Автоматизация для e-commerсe
Интернет-торговля является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов коммерции. Логистические процессы на складах таких компаний отличаются особой сложностью и требуют высокой точности и скорости выполнения. Рассказать об их особенностях мы попросили специалистов ведущих российских компаний, работающих в области автоматизации складских процессов. В этой публикации мы приводим их ответы на следующие вопросы:
1. В чем состоят особенности технологических операций на складах для e-commerсe?
2. Какими функциональными возможностями должны обладать WMS-системы для таких складов?
3. Какие технологические решения и оборудование используются на складах онлайн-ритейла?
Артем Долгих,
руководитель направления складской логистики компании AXELOT:
1. Обеспечение бизнес-процессов электронной торговли должно следовать принципам модели b2c непосредственно на складе. Как будто самый требовательный клиент пришел к вам в распределительный центр лично и впервые увидел то, что раньше от него «прятали» сотрудники торговых точек, проводя предпродажную подготовку. Здесь кроется первоочередная особенность – ваш склад должен уметь выполнять функции розничного магазина: красиво упаковывать; подбирать размеры и соответствующие сопутствующие товары; обслуживать в сотни раз большее число клиентов в смену, но работать со штучными товарами; разбирать возвратный поток и находить возвращенному товару правильное место в подсобке; уметь предложить достойный аналог, если нет размера или остался только витринный экземпляр; быстро приносить товар в примерочную; разбираться в различных способах оплаты; освежать товарный вид.
Безусловно, не все из перечисленного относится к прямым задачам склада. Но от этого требования к нему только растут, ведь для выполнения этих функций именно склад должен обеспечить наличие достоверной и своевременной информации.
2. Если говорить об отличиях такой системы от функционала усредненной WMS, то, конечно, важна функциональность обработки возвратного потока. А именно, система должна автоматически включать стадии обработки, относящиеся к дополнительному контролю качества; в WMS должен поддерживаться расширенный набор видов качества, позволяющий разделить возвратный поток в зависимости от статуса товара; обязательно необходима реализация режима докладывания к аналогичному товару.
Во-вторых, обязательно наличие поддержки стратегий кластерного отбора – много маленьких заказов можно выдавать к комплектации одному сотруднику. Ну и, в-третьих, WMS для такого склада должна иметь совершенные механизмы планирования:
- конечный покупатель хочет точно знать возможное время доставки (которое рассчитывается от планового времени завершения подготовки заказа к отгрузке);
- штучные заказы превратят зону хранения собранных заказов в одну из самых дефицитных областей склада (размещение собранных заказов должно учитывать при планировании чуть ли не больше критериев, чем планирование после приемки);
- система должна учитывать пересечение по составу внутри заказов при формировании волн отбора;
- система должна уметь маркировать заказы согласно требованиям транспортных компаний, а зачастую и быть интегрированной с их TMS-системами.
3. Отвечая на этот вопрос, можно перечислить все те решения, которые могут исключить ручной труд в процессе обработки штучного товарного потока: сортеры при обработке возвратного потока, роботизированные тележки для кластерного отбора, карусельные стеллажные системы, световые технологии в комбинации с конвейерными линиями для мелкоштучного отбора, транспортеры для перемещения собранных заказов в зону отгрузки. Необходимо использовать оборудование, которое в краткосрочном периоде позволит обрабатывать товарный поток максимально быстро, а в долгосрочном – минимизировать затраты в ситуации, когда из каждых 10 единиц отгруженной продукции 9 единиц не подошли покупателю.
Александр Усов,
генеральный директор компании «АНТ Технолоджис»:
1. Отличительная особенность складов сегмента e-commerce заключается в наличии огромного ассортимента. WMS-система должна обладать достаточными технологическими возможностями для высокопроизводительной обработки разнообразных данных продукции, обеспечивать прослеживаемость движения товара от поставщика до покупателя и обратно, управлять различными системами хранения, иметь современные алгоритмы оптимизации операций, определять наиболее выгодные способы доставки.
2. Мы выделяем несколько основных особенностей этих решений.
Возможность приемки товара не только по текстовому описанию, но также и по его фотографии. Для этого приемщикам предоставляются фотографии ожидаемого товара, по которым осуществляется идентификация продукции, вводятся точные весогабаритные характеристики и другие параметры, важные для данной номенклатурной единицы.
Управление размещением и хранением товара на основании различных весогабаритных характеристик. WMS-система должна выстраивать разнообразные сценарии размещения, необходимость которых определяется многообразием ассортимента и весогабаритных характеристик номенклатуры.
Взаимодействие с курьерскими службами, оформление документов и тарификация в соответствии с их требованиями.
Обработка возвратов. Специфика рынка e-commerce заключается в большом количестве возвращаемого товара, который система должна обрабатывать по установленным правилам.
Возможность интеграции и взаимодействия с внешними хост-системами по различным сценариям. Например, «дайте нам данные в этом формате», что отражает специфику взаимодействия с мелкими интернет-магазинами, или «мы подстроимся под вас» – условия сотрудничества с крупными интернет-площадками.
Быстрое масштабирование и адаптация системы, высокая степень отказоустойчивости. Бизнес онлайн-ритейла имеет, как правило, ярко выраженные волнообразные периоды, различающиеся по объемам и характеристикам обрабатываемых товарных потоков, т. е. так называемые высокий и низкий сезоны. Бывают ситуации, когда бизнес стремительно развивается, или в пиковые периоды формируется повышенная нагрузка – в эти моменты могут проявляться риски, что система не справится со своими задачами, так как не способна быстро адаптироваться под новые условия или прогнозируемые объемы.
