Круглый стол «Логисты против пандемии»
Онлайновые дискуссии отправили в небытие селекторные переклички и завоевали популярность в бизнес-среде задолго до начала пандемии COVID-19 благодаря своему удобству, но при этом зачастую отдававших тягомотиной.
Но вот что бы модератор превратил «круглый стол» в жёсткий судебный допрос с пристрастием и оправданиями?! Такое редко случалось даже на пресс-конференциях. Круглый стол «Логисты против пандемии» напоминал детектив с досудебным разбирательством без прокурора. Не хватало только оговорок «Ваша честь…» перед судьёй.
В деловых кругах с развитием технологий стало принято делиться мнением дистанционно, что уже вошло в привычку. Технологии удалённого доступа к онлайновому общению «всех со всеми» позволило бизнесменам избавиться от стресса «джетлагов», связанных акклиматизацией и сменой часового пояса при авиаперелётах. Селекторные переклички сократили время для подготовки спикеров и обеспечили специалистам наиболее комфортные условия для диалога. В компьютерную эпоху, не выходя из отпускного комфорта или привычного офиса, они могут оперативно получить экспресс-данные от коллег и это одновременно и сильно расслабляет и, наоборот, напрягает!
Дискуссия «Логисты против пандемии» в апреле была анонсирована настолько спешно, что не обо всех спикерах удалось оперативно найти информацию. К запуску онлайн-трансляции собралось свыше 500 профессионалов, что, вообще-то немыслимо при обычных обстоятельствах даже в рамках крупных выставок. В телевизионных ток-шоу милионную аудиторию подогревали риторикой в стиле канонического вопроса Герцена «кто виноват», соответственно, в ковиде? А у профессионалов логистической сферы на языке была другая не менее знаменитая фраза классика: что делать? В смысле как жить дальше, чтобы не оказаться не при делах?
Бизнес требует круговой поруки
Что происходит и будет происходить на рынках основных экспортных продуктов? В этой череде задач становятся востребованы «Эффект хлыста» в цепях поставок (логисты справляться с последствиями по-другому не умеют) и другие сакральные вопросы: как перевести бизнес и команду на удалённую работу, где точки роста, каковы риски для бизнеса при переходе на онлайн из офлайна и где можно найти поддержку и помощь?Благожелательный отзыв о взаимопомощи между компаниями на рынке во вступлении ярко прокомментировали независимые эксперты Игорь Якимов и Артём Аинцев, единодушные в том, что «мы понимаем, что мы сырьевая держава». Их не следовало, конечно, понимать, в том духе, что население – это «вторая нефть», но напряжение дискурса затрагивало именно потребности и желания потребителя, которого обслуживает логистика. Попутно эксперты отметили, на примере железнодорожных и морских перевозчиков, редкостное обоюдное и, можно сказать, конгениальное понимание проблем грузоотправителей, адресатов и экспедиторов.
Своим опытом в дискуссии делились спикеры представляющие компании «Петрович», AliExpress, BITO, ILM, «Яндекс. Такси» и ГК «Аскона».
Хотя данный круглый стол состоялся ещё весной, но как показали события августа-сентября, симпозиум требует продолжения и спикерам уже наверняка придётся вспомнить свои слова, высказанные 5 месяцев назад. Надёжного лекарства от ковида тогда даже и не просматривалось, поэтому первый заданный тогда вопрос уже в прямую касается нынешнего октября, когда регионы России будут готовы пойти на новый виток самоизоляции, а европейские страны перешли на повторный карантин уже в первой декаде сентября. И хотя Россия предложила миру свою вакцину от ковида, но в странах «золотого миллиарда» ей активно ставят палки в колёса, очевидно из чисто шкурных интересов, прикрываемых псевдонаучной риторикой, впрочем, здесь речь не об этом.
Строительный торговый дом «Петрович» – российская компания, специализирующаяся на розничной торговле строительными материалами. Строительно-торговые базы открыты в Северо-Западном и Центральном федеральных округах России.
Равшан Ширяев, компания «Петрович»: – Компания «Петрович» смогла подготовиться к наступлению карантина заранее, сделав акцент на персонале по принципу «не навреди». Было принято решение идти по «мягкому сценарию», состоящему в возможности принятия решения самими работниками и лишь небольшое количество сотрудников приняли решение самоизолироваться, прежде всего, людям с пожилыми родителями и маленькими детьми.
В некоторых регионах администрация оказалась некомпетентной, неправильно трактуя некоторые положения послания Президента, приняв их слишком жестко, так что теперь наша сеть в стране функционирует в разноформатном режиме. Часть работает через пункты заказ с дистанционным управлением, а часть СТЦ работает вместе с торговыми залами, которые мы не закрываем. Это накладывает определенные сложности на организацию бизнес-процесса, на оказание сервисных составляющих. Поэтому мы каждый день мониторим ситуацию. В частности, наши юристы отслеживают постановления, выпускаемые местными администрациями, принимаем решения в условиях неопределенности, но стараемся чётко соблюдать все рекомендации властей. Например, в малых городах Ленинградской области нам приходилось непосредственно общаться с представителями местной администрации, в которых царил некий хаос, так как отделы не понимали кто кому подчинен, кому задавать вопросы.
