Оптимизация складских процессов при помощи терминалов сбора данных
Нелегко отказаться от привычного способа проведения складских процессов. Однако с развитием технологий появляются возможности оптимизировать их, снизив количество времени, затрачиваемого на решение задач, и число операционных ошибок, возникших вследствие действия человеческого фактора. Один из ярких примеров такой оптимизации – использование терминала сбора данных (ТСД), позволяющего «играючи» проводить приемку, инвентаризацию и отгрузку товаров.
Любому складу, независимо от специфики или размера, приходится решать три обязательные задачи: приемка, инвентаризация, комплектация и отгрузка товаров со склада. Многие склады, несмотря на развитие технологий, по-прежнему выполняют эти три задачи вручную. Мало того что процессы проходят медленно, так еще и при их реализации велика вероятность появления операционных ошибок. Чтобы свести на нет влияние этих минусов на работу склада, существуют два пути.
Во-первых, организовать рабочую станцию, чью роль играет обычный компьютер, на который установлена складская информационная система и подключен сканер штрих-кодов. Плюс этого решения в том, что заявленные выше проблемы действительно устраняются. Однако вместо них появляются другие – складские процессы оказываются привязанными к конкретной зоне. Это означает, что, например, при приемке необходимо весь товар при-везти к рабочей станции, чтобы сотрудник склада имел возможность их отсканировать и внести в базу. Если склад небольшой и продукции поступает немного, то этот путь вполне приемлем. Однако если мы имеем дело со складским предприятием большого размера, то привязка к рабочей станции становится обременительной.
Второй путь – внедрение терминалов сбора данных (ТСД). Этот вариант, как и первый, устраняет минусы ручного выполнения задач, а также обеспечивает мобильность реализации процессов. При этом с развитием технологий стоимость терминалов сбора данных стала относительно невысокой: недорогой ТСД обойдется примерно в 25,5 тыс. руб., стоимость среднего устройства составит от 38 тыс. руб. Причем одно такое устройство мо-жет выполнять не только три перечисленные нами задачи, но и множество сопутствующих. Например, они способны работать в режиме рации, если подключить к ним гарнитуру – такую возможность предоставляют многие производители, включая Zebra, Datalogic, Honeywell. Также ТСД можно использовать как таск-менеджер, установив на них даже почтовый клиент.
Однако мало приобрести терминал сбора данных – важно оснастить его качественным программным обеспечением. Тут ритейлеры идут тремя путями.
Пишут софт для ТСД сами и под каждую задачу готовят приложения. Этот способ не всегда удобен, поскольку количество задач растет как на дрожжах. Соответственно, приходится тратить все больше времени на написание приложений.
Заказывают написание софта под свои нужды у разработчиков. Здесь также приходится столкнуться с рядом неудобств: не всегда небольшая компания способна оперативно вносить требуемые заказчику изменения. Кроме того, постоянная доработка софта может выйти в круглую сумму.
Приобретают промышленное решение. В этом случае важно учитывать, чей разработчик – российский или зарубежный, поскольку во втором случае, учитывая текущую ситуацию на рынке, сложно избежать валютных рисков. Кроме того, зарубежным разработчикам тяжело оперативно адаптировать программное обеспечение под меняющиеся требования российского законодательства. С другой стороны, не каждая отечественная компания обладает такой же экспертизой, как ее иностранные коллеги.
Но какой бы путь владелец склада ни предпочел, ему в любом случае необходимо брать в расчет следующие основные требования, предъявляемые к софту для ТСД.
ПО должно уметь работать как в онлайн-, так и в офлайн-режиме. Работа с устройством в офлайн-режиме привязывает пользователя к рабочему месту: ему придется вручную загрузить данные для приемки накладной на ТСД и уже после этого идти работать. При онлайн-режиме работы накладная поступает на устройство вне зависимости от того, где оно находится. Однако для этого требуется организовать беспроводную сеть и устой-чивый канал связи, а это не всегда возможно: например, из-за множества металлизированных поверхностей, часто присутствующих на складе.
Софт должен модернизироваться по мере развития бизнеса: владельцу склада необходима возможность дорабатывать ПО для ТСД в зависимости от растущих требований. Поэтому во многих промышленных решениях либо уже существуют многочисленные приложения «на все случаи жизни», либо включена возможность их быстрого создания. Например, в нашем «ОмниЛинке» существует «Генератор приложений» – своеобразный конструктор, при помощи которого пользователь без программирования может создать нужное ему приложение.
Программное обеспечения для ТСД должно быть снабжено инструментами интеграции с внешними системами, позволяющими ему получать оттуда данные. Чем больше инструментов интеграции – тем лучше, чем более гибкие они, тем больше возможностей будет у терминалов сбора данных.
