 г. И предпосылки к этому уже появились. Главными из них, по мнению эксперта, являются более высокие мировые цены на нефть (выше 50 $/баррель) и запуски программ вакцинирования от коронавируса во многих странах мира. «И конечно, чем быстрее смогут восстановиться сферы российского бизнеса, наиболее пострадавшие от пандемии, тем скорее деловая активность приведет к росту спроса на коммерческую технику», – подчеркивает эксперт.