ГАЗель берёт тяжёлый вес

ГАЗель NEXT H3L4 4.6 (ГАЗ С45R02K)

Даниил Минаев, фото автора

Горьковский автозавод подготовил этот автомобиль как промежуточную нишу между семейством классических «Газелей», вне зависимости от длины базы и объёма кузова, но тем не менее полной массой всё равно не более 3,5 тонн, и семейством «Валдай» нового бескапотного поколения, которое в 2020 приходит на замену классическому «Валдайчику», который эксплуатируется аж с года 2007-го…

Как ни удивительно, эта, теоретически беспроигрышная ниша ещё недавно целиком была занята иностранными компаниями. Изменение длины позволило увеличить объём кузова грузового фургона ЦМФ до 15,5 м3, а вместимость микроавтобусов до 22 пассажирских мест.

По сравнению с длиннобазной моделью объём кузова увеличен на 15% – с 13,5 до 15,5 м3, площадь загрузки увеличена на 20% – с 6,8 до 8,1 м2. Грузоподъёмность фургона выросла почти в два раза – до 2 т.

Длина грузового отсека выросла на 70 см – до 4,33 м. При этом за счёт интересной особенности семейства «ГАЗель NEXT» – лючка в передней стенке кузова (со стороны пассажирского сиденья) на автомобиле можно перевозить отдельные «дощечки» или палочки, длиной до 6 м. Что касается микроавтобуса, то, благодаря увеличению грузоподъёмности и длины кузова его вместимость выросла до 22 пассажирских мест (19 сидячих и 3 стоячих) при сохранении прежнего расстояния между креслами.

Теоретические выкладки

Официальная гарантия производителя на новый автомобиль «ГАЗель Next» составляет 3 года или 200 000 км. Техобслуживание необходимо проводить через каждые 20 000 км или 1 раз в год. Это предложение даже выгоднее, чем у IVECO. Грузоподъёмность фургона за счёт инженерных решений выросла почти в два раза – до 2 т. Коэффициент тары соответственно уменьшился с 0,68 до 0,57, что близко лишь к IVECO Daily 50, который стоит в 2 раза дороже «ГАЗели 4.6». Коэффициент использования мощности, по сравнению с длиннобазной «ГАЗель 3.5», упал с 42,57 до 30,35 л.с. на 1 тонну полной массы. Этот показатель выше, чем у аналогичных Ford и IVECO с той лишь разницей, что они и возят на 3 центнера больше. Но это лукавая цифирь, поскольку из практики известно, что в половине случаев фургоны ходят с нагрузкой не более 70%, а реализация крутящего момента исключительно относится к навыку водительского мастерства и условиям дорожного трафика. Удельная объёмная грузоподъёмность у «ГАЗель 4.6» составляет 7,89 м3/т и каждый кубометр заполненного объёма должен весить 130 кг. Для чистоты подсчёта мы не учитываем кредитную линию, лизинг и скидки по «трейд-ин» В пересчёте на цену в 1,6 млн рублей получаем, чёткую и закономерную картину: при 5-летней эксплуатации без учёта запчастей и расходных материалов ежедневная амортизация при 247 рабочих днях составит 1295 рублей, что на 200…300 рублей выше, чем у «ГАЗели» полной массой 3,5 т. С учётом налогов, штрафов, подённой зарплаты, заправки, страхования, ремонта и сервиса прибыльность у «ГАЗель 4.6» должна составлять не менее 3000–3700 рублей ежедневно в зависимости от сложности работы и поставленных задач. То есть, доставка каждой из 16 доставленной паллеты при гарантированных трёх поездках не может быть ниже 70–100 рублей на 15 км. Километраж берём с потолков сетевых магазинов нижнего и среднего ценового сегмента («Пятёрочка», «Магнит», «Красное-Белое»), где машина за 8 часов делает не более 4 оборотов в день с пробегом в 100–120 км между складом и 3–5 торговыми точками: 2–3 маршрута до обеда и 1–2 после обеда + 1 бонусный рейс сверхурочно перед выходными и праздниками. С учётом стоимостной покупки Ford, IVECO, Mercedes-Benz и Volkswagen грузоподъёмностью 2,2–2,4 т несмотря на увеличенную грузоподъёмность демонстрируют показатель ежедневной амортизации в 2000–2700 рублей при большей грузоподъёмности. Однако площадь пола и объём у них рассчитаны также на 16 паллет. С них нужно грузоперевозчику снять уже по 4300–5000 целковых в день, а это увеличивает стоимость доставки почти в 1,5–2 раза.