Задача № 1: приемка товаров
Первая задача, с которой неизбежно сталкивается любой склад, – это приемка товаров. В ручном режиме это работает так: сотрудник склада распечатывает накладную и по ней проверяет, какие товары и в каком количестве прибыли. С ТСД процесс выглядит иначе: на устройство выгружается накладная, а работник просто подряд сканирует штрих-коды поступившего товара. В итоге формируется список пришедшей продукции, после чего он отправляется во внешнюю систему. При этом терминал сбора данных позволяет сформировать и отправить как список фактически поступивших товаров, так и перечень расхождений с накладной. Как следствие, работнику склада не приходится искать товар и вруч-ную его пересчитывать.
Один пример из нашей практики. Процесс приемки товаров у одного из наших заказчиков после внедрения мобильного решения стал занимать в 6 раз меньше времени. Задачу, которую раньше выполняли 3 человека в течение часа, теперь реализует один сотрудник за 20 минут.
Задача № 2: инвентаризация товаров
Ручной способ инвентаризации мало чем отличается от приемки: сотрудник склада распечатывает перечень товаров, которые по данным внешней системы должны числиться на складе, и проверяет его, обходя все помещение, ища нужную продукцию и пересчитывая ее количество. Если склад небольшой и товаров на нем 10 штук, то такой путь вполне возможен. В противном случае процесс инвентаризации занимает много времени, а его реализация не обходится без операционных ошибок.
С ТСД работник просто сканирует штрих-коды всей попадающейся на глаза продукции. А его софт сам формирует список и отправляет его во внешнюю систему. При этом данные могут идти как перечислением, так и с указанием, в каком количестве представлена каждая товарная позиция.
Поскольку в некоторых случаях инвентаризации разбиваются по участкам, ТСД может сформировать и такой список, привязывая товары к местам хранения. Помимо этого, владелец склада получает данные о том, какой именно сотрудник и в какое время проводил инвентаризацию. Это нужно в том случае, если он хочет проконтролировать зону ответственности операторов.
Пример из практики. У одного из наших заказчиков при «ручном способе» процесс полной инвентаризации 30 магазинов занимал две недели. После приобретения ТСД это время сократилось до одной недели. Он купил всего два терминала сбора данных и просто перевозит устройства из магазина в магазин. Таким образом, появилась возможность за один день инвентаризировать 4 магазина. Данные из каждой точки в онлайн-режиме по-ступают во внешнюю систему. При первой полной инвентаризации с ТСД были обнаружены некоторые товары, давным-давно списанные со склада, так как они потерялись во время проведения ручных инвентаризаций.
Задача № 3: комплектация и отгрузка товаров
Эта задача наиболее актуальна для складов, связанных с интернет-магазинами. В ручном режиме при получении заказа работнику приходится распечатывать его и идти искать, где же в помещении находится нужная продукция, а затем возвращаться к рабочему месту и вносить полученные данные с систему. В результате время обработки заказа занимает приличное время.
С терминалами процесс проходит гораздо быстрее: внешняя система отправляет в ТСД перечень заказа. Устройство показывает работнику склада, где именно находится искомый товар. Тому остается просто пройти в указанное место, отсканировать штрих-код продукции и забрать ее, сформировав заказ. При этом ТСД отправляет уведомление во внешнюю систему о том, что заказ готов, а она, в свою очередь, шлет письмо заказчику, что он может приехать за покупкой.
Пример из практики. Еще один наш клиент – крупный онлайн-гипермаркет – внедрив на складе терминалы сбора данных, сократил время ожидания покупателя на стойке выдачи с 10 минут в среднем до одной–двух минут.
Помимо трех перечисленных процессов, ТСД могут решать множество необходимых задач. Например, выполнять маркировку товаров. Один из наших клиентов поставляет одну и ту же продукцию в несколько розничных сетей. Соответственно, у каждой из сетей есть свои штрих-коды, отличные от тех, которыми промаркированы товары на складе у нашего клиента. На этапе отгрузки оператор комплектует, допустим, 20 упаковок продукции, сканирует ее внутренний штрих-код и выбирает на терминале, для какой именно сети эти товары предназначены. Таким образом ТСД дает команду мобильному принтеру распечатать новые этикетки с необходимыми (правильными) штрих-кодами.
Приведем еще один из наших бизнес-кейсов с магазином автозапчастей. Часть продукции поступает в него упаковками, поэтому требуется отмаркировать ее поштучно. Для этого работник при приеме товара сканирует штрих-код общей упаковки, на основе которого ТСД формирует этикетку для каждого товара.
Работа с терминалом сбора данных значительно сокращает временные затраты на проведение складских процессов, а также сводит к нулю количество операционных ошибок, появляющихся вследствие ручного подхода. Однако важно заранее учесть, какие именно задачи будет решать ТСД, и подобрать подходящее устройство и программное обеспечение к нему.