Защитные, стерильные и барьерные свойства упаковки выходят на первый план
Как меняется рынок упаковки в период пандемии Covid-19?
С какими новыми вызовами пришлось столкнуться участникам рынка упаковки? Может ли пандемия COVID-19 стимулировать индустрию упаковки и по-новому раскрыть потенциал производителей? Изменилось ли поведение заказчиков во время кризиса? И что ждет российский рынок упаковки в ближайшее время? В этом обзоре мы собрали мнения и прогнозы ведущих отечественных экспертов, а также смогли увидеть реакцию компаний-производителей — многолетних экспонентов выставки upakovka.
Сегодня упаковка товара – это больше, чем просто упаковка. Защитные, стерильные и барьерные свойства упаковки вышли на первый план и, вероятно, на долгое время останутся основными из предъявляемых к упаковке требований. Производство любых товаров немыслимо без качественной упаковки, и именно в период пандемии упаковка несет на себе огромную нагрузку, подстраиваясь под новые нужды населения. При этом упаковочные материалы должны оставаться экологичными и безопасными и для окружающей среды.
Нестабильная ситуация в мировой экономике и пандемия на наших глазах меняют торговлю и производство. Коронавирусный шок уже вызвал потрясения на многих отраслевых рынках. Так или иначе, компании вынуждены оптимизировать свои процессы производства и отвечать новым потребностям потребителя. Но, несмотря на очевидные осложнения, многие производители продолжают непрерывно работать и реализуют планы уже по новым проектам.
Какова ситуация на упаковочном рынке?
Александр Бойко, генеральный директор НКПак, председатель подкомитета ТПП РФ, модератор секции «Циркулярная экономика в сфере упаковки» деловой программы innovationparc:
«В первые недели пандемии спрос на упаковку, особенно для продовольствия и средств гигиены, значительно вырос. Стремление населения создать запасы товаров первой необходимости дало мощный импульс увеличению производства и поставок всех видов упаковки. Однако сегодня уже можно говорить о глубоких структурных изменениях упаковочного рынка, вызванных эпидемией и ее последствиями. Потребительское поведение населения меняется. Нарушаются логистические цепочки. На первое место выходят защитные функции упаковки, а маркетинговые и другие отходят на второй план. Неактуальной становится многоразовая упаковка. Одна из важных проблем, с которой производители упаковки столкнутся в ближайшее время, – падение платежеспособности населения. В этих условиях необходим постоянный анализ ситуации и гибкое реагирование на ее изменения. НКПак ищет пути поддержки отечественной упаковочной индустрии, важность которой в экстремальных условиях возрастает как для экономики, так и повседневной жизни. Упаковочная отрасль должна быть признана системообразующей».
Петр Бобровский, председатель подкомитета «Функциональные требования и методы испытаний упаковки, элементов упаковки и единичных грузов» технического комитета по стандартизации ИСО/ТК 122 «Упаковка», модератор секции «Упаковка и маркировка» деловой программы innovationparc:
«Много неопределенности во всех секторах экономики. Очевидно, что рынок упаковки, как и другие рынки, в этом году будет в очень сложной ситуации. Но есть один положительный эффект: осознание, что упаковка – это не угроза природе, а напротив, важный элемент обеспечения сохранности товаров, гигиены и предотвращения распространения вирусов. Понимание, что есть одноразовая упаковка, которая и должна по своему функциональному назначению применяться только один раз – и это применение является необходимым и обоснованным. Более того, есть предпосылки к изменению и даже частичной отмене тех ограничений по использованию полимерной упаковки, которые были приняты в Европе и некоторых других странах».
Максим Новиков, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, модератор секции «Индустрия напитков и технологии розлива» деловой программы innovationparc:
«Безопасность и качество продукции является главным приоритетом для производителей соков, воды и безалкогольных напитков. На всех предприятиях участников СПБН соблюдаются строгие требования к пищевой безопасности, поэтому в условиях специальных мер все предприятия, входящие в состав Союза, обеспечивают граждан качественной и безопасной продукцией. Все предприятия работают штатно в соответствии с бизнес-процессами, полностью обеспечены сырьем и вовремя снабжают ритейл необходимым объемом продукции. Проблем с наличием соков, воды и безалкогольных напитков на полках нет, вы можете убедиться в этом сами.
На случай экстренных мер и изменения схемы поставок сырья из других стран, производители заранее продумывают альтернативные источники поставок. Индустрия напитков России внимательно следит за ситуацией, будет действовать своевременно и эффективно, уделяя первостепенное внимание здоровью и безопасности потребителей, клиентов и сотрудников производств. По последним данным исследований коронавирус не передается через продукты питания, поэтому покупатели могут без опасения, как и прежде, покупать соки, воды и безалкогольные напитки независимо от места их производства».
Вера Бокарева, бизнес-тренер, консультант, д.с.н., независимый эксперт-обозреватель рынка упаковки, спикер деловой программы innovationparc:
«Радует, что крупные компании, которые достаточно осторожно относятся к изменению ассортимента, очень оперативно перестроились и дали рынку то, что ему нужно в первую очередь. Это защитные средства и расходные материалы для них. Вот два вдохновляющих примера.
Поставщик упаковочных решений Novolex решил временно использовать свои возможности для производства защитных средств для медицинских работников, борющихся с распространением коронавируса. Компания планирует производить до 25 000 защитных экранов для лица и 100 000 медицинских защитных халатов и настраивает свою инфраструктуру на заводах, которые производят прозрачный ПЭТ-лист и специальные литые пластиковые фитинги для производства компонентов защитных экранов. Novolex использует для изготовления их оборудование, изначально предназначенное для производства упаковки пищевых продуктов: контейнеров, одноразовой посуды.
Компания Mondi переоборудовала производственную линию на своем заводе в Gronau, в Германии, для производства мягких эластичных ремней для масок для лица. Завод Gronau специализируется на производстве материалов, используемых для изготовления гигиенических изделий для детей и взрослых. Заводу удалось быстро адаптировать одну из своих производственных линий для производства трехслойной ламинированной ленты, которая связывает растягивающуюся пластиковую пленку между слоями мягкого нетканого материала. Ремни, которые Mondi поставляет своим клиентам по изготовлению масок на катушке, разрезаются и прикрепляются к каждой стороне маски, которая помогает удерживать маску на месте».
Как производители адаптируются к новой реальности в условиях пандемии?
Мария Стрелина, исполнительный помощник главы филиала компании ECI:
«Компания ECI продолжает свою работу в нормальном режиме. Мы заботимся о наших сотрудниках, поэтому в связи с принятыми мерами по предотвращению пандемии коронавируса, часть сотрудников была переведена на удаленный режим работы. Несмотря на это, мы непрерывно находимся на связи с нашими заказчиками, чтобы оперативно оказать техническую поддержку, поставку оборудования и запасных частей.
Так как компания ECI является дистрибьютором ведущих мировых производителей упаковочного и технологического оборудования, всю серьезность ситуации мы ощутили с начала года, поэтому смогли подготовиться к ней заранее и выстроить рабочий процесс. Продолжается бесперебойное производство и поставка оборудования. Наши технические специалисты ведут дистанционную приемку оборудования и согласование с нашими заказчиками. Опытные менеджеры всегда готовы предоставить полную информацию о возможностях оборудования и помочь найти оптимальное решение технических задач.
На сегодняшний момент оттока клиентов не наблюдается, мы работаем как с постоянными заказчиками, так и с новыми. Наши заказчики – это производители товаров и медикаментов первой необходимости. Появились новые интересные проекты по упаковке специальных средств защиты населения».
Александр Филиппов, руководитель отдела сервиса ООО «РОВЕМА»:
«Характер деятельности нашей компании позволил нам временно перейти на удаленную работу. При этом мы, как и прежде, обеспечиваем всех наших заказчиков всеми необходимыми запчастями к упаковочным машинам и сервисом (в Rovema GmbH в Германии процесс производства не останавливался). Поставки из Германии и отгрузки заказчикам происходят регулярно. Ведем переговоры о поставках нового оборудования.
Большинство наших заказчиков – это компании, относящиеся к отрасли производства продуктов питания, которые в период пандемии не останавливают, а некоторые и наращивают производство. Поэтому характер нашего взаимодействия с заказчиками во время пандемии, практически не изменился».
Андрей Леонидович Чурсин, генеральный директор ООО «Паккермаш»:
«Паккермаш проводит много ремонтных работ разнообразного импортного упаковочного оборудования, в том числе капремонт машин для упаковки дой-пак и саше. Ковид на Паккермаше не отразился. Мы сделали все для снижения рисков инфекции и продолжили работу, администрация области нас поддержала. Наши офисные коллеги, кто хотел, стали работать удаленно, условия для этого были созданы давно. Падения спроса на услуги и поставки Паккермаша не было, напротив, мы наблюдаем рост заказов. Когда европейские поставщики временно прекратили работу, у нас была готова продуманная альтернатива. Впрочем, европейские поставки возобновились очень быстро, сегодня все работают как прежде. Но есть и трудности. Например, наши сервисные инженеры не могут попасть в другие области, для перемещения людей поставлены региональные барьеры, и не работают гостиницы. Неприятно ослабление рубля, за импорт теперь надо платить больше. Но судя по ценам в магазинах, эксплуатанты упаковочного оборудования уже все для себя компенсировали. Спрос на хорошее упаковочное оборудование и его ремонт будут продолжать расти, конкуренция на рынке производителей, например, продовольствия и других упакованных товаров сохранится на прежнем уровне».
От организаторов выставки upakovka 2021
Мы очень надеемся, что наши участники в кратчайшие сроки смогут выйти из сложившегося кризиса с минимальными потерями или даже с прибылью и новыми проектами. Возможно, новые технологические решения и разработки компаний будут даже представлены в рамках предстоящей выставки, ведь upakovka – это идеальное место для реализации самых смелых маркетинговых решений и точка роста для бизнеса на упаковочном рынке.
Напоминаем вам, что выставка upakovka – это международная площадка для демонстрации упаковочного оборудования, различных технических решений, готовой упаковки и упаковочных материалов.
Уже сейчас на сайте выставки upakovka-tradefair.ru вы можете отправить заявку на предварительное бронирование стенда. Следующая выставка пройдёт с 26 по 29 января 2021 года, Москва, ЦВК «Экспоцентр».