Инновации в логистике: взгляд в будущее

Воплощения инновационных идей для пользы бизнеса руками самого бизнеса на примере конкретной компании – Логистического агентства «20А»

Евгений Евдокимов, старший консультант
департамента «Логистика», ГК «КОРУС Консалтинг»

Нужны ли бизнесу инновации или не нужны? Об этом известно только самому бизнесу. Оценивать необходимость и проектировать содержание каких-либо технологических новинок для бизнеса можно единственным образом – глядя на ситуацию изнутри. Ни один «ученый муж», всезнающий консультант не сможет дать компании дельного совета о том, какие бизнес-процессы и каким образом надо автоматизировать, пока не изучит в деталях ситуацию конкретного предприятия изнутри.

Исходя из того же тезиса о том, что лучше самого бизнеса никто не знает, что ему надо, мы сделаем еще одно предположение: настоящие инновации (настоящие – значит по-настоящему ценные, выгодные) рождаются именно «на местах». Наличие денег и желания изобрести что-нибудь эдакое недостаточно для того, чтобы изобретение случилось. Должны быть стимул, мотив (например, выжить в жесткой конкурентной борьбе – чем не стимул?) и понимание сути вещей.

В этой статье мы как раз хотим поговорить об удачном примере воплощения инновационных идей для пользы бизнеса руками самого бизнеса.

На наш взгляд, делать это следует на примере действительно «рыночной» отрасли. К одной из таких истинно «рыночных» отраслей мы относим логистику. Что мы подразумеваем под «рыночностью»? Условия, при которых результаты работы бизнеса зависят только от эффективности его деятельности: бизнес не имеет государственной поддержки, на него не влияет сырьевая конъюнктура, он не относится к числу отраслей, производящих товары первой необходимости, и пр. Именно так обстоят дела с логистикой. За деятельностью логистических операторов ничего не стоит – они никого не кормят, не лечат и не греют. Успех работы зависит исключительно от умения находить и удерживать клиентов, предоставляя им максимально качественный сервис. Нашел клиента – живешь; не нашел – закрывайся; нашел, но плохо сделал свою работу – снова закрывайся. Ситуация усложняется также тем, что многие компании привыкли самостоятельно осуществлять хранение и транспортировку товара. Для того чтобы получить нового клиента, часто необходимо сначала убедить его в том, что для него выгодно делегировать эти бизнес-процессы сторонней компании.

В таких условиях постоянно приходится усиленно размышлять над тем, как усовершенствовать свою работу, за счет чего можно привлечь и удержать клиентов. Именно тогда бизнес начинает задумываться о новых технологиях, о внедрении информационной системы, другими словами – об инновациях.

Приведем в пример работу конкретной компании – Логистического агентства «20А». Без рекламы – только факты.

Логистическое агентство «20А» предоставляет широкий спектр 3pl-услуг по хранению и обработке грузов. Для координации всех бизнес-процессов и ресурсов, а также для централизованного управления складом агентство внедрило автоматизированную систему управления складом Manhattan SCALE. При этом компания самостоятельно, без привлечения стороннего IT-интегратора, подключает учетные системы своих клиентов к WMS Manhattan SCALE.

Складской технологический процесс распадается на сегментные участки: приемку, комплектацию заказов, дополнительную обработку и отгрузку. Каждый из этих сегментов имеет дополнительное деление. Например, приемка состоит из выгрузки, идентификации грузов, сортировки, приемки в систему, размещения на хранение. WMS-система, внедренная в логистическом агентстве «20А», включает типовые решения для всех складских бизнес-процессов. Однако поскольку при сотрудничестве с каждым конкретным клиентом необходимо учитывать особенности товарной группы этого клиента, требования товаровладельца, во многих случаях типовые решения адаптируются под каждого клиента. С каждым клиентом настраивается электронный обмен данными за счет встроенной интеграции с ERP-системами Microsoft Dynamics AX, Microsoft Dynamics Nav, SAP R/3, Oracle Retail, JD Edwards, 1C. IТ-департамент «20А» также провел адаптацию интерфейсов с такими программными продуктами, как METI, SCALA.

Кроме того, IТ-департамент агентства разработал инновационное решение IСклад, которое интегрирует в единое информационное пространство и систему управления складом, и производственные процессы, и средства индивидуальной мобильной связи, в частности iPad. Разработанное «20А» специальное приложение позволяет клиентам получать разнообразные и наглядные отчеты, через интегрированную систему видеонаблюдения наблюдать за тем, что происходит на складе, находиться на прямой связи с менеджером проекта, иметь доступ в личный кабинет на сайте, общаться с отделом качества, формировать аналитику и даже играть в логистические тетрисы.

Таким образом, новые технологии нужны компании прежде всего для того, чтобы получить конкурентные преимущества. Идея оправдывает себя. Во-первых, WMS-система позволяет «20А» более качественно обслуживать своих клиентов. Не просто обеспечивать надежное хранение и своевременную отгрузку товаров, но управлять товаропотоками своих клиентов. Во-вторых, технологические новинки помогают «20А» преодолевать недоверие клиентов к тому, что они делают с их товарами. Ведь услуги логистического оператора для компании – особенно на первых порах – это «черный ящик». Справиться с таким восприятием можно единственным способом – предоставить онлайн-доступ к максимально полной и достоверной информации. Как мы видели в примере – «20А» решает это с помощью IСклад.

В автоматизации работы логистического оператора есть еще один резон. Для работы склада требуется много персонала «на полу», который осуществляет операции. Однако рыночная ситуация с рабочей силой постепенно ухудшается – и качественно, и количественно. Обсуждение миграционной политики российского государства не является предметом нашего разговора – упомянем об этом только вскользь. Скажем откровенно: основной приток рабочей силы идет не из русских деревень. Что будет через 10–15 лет – неизвестно. В любом случае, даже если «руки» будут, на каком языке будут говорить эти «руки» и насколько эффективно удастся выстраивать с ними рабочий процесс – остается под вопросом. Таким образом, внедрение новых технологий, автоматизация логистического бизнеса сегодня – гарантия стабильной работы завтра.

На примере «20А» мы видим еще один аргумент в пользу того, что настоящие инновации порождаются самим бизнесом. Ключевой проект по внедрению WMS-системы компания делала в партнерстве со сторонним IТ-интегратором (ГК «КОРУС Консалтинг»). Однако дальнейшее подключение клиентов к системе и разработку дополнительных приложений компания оставила за собой. Причина проста – сроки реализации IТ-проектов. Проведение IТ-проекта силами собственного IТ-департамента освобождает компанию от множества формальностей, которых требует сотрудничество с подрядчиками. Следовательно, сроки проекта сокращаются. Это важно: недостаточно делать что-то лучше конкурентов – надо научиться делать это первым. Тогда больше шансов получить устойчивое конкурентное преимущество.

Хорошо, с причинами инноваций мы разобрались, с примерами тоже. Осталось последнее – и самое важное. Как доказать, что инвестиции в технологические разработки были не напрасны и инновации способствуют повышению эффективности бизнеса?

Здесь подход может быть двояким. С одной стороны, необходимо оценить, насколько новые технологии способствовали развитию самого логистического оператора: удалось ли привлечь новых клиентов, каково соотношение в количестве новых и старых клиентов, помогли ли новые технологии оптимизировать использование собственных мощностей (складских площадей, оборудования), оптимизировать структуру персонала и скорость выполнения складских операций?

Другой подход – оценивать эффективность работы с каждым конкретным клиентом логистического оператора. Результаты такой оценки, то есть результаты подключения клиента к WMS-системе логистического оператора, в каждом случае будут индивидуальны. Такие проекты имеют для клиентов как прямой, так и косвенный экономический эффект. Например, при подключении одного клиента к WMS-системе «20А» качество сборки у него улучшилось на 1,5%. Что произошло с точки зрения экономики отгрузки? Прирост показателя не самый впечатляющий. Однако надо также учитывать, как это повлияло на экономику предприятия, на инвентаризацию, на лояльность собственных клиентов компании-заказчика. Все эти цифры можно рассчитать только под каждый конкретный проект, агрегированных показателей в данном случае не существует. Очевидно только одно: для принятия управленческих решений и оптимизации затрат очень важно иметь возможность рассчитывать эффективность конкретных проектов. Но это уже выходит за пределы «компетенции» WMS-системы и нашего рассказа. В качестве ремарки: важно помнить об автоматизации управленческого учета и формировании глубокой и детальной аналитики.

Вместо выводов. Нужны бизнесу инновации? Это решать самому бизнесу. Что является «драйвером» инноваций? Рыночные условия и понимание потребностей бизнеса. Кто является исполнителем? Зависит от ситуации, но часто сами пользователи. Можно оценить пользу инноваций? Да, но подходы могут быть разные. И главное – только понимая, зачем нужны те или иные технологические новинки, можно приступать к их воплощению. Иначе любая инновация может оказаться пустой тратой денег.