Персонал «взаймы»

Лизинг персонала

Вадим Гринберг

Лизинг персонала (калька с английского personal-leasing) – управленческая технология, являющаяся разновидностью аутсорсинга, которая позволяет обеспечить бизнес-процессы компании трудовыми ресурсами, предоставленными сторонней организацией. Согласно ей работник заключает договор не с непосредственным работодателем, а с неким посредником (например, агентством занятости), которое уже направляет его для выполнения работы в какую-либо организацию. Главной отличительной чертой лизинга персонала становится то, что работники не являются сотрудниками фирмы, в которой они фактически трудятся.

Отвлекаясь на минуту от вопросов перераспределения ответственности, оптимизации налогообложения, которые собственно и связывают с понятием лизинга персонала, это разрушение традиционной модели занятости. Превращение понятия «человеческий капитал» из пропагандистской абстракции в экономический инструмент. И хотя до сих пор большинство из нас непосредственно организационно привязаны к своим рабочим местам, идея приобретения труда в чистом виде, без связанного с этим трудом человека, с его детьми, болячками и амбициями, как вирус, постепенно все шире распространяется по миру.

С философской точки зрения, единственным реальным противовесом такому пониманию труда является существующая и также активно пропагандируемая идеология инвестиций в человеческий капитал. В рамках этой идеи вложения в человека, постоянное повышение уровня его умений и компетенций являются непременным условием роста компании. Тем не менее две этих идеологии могут, как мы видим, сосуществовать и дополнять друг друга. На предприятиях, где от работника требуется высокий профессионализм, творческий подход к решению задач, второй тип отношений явно предпочтительнее, хотя, как будет сказано далее, и в эту сферу лизинг персонала постепенно проникает. В то же время там, где требуется большой объем не слишком квалифицированного труда, либо там, где персонал требуется в короткие сроки, лизинг персонала становится практически безальтернативным с точки зрения экономической эффективности.

Кому он нужен, этот лизинг?

Обычно приводимый в информационных источниках перечень причин, вследствие которых компании прибегают к использованию лизинга персонала, часто грешит некоторой завуалированностью истинных целей. В России, безусловно, основным побудительным мотивом является оптимизация налогообложения, упрощение документооборота, относящегося к кадровой сфере, и появление законодательных инициатив, фиксирующих ответственность работодателя перед работником. Кстати говоря, желание снизить налоговые выплаты и уровень ответственности компании-работодателя перед работником может возникать при вполне распространенных бизнес-ситуациях. Например, компания в силу доминирования негативных рыночных тенденций приостанавливает активную инвестиционную деятельность, развитие новых направлений. В подобной ситуации предприятия часто оказываются не в состоянии поддерживать ранее декларированный уровень социальных выплат, что провоцирует текучку кадров. Ну и классический случай антикризисной стратегии – сокращение штатов при сохранении объема работ. В этом случае компания также может прибегнуть к ускоренной ротации персонала, особенно в ключевых подразделениях.

Информационные источники, в том числе специализирующиеся на теме лизинга персонала, часто называют в качестве одной из причин его использования необходимость кратковременного найма высококвалифицированных специалистов. Такой подход, безусловно, возможен, однако, как представляется, эффективным конкурентом лизингу высококвалифицированных специалистов являются аутсорсинг и разнообразный консалтинг. В частности, аутсорсинг широко применяется для сторонней организации бухгалтерского учета, а современный консалтинг охватывает практически все аспекты деятельности компании, обладая достаточно мощным кадровым потенциалом.

Еще одна группа компаний, часто прибегающих к масштабному лизингу персонала, – это иностранные компании, создающие на территории России представительства, отделения, производственные площадки либо предприятия в сфере обслуживания. Эти компании часто берут в лизинг весь необходимый штат сотрудников.

Мировой опыт

Начало активного использования заемного труда принято относить к началу 70-х годов прошлого века. По всей видимости, инициатором этого процесса явилось победоносное шествие по миру глобализации и транснационализации бизнеса. По данным Международной конфедерации частных агентств (International Confederation of Private Employment Agencies, CIETT), за последнее десятилетие число организаций, предоставляющих заемный персонал, выросло втрое. Так, от 1 до 5% трудоспособного населения в тех странах, где применяется заемный труд (а это около 10 млн. человек), трудоустроены именно через посредничество подобных компаний. Абсолютным лидером в его применении являются США, где почти 3 млн. заемных работников (1,8% от общего числа занятых), в Европе этот показатель составляет 1,6%, а в Японии – 1,5%.

Совокупный оборот компаний, специализирующихся на предоставлении заемного персонала, по итогам 2011 г. составил 259 млрд. евро. В пересчете на полную занятость было обеспечено 12,4 млн. рабочих мест. 27% мирового оборота кадровых агентств приходится на США, 17% – на японские компании, доля компаний Великобритании составляет 11%.