3. На складах онлайн-ритейлеров используются решения для фотофиксации возвращаемых товаров и контроля их качества. Использование WMS-системы и радиотерминалов с фотосканером штрих-кодов позволяет не только идентифицировать возвращаемый товар, но и зафиксировать его качественное состояние, оформить необходимые акты, выслать службам контроля требуемую визуальную информацию.
• Для быстрой обработки и уточнения весогабаритных характеристик используются системы измерения объемных и весовых параметров.
• Для автоматизации выполнения трудоемких процессов внедряются различные решения, требующие интеграции с WMS-системой, в том числе конвейеры, системы световой индикации, голосовые системы, RFID, дроны, роботизация, очки виртуальной и дополненной реальности и т. д.
Алексей Сапон,
директор по логистике службы доставки Boxberry, член АСЕХ в Москве и Екатеринбурге:
1. Есть три ключевые особенности складской логистики для рынка электронной торговли. Это высокая скорость операций, широкий ассортимент хранимого и обрабатываемого товара (SKU), а также большое количество получателей, среди которых существенную долю занимают не статичные адреса (пункты выдачи, постаматы), а физические лица, заказывающие курьерскую доставку до дверей.
Операции на складе для e-commerce должны быть выстроены таким образом, чтобы сотрудники могли за короткий момент времени скомплектовать заказ покупателя, сформировать его в маршрут доставки и отгрузить. В некоторых случаях с момента поступления заказа на склад до его отгрузки на маршрут проходит не более одного часа. Складская инфраструктура должна обеспечивать возможность обработки таких заказов как физически, так и программными продуктами.
2. При полном спектре услуг система управления складом должна обеспечивать прослеживаемость нахождения товара в любом месте склада в режиме реального времени, возможность управления ресурсами и контроль нагрузки на персонал. Важно, чтобы она была гибкой в настройке и изменении процессов не только под сегменты рынка, но и под каждого отдельного клиента. Кроме того, WMS, как и любой программный продукт, должна обеспечивать быструю работу каждой рабочей станции и рабочего места всех сотрудников склада.
3. Наиболее распространенным оборудованием для оснащения помещений складов e-commerce является стеллажный мезонин. Это решение не требует существенных инвестиций и позволяет увеличить утилизацию складского пространства, и, соответственно, расширить количество доступного для комплектации ассортимента.
Для автоматизации работы склада используют конвейеры и сортировочные комплексы. Конвейеры могут быть как простыми (для транспортировки от места хранения/комплектации к месту отгрузки), так и сложными (для выполнения укрупненной сортировки заказа по получателям). Сортировочные комплексы позволяют существенно повысить производительность труда при сортировке товара по маршрутам.
Более сложное технологическое решение – автоматизированные системы хранения и комплектации товара – требует значительных инвестиций.
Служба доставки Boxberry использует высокопроизводительные сортировочные решения в комбинации с конвейерными системами и стеллажным оборудованием. Это позволяет быстро сортировать отправления. Так, центральный сортировочный узел компании способен обрабатывать порядка 6 тыс. заказов в час. Для обеспечения планового объема обработки в 2020 г. компания усилит свою инфраструктуру: запланирована установка нового сортировочного оборудования, предназначенного в том числе и для резервирования мощностей.
Автоматизируем самые трудоемкие складские процессы e-commerce с WMS Logistics Vision Suite
Логистический оператор «Смарт Лоджистик Групп-Оперейтинг» предоставляет услуги фулфилмента для интернет-магазина «Товары для дома», где управляет ассортиментом свыше 180 тыс. артикулов, выполняя до 1,5 тыс. заказов в сутки.
Реализованный ИТ-командой SLG-Оperating функционал WMS Logistics Vision Suite обеспечивает полную прозрачность складских операций. Системой учитываются требования к отслеживанию проходящей через склад продукции, что упрощает обработку клиентских возвратов, которые являются неотъемлемой и значимой составляющей логистики e-commerce.
На складе SLG-Operating процесс упаковки настроен по сценарию, прописанному в WMS-системе. Для исходящих заказов на складе предусмотрено до 46 видов упаковки с автоматизированным подбором коробов и упаковок подходящей емкости, которые рассчитываются системой с учетом хрупкости товара и необходимости использования дополнительных амортизирующих упаковочных материалов различного типа: картонный наполнитель «ранпак», пупырчатая пленка ПВХ, перфорированная бумага и т. д.
Упакованные заказы сортируются по маршрутам, в связи с чем был автоматизирован процесс взвешивания товара. Отгрузочная этикетка генерируется в соответствии с требованиями основных курьерских и почтовых компаний, содержит вес посылки брутто и всю значимую информацию для логистики.
В соответствии с требованиями клиента силами отдела WMS и бизнес–технологий SLG-Operating осуществлена полная интеграция Logistics Vision Suite с системой интернет-магазина. Настроен автоматизированный обмен данными с отчетами и уведомлениями по всем этапам и статусам прохождения товара через склад в соответствии с входящими и исходящими заказами.
Возможность управления товаром в режиме реального времени и наличие актуальной информации о складских запасах являются необходимыми факторами успешной работы любого интернет-магазина. Своевременно и правильно принятые решения, построенные на реальных данных, помогут увеличить прибыль компании, снизить издержки и стать толчком для развития бизнеса.
Логистический оператор SLG-Operating, который уже имеет большой опыт организации работы склада под управлением Logistics Vision Suite, так отзывается о возможностях системы: «Одним из ключевых факторов успеха проекта является использование возможностей, представленных в WMS Logistics Vision Suite. Система является адаптивной и позволяет гибко реализовать настройки для сложных и многогранных задач, как актуальных, так и перспективных, включая проекты E-commerce».