Так большие споры с властями вызвали трактовки способов организации дистанционной торговли, наши юристы призывали действовать не буквалистски, а по духу закона, т. к. по мнению администрации «дистанционная торговля» – это лишь доставка и только доставка. Тогда, как мы утверждали, что наши клиенты при дистанционном заказе через интернет не хотят платить за доставку, а хотят сами получит заказанный товар в пункте самовывоза, что для властей было откровением. Наши юристы предоставляли им нормативные акты, а в некоторых городах представителям администрации, конкретно отвечавшим за выдачу разрешений, устраивали экскурсии на наши точки и показывали, как вообще у нас организована торговля. После этого нам, как правило, удавалось находить консенсус.
При этом мы думали и о безопасности наших сотрудников, наших клиентов и все предписанные меры безопасности в нашей сети соблюдали неукоснительно. В том числе по маркировке дистанции между клиентами и использованию санитайзеров в торговых залах и одноразовых перчаток. Все сотрудники имеют индивидуальные средства защиты, такие как маски или респираторы, опрыскиватели, обеззараживатели для рук.
В течение некоторого времени мы испытывали сложности с поставками данных средств, впрочем, как и вся страна, но нашим службам снабжения удавалось их находить и снабжать ими весь наш персонал, включая водителей и грузчиков, которых также обеспечили всеми индивидуальными средствами защиты. Конечно это дало положительную обратную связь с нашими покупателями в виде ответных отзывов на нашем сайте, в которых клиенты выражают благодарность за меры индивидуальной защиты, которые мы применяем в магазинах, пунктах выдачи заказов и при доставке.
Если говорить об обстановке в целом, то хотя я и не могу озвучивать конкретные цифры, но можно констатировать, что сегмент Е-торговли [e-commerce] значительно вырос. Очень выросла нагрузка на наш сайт и колл-центр, а также службу доставки.
– Часть сотрудников (например, молодые мамы), мы обеспечили рабочими местами на удалении, а для прочих сотрудников создали социальную дистанцию на рабочих местах и меры по индивидуальной защите, так чтобы люди чувствовали себя по возможности комфортно. Плюс персонал, частично высвободившийся из-за закрытия торговых залов, мы переориентировали на другие бизнес-функции – вспомогательные для склада и колл-центра, например, по реорганизации рабочих мест. Это позволяет нам обеспечивать непрерывное обслуживание наших покупателей. Сейчас мы выполняет все заказы, осознавая свою социальную ответственность. Так, мы осуществляли поставки на все юридические объекты (больницы, корона-центр), продолжавшие работу и в условиях самоизоляции. Кроме того, мы нашли возможность организовать благотворительные акции, в т.ч. через специальную почту, по раздаче средств индивидуальной защиты в больницах Северо-Западного ФО, правда, к сожалению, немного.
1) Всем сотрудникам розданы респираторы либо маски, а также одноразовые перчатки.
2) На точках операционной деятельности находятся санитайзеры.
3) Водители и клиенты также обеспечены средствами индивидуальной защиты.
AliExpress — глобальная виртуальная торговая площадка, предоставляющая возможность покупать товары оптом и в розницу у производителей из КНР, России, Европы, Турции и других стран.
Константин Морозов, компания AliExpress: – ситуация в целом не простая. То, что происходит, – даёт мощный толчок и смещение фокуса бизнеса из офлайна в онлайн, тем не менее, влияние пандемии коронавируса и ситуация с нефтью оказывают сильно негативное влияние на экономику и спрос, поэтому не могу сказать, что в онлайне всё хорошо, а в офлайне всё плохо. В онлайне тоже всё непросто. Мы сейчас переориентируемся на курьерскую доставку, находим дополнительные возможности по бесконтактной доставке до дверей покупателя. Например, курьер диктует через дверь пин-код, после чего клиент может забрать свой заказ. Что касается пунктов выдачи заказов (ПВЗ), то у наших партнеров большое количество точек находится в магазинах, доступ к которым всё ещё есть. Поэтому снижение общего количества пунктов выдачи заказов у нас составило всего 15%, а все остальные ПВЗ доступны. «Почта России» также идёт навстречу в текущей ситуации. В достаточно большом количестве пунктов имеется возможность доставки посылок и заказов, приходящих в местные почтовые отделения. Если раньше данная услуга стоила 200 рублей, то теперь «Почта России» сократила её стоимость до 100 рублей. Причём, стало возможным вызвать курьера, который доставит её на дом.
Общая тенденция рынка такова: на внутреннем маркет-плейсе снизился спрос на технику, но вырос на товары первой необходимости, включая товары индивидуальной защиты (маски, санитайзеры и т.п.). Что касается трансграничной торговли, то объёмы не упали, так как средний чек здесь ощутимо ниже, чем на внутреннем маркет-плейсе. Поэтому мы стараемся оперативно переориентироваться на FMCG – товары повседневного спроса. Мы торгуем собственными товарами, которые закупаем на площадке TMALL. Буквально недавно нашли возможность привезти медицинские маски, которыми мы торговали без наценки, более того на пике дефицита масок мы просто принуждали селлеров избегать чрезмерных накруток.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе мы рассчитываем, что ситуация стабилизируется, экономика начнет восстанавливаться и люди вернутся к своим привычным категориям товаров. В долгосрочной перспективе мы видим большие возможности для рынка онлайн. Сейчас по сути меняются потребительские привычки, включая тех покупателей, которые до сих пор не пробовали покупать товары онлайн и сейчас открывают для себя такую возможность и мы предполагаем, что они продолжать ее использовать и в дальнейшем.
– Безусловно это так. Особенно это актуально для России, где до недавнего времени для покупок онлайн была сравнительно небольшой и рост её доли был сравнительно медленным. Тут можно провести параллель с 2003 годом, когда в Китае началась эпидемия SARS и птичьего гриппа и вводился карантин, что и стало толчком для роста их сегмента электронной коммерции, которая на сегодня составляет около 20%, тогда как в России всего лишь 1,3% ВВП [30,6 млрд долларов в 2019 году].
Компания BITO — поставщик комплексных решений для складской техники в сфере интралогистики: от полочного стеллажа для мастерской и производственного сооружения, до компактного паллетного стеллажа для логистического комплекса.
Александр Гельблинг, компания BITO-Lagertechnik Bittmann: – Компания BITO занимается выпуском стеллажного оборудования и контейнеров, это в двух словах. Но я хотел бы дать в двух словах обзор того, что сейчас происходит в экономике Германии вообще. Основным барометром состояния экономики служит главная экспортоориентированная отрасль немецкой экономики – автомобильная отрасль, которая сейчас вся стоит. С апреля стоит «Фольксваген», стоит «Ауди», стоит «Мерседес». Стоят они в основном из-за понимания своей социальной ответственности, желая защитить своих работников от угрозы заражения коронавирусом. Кроме того, им также не хватает комплектующих, которые, как мы знаем, поставляются со всего мира.
Что касается экономики Германии в целом, то я собрал самые свежие сведения, которыми хочу с вами поделиться. Светила германской экономики сделали такой вывод: если «шаутдаун» будет длиться 5 недель, а экономика будет восстанавливаться в течение от 3 до 7 недель, то это даст падение годового ВВП ФРГ в 5,9%. Но есть институт IFO, как раз занимающийся изучением экономики, он даёт гораздо более пессимистический прогноз падения немецкой экономики от 7,2% в лучшем случае до 20,6+% при наихудшем развитии событий. В денежном эквиваленте это значит потери от 255 млрд до 729 млрд евро. Соответственно, Германия в год производит продукции 3,5 трлн евро.
Компания BITO работает не только для автомобильного сектора, а для всех отраслей промышленности и торговли, поэтому она не так зависит от спадов в каждом секторе экономики и почти не испытала спада. Мы мгновенно среагировали на начало карантина, когда одна страна начала закрываться за другой и перестроили свою политику в отношении персонала, позволив тем, кому не было прямой необходимости находиться в офисе, работать из дома в режиме хоум-офиса.
– Благодаря тому, что наши айтишники были заранее предупреждены о нашем переходе в режим хоум-офиса, все наши компьютеры буквально в течение одного уикенда были оснащены программой Microsoft Teams (аналог Skype) и произведено обучение сотрудников работе с ней, что позволило наладить удаленный доступ к серверу вне зависимости в офисе ты находишься или дома.
– Кроме как улучшения и ускорения процессов мы ничего не заметили. Надо обратить ваше внимание, что интенсивность движения на дорогах, т.е. трафик сильно упал. Грузовики стали перемещаться по нашим дорогам с постоянно высокой скоростью. Таким образом продукция с нашего завода в Майзенхайме всего за 3 дня попадает в Россию…
Вывод из он-лайн дискуссии можно сделать такой: для того, чтобы удержаться на плаву во время таких глобальных потрясений надо не выбирать позицию моя хата с краю, а, напротив, стремиться максимально соблюдать социальную ответственность, лояльно подходить к своим работникам и клиентам, смелее внедрять передовые IT-технологии, включая формат хоум-офис, что в конечном итоге дает дополнительную прибыль. Судьба офлайн магазинов и вообще офлайн бизнеса будет ясна окончательно только по итогам пандемии, конечно, логистика полностью в онлайн перейти не может, хотя бы потому что имеет дело с реальными товарами и продуктами, но вот все информационные потоки и документацию в он-лайн перевести можно, для чего надо изменить традиционное («доковидное», скажем так) мышление на креативное.
Про более отдаленную перспективу с полностью роботизированными складами и роботраками etc. говорить пока рано – в данный момент ритейлерам и логистическому бизнесу надо просто выживать. Но задумываться о завтрашнем дне исходя из сегодняшних уроков необходимо. Те бизнесмены, кто уловит новейшие тенденции дня – завтра вполне могут оказаться на вершине успеха, определяя отраслевые и потребительские стандарты.