Терминологические сложности

Поскольку мы приняли, что говорим о лизинге персонала в парадигме «человеческого капитала», не стоит удивляться тому, что на сегодняшний день существует уже целый ряд видов и форм организации заемного труда. Их, естественно, пока не так много, как форм заимствования финансового капитала. Уж точно никто пока не придумал производных трудовых инструментов, хотя не стоит зарекаться от появления фьючерсов на труд и опционов на персонал – по мере снижения интереса к спекуляциям на финансовом рынке специалисты из этой сферы могут распространяться неконтролируемо.

Но шутки шутками, а построить практически приемлемую смысловую иерархию калек с английского, по-видимому, небесполезно. Итак...

Рассмотрим типичный случай. Организации срочно требуется выполнение некоторых производственных или организационных действий, которые, находясь в увязке с иными действиями внутри организации, не могут быть переданы на внешний аутсорсинг. При этом потребность в выполнении этих действий носит кратковременный характер. Например, для заключения контракта с иностранным партнером необходимо провести согласование технической документации, что требует большого объема срочного перевода. Значит, организации необходим высококвалифицированный специалист, которого не так просто найти на рынке труда на временную работу, и собственно процесс поиска также занимает время и отвлекает ресурсы (поиск исполнителей, собеседования, проверки навыков и рекомендаций). В этом случае применим краткосрочный лизинг персонала, так называемый temporary staffing.

В противовес краткосрочному лизингу персонала долгосрочный лизинг (staff leasing) может использоваться в случае полного или частичного формирования штата компании. Типичным случаем, когда может быть применим механизм долгосрочной аренды персонала, является организация территориальных отделений и представительств компании, удаленных производственных подразделений. Возможен и вариант расширения штата компании без расширения численности и функций существующей кадровой службы.

К такому способу формирования штата часто прибегают и зарубежные компании, желающие быстро открыть представительство или операционное подразделение. Использование кадрового лизинга позволяет быстро набрать весь штат сотрудников достаточной квалификации без риска совершить ошибку или понести непрогнозируемые финансовые потери, обусловленные недостаточным уровнем знания трудового и фискального законодательства.

И совершенно отдельно в ряду типовых операций использования заемного труда стоит так называемый аутстаффинг (от английского out staffing) – выведение персонала за штат. Этот тип оказания услуг по лизингу персонала весьма широко распространен и одновременно является одним из самых спорных с точки зрения контролирующих органов. В этом случае кадровое агентство предоставляет в лизинг не тот персонал, который уже состоит у него в штате либо сформирован в результате подбора в соответствии с требованиями заказчика, а оформляет в свой штат персонал компании-клиента. При этом сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои функции.

В теории считается, что аутстаффинг делает процесс управления трудовыми ресурсами компании более гибким и эффективным, при этом существенно снижая формальную численность персонала. Кроме того, кадровое агентство, ставшее новым работодателем для бывших сотрудников компании, также принимает на себя все обязательства работодателя по отношению к сотрудникам (выплата заработной платы, налогов, выполнение норм трудового кодекса и пр.), а клиент, соответственно, от этой ответственности освобождается.

Можно перечислить основные преимущества, которые получает компания, воспользовавшаяся услугой аутстаффинга, предоставленной кадровым агентством:

  • сокращение численности штатных сотрудников без потери квалифицированных кадров;
  • возможность преодоления при приеме на работу ограничений по численности персонала;
  • возможность организации региональных отделений без открытия регионального представительства;
  • значительное упрощение системы взаимоотношений с персоналом;
  • отсутствие ограничений по срокам работы, возможность оформления работников на срок реализации проекта.

Стоит рассмотреть еще один вид рекрутинговых услуг, получивший в России название аутплейсинг (out placing). Для нашей страны это направление новое, однако не столько в силу технологических особенностей этого вида рекрутинговых услуг, сколько в силу сложившейся системы взаимоотношений в треугольнике работник–работодатель–государство. В России этот вид рекрутинга не получил пока широкого распространения, однако на Западе это старый и испытанный метод. Суть аутплейсинга – в проведении рекрутерами целенаправленных действий по трудоустройству персонала, увольняемого из компании-заказчика в определенные сроки и на оговоренных условиях. Направлен данный вид рекрутинга на смягчение процесса увольнения для сотрудников и уменьшение безработицы в стране в целом.

По сложившейся исторической традиции, бремя затрат, связанных с закрытием производств (именно это чаще всего служит причиной массовых высвобождений работников), принято возлагать на государство. Однако, если в некоторых случаях мы готовы рассматривать лизинг персонала (через механизм аутстаффинга) как одну из антикризисных мер, то применение аутплейсинга (для безболезненной по отношению к работникам оптимизации численности) в совокупности с аутстаффингом может дать синергический эффект и не осложнить положение компании во взаимоотношениях с контролирующими и налоговыми органами.

Как правило, процесс аутплейсