Маневровый гибридный тепловоз ТЭМ5Х
Насколько важна декарбонизация в железнодорожном транспорте? На это могут ответить те, кто живёт возле сортировочных узлов и поневоле дышит выхлопами дизелей маневровых тепловозов. В этом отношении за последние полвека на стальных магистралях России, да и других стран мало что изменилось. Кроме того, расход весьма недешевого углеводородного топлива у маневровых локомотивов по специфике своей работы часто стоящих в простое весьма существенен.
Компания ТМХ (АО «Трансмашхолдинг») в партнёрстве с группой компаний Ctrl2GO предложили решение этой проблемы в виде двухосного маневрового гибридного тепловоза ТЭМ5Х, прототип которого создан в качестве технологической базы для разработки нового семейства локомотивов.
Презентация концепта ТЭМ5Х была организована год назад в рамках Международного железнодорожного салона пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо», который традиционно проводится на территории Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта в городе Щербинке.
Группе разработчиков удалось системно объединить в концепте целый ряд перспективных технологических и цифровых решений. Гибридная силовая установка, используемая в конструкции локомотива, управляется интеллектуальной системой, обеспечивающей оптимальный энергобаланс между источниками энергии. Предусмотрена функция дистанционного управления локомотивом на основе машинного зрения. Новый гибрид оснащен системой прогнозирования технического состояния оборудования на основе искусственного интеллекта.
Платформа локомотива создаётся как модульная, с расчетом на конфигурирование силовой установки, т.е. блок аккумуляторов и дизель можно легко заменять на второй аккумуляторный блок или дизель, получая как чисто аккумуляторный (с увеличенным запасом хода), так и более мощный двухдизельный локомотив, кроме того, такая замена сокращает время на сервисное обслуживание (зарядку АКБ можно производить не на самом локомотиве – авт.). Передовые технологии призваны обеспечить эксплуатантам высокую экономичность и экологичность локомотивного парка, снижение затрат на обслуживание и обеспечение технической готовности локомотивов.
Гибридный локомотив ТЭМ5Х оснащён современным экономичным 400-сильным дизелем и литий-ионной аккумуляторной батареей емкостью 240 кВт·ч, производство которой освоено «РОСНАНО».
Генеральный директор компании Ctrl2GO Алексей Белинский подчеркнул: «Новый гибридный локомотив – это, прежде всего, высокая концентрация цифровых технологий. В этом заключается его уникальность для рынка. Мы разрабатываем инновационные решения, чтобы отвечать запросам потребителя, а основными требованиями эксплуатанта являются надежность и экономичность».
Заместитель генерального директора Ctrl2GO, руководитель проекта Игорь Селезнев пояснил: «В основе «интеллекта» этого локомотива – система управления гибридной силовой установкой (ГСУ). В режиме реального времени она обеспечивает оптимальное управление силовой установкой при условии минимального расхода дизельного топлива и обеспечение длительного жизненного цикла накопителя. По нашей оценке, экономия топлива составит до 30% по сравнению с существующими маневровыми тепловозами, что способствует снижению вредных выбросов в атмосферу».
Директор по стратегическому маркетингу ТМХ Кристина Дубинина подчеркивает: «Уникальность этого концепта заключается не только в его содержании, но и во внешнем исполнении. Мы привлекли к сотрудничеству всемирно известного промышленного дизайнера Владимира Пирожкова и создали первый в истории российского машиностроения дизайнерский локомотив. До сих пор тяжелую промышленность в нашей стране принято было считать консервативной отраслью, далекой от творчества и других тонких материй. Концепт цифрового гибрида ТМХ диктует новые стандарты, в том числе эстетические. Умный, функциональный, дизайн становится таким же важным и эффективным инструментом в работе, как технологическое наполнение продуктов».