Белый и большой, снаружи и внутри

Чтобы подняться в кабину вместе с пузом, встав на подножку хватаю «баранку» левой рукой, где поручень на стойке? Сколько писем написано, сколько копьев сломано… Но есть великое волшебное слово «бюджет», и оно всё объясняет…

Дверь, как и положено, по доброй традиции отечественного автопрома, удалось захлопнуть со второй попытки, а позже при движении она опять докучала зуммером, сигнализирующем о том, что закрытая дверь не закрыта, но простим этот грешок не товарной, а предсерийной машине, которую нам буквально на пару дней удалось вырвать из рук заводских испытателей.

Внутри достаточно просторно, большие боковые окна с ниспадающей линией балуют хорошим обзором, к ветровому стеклу претензий тоже никаких, зеркала с полусферическими элементами, обогревом и электроприводом опять без нареканий. Дверные карты стали удобными, карманчики и ручки расположены на нужной высоте. Справа появился штатный подлокотник, регулируемый по высоте. Словом, с посадкой всё хорошо. При повороте ключа зажигания в центре панели оживает яркий дисплей фирменной «мультимедийки», знай, мол, наших!

Работаем в городе

Запуск дизельного двигателя отозвался негромким шумом и лёгкой вибрацией, для грузового фургона всё вполне на уровне конкурентов.

Коробка передач включается неплохо, несмотря на тросовый привод джойстика. Китайский дизельный двигатель Cummins не перекручивается на нижней передаче, стабилен по внешней скоростной характеристике в своём классе на фоне потенциальных конкурентов.

Чуткие тормоза, которые стали дисковыми и на задней оси вкупе с отличным гидроусилителем рулевого управления марки ZF позволяют без труда держаться в современном плотном потоке.

Взятый на короткий период в суете доводочных работ цельнометаллический фургон нам не удалось забалластировать до полной массы. Поэтому судить о динамике «ГАЗели» в случае приближения к максимально допустимой массе не решусь. Но очевидно, что критической беды не будет, хотя маленькому 2,8-литровому дизелёчку придётся ударно трудиться. Но зато очень понравилась настройка ходовой части, сдобренная сверхдлинной базой. ГАЗель NEXT 4.6 – совсем не попрыгунчик, не удалось автомобиль спровоцировать даже ужасным железнодорожным переездом через ведомственную тупиковую ветку! Стабилизаторы поперечной устойчивости, многорычажка спереди, амортизаторы с удлинённым ходом и новые рессоры задней оси справляются со своими обязанностями блестяще! Во всяком случае, пока техника с иголочки.

Конструктивные изменения

Семейство ГАЗель NEXT, за 7 лет серийного производства, так или иначе, стало хорошо знакомо нашим эксплуатационникам. Не вижу смысла сейчас перечислять весь его конструктив, лучше заострить внимание на отличиях новейшей самой тяжёлой и длинной версии, напомню, полной массой 4600 кг, а технически допустимое значение при этом немного выше и составляет 4950 кг (это между нами).

Уже знакомый двигатель Cummins ISF2.8 довели до пятого экологического класса, попутно для тяжёлой серии увеличив мощность до 140 «скакунов» при 3300 об/мин (ранее 120 при 3600 об/мин), а крутящий момент вырос до 320 Нм при 1400…2700 об/мин (ранее 270 при 1400…2500 об/мин).

В основе увеличения полной массы и грузоподъёмности лежит усиление рамы. Для обеспечения устойчивости машины увеличение длины распределили между задним свесом и колёсной базой (колёсная база увеличилась более чем на 200 мм и составляет теперь 3750 мм.). Четвёртая и пятая поперечины рамы усилены путём установки дополнительных фланцев, ещё к тому же введена дополнительная поперечина между четвёртой и пятой. В задней подвеске появился дополнительный нижний подрессорник, который должен обеспечить общее повышение надёжности и улучшение плавности хода. Изменились крепления амортизаторов с целью увеличения их рабочего хода, пакеты рессор теперь с иными коренными листами и, как уже говорил, новыми унифицированными подрессорниками.

«Тяжёлые» «ГАЗели NEXT» получили новый задний мост, типа «Спайсер», который обладает повышенной грузоподъёмностью (технически допустимое значение – 3300 кг) и обеспечивает лучшие динамические характеристики – проверено в ходе теста. Предусмотрена блокировка дифференциала от компании Eaton. На новой модели установлены дисковые тормозные механизмы на все оси (на «ГАЗели NEXT 3.5» задние тормоза барабанного типа).

Техническая характеристика ГАЗель NEXT H3L4 4.6 (ГАЗ С45R02K)
Полная масса, кг 4600
Снаряжённая масса автомобиля, кг 2636
Распределение полной массы по осям, кг 1650/ 3300
Двигатель Cummins ISF2.8, турбодизель, I-4, Евро-5
Рабочий объём, cм3 2776
Мощность, л.с. (кВт) 139,6 (102,7) при 3300 мин-1
Крутящий момент, Н·м 320 при 1400 – 2700 мин-1
Степень сжатия 16,9
Коробка передач Механическая, 5-ступенчатая
Сцепление Однодисковое, сухое, с гидроприводом
Главная передача Гипоидная, передаточное отношение – 4,3
Тормозные механизмы Дисковые на всех осях
Подвеска Передняя – независимая многорычажная, задняя – на продольных полуэллиптических рессорах, стабилизаторы поперечной устойчивости на передней и задней оси
Шины 185/75R16С
Максимальная скорость, км/ч 130
Контрольный расход топлива, л/100 км, город…трасса 9,0…11,5

Итоги

Новые автомобили ГАЗ сохранили своё традиционное преимущество – значительный ценовой отрыв от конкурентов. Стоимость фургона «ГАЗель NEXT» – от 1 575 000 рублей, стоимость аналогичной модели европейских конкурентов (в качестве примера) – не менее 2 245 000 рублей. По автобусу отличия ещё более заметные. Несмотря на огрехи сборки и не самую передовую конструкцию, – «Газели», и лёгкие, и тяжёлые вполне обоснованно востребованы.

За рулём нашего «тяжеловеса» NEXT 4.6 оказалось не так просто, и это при неплохой эргономике, достаточной энерговооружённости и почти «легковому» управлению. В чём же дело? Оказалось, что без нарушений ПДД даже на компактном, пусть и удлинённом фургоне в современном городе ужасно тесно! Куда ни плюнь – сплошные знаки 3.4 (движение грузовых автомобилей запрещено) или комбинации знаков 3.27, 3.28 (остановка, стоянка запрещена) в сочетании с табличками 8.4.1 (грузовые автомобили). Пропускные режимы, запрет сквозного движения, «грузовые каркасы». Чуть удлинённую и потяжелевшую «Газельку» в мегаполисе никуда не пускают! А штрафы – драконовские 5000 руб.

Но есть и оборотная сторона медали. Это когда пропуск или разрешение имеются. Здесь появляется выбор: вместо высокого и неповоротливого тяжёлого грузовика передвигаться в потоке почти на равных с легковушками на манёвренном, лёгком в управлении и экономичном фургоне с низкой погрузочной высотой. Ну да бог с ними, с мегаполисами. Есть же и многочисленные дороги местного сообщения, по которым перевозка пары тонн груза, объёмом около 15-ти «кубов» на нашем NEXT 4.6 пройдёт легко, изящно, а главное, экономически эффективно.

Официальная гарантия производителя на новый автомобиль «Газель-Next» составляет 3 года или 200000 км. Техническое обслуживание необходимо проводить через каждые 20000 км или один раз в год. В фургоне со сверхдлинной базой 3750 мм можно перевезти отдельные элементы, длиной до 6 м. Изменение длины позволило увеличить объём кузова грузового фургона до 15,5 м3, а вместимость микроавтобусов до 22 пассажирских мест. По сравнению с базовой моделью объём кузова увеличен на 15% – с 13,5 до 15,5 м3, площадь загрузки увеличена на 20% – с 6,8 до 8,1 м2. Грузоподъёмность фургона выросла почти в два раза – до 2 т. Длина грузового отсека выросла на 70 см – до 4,33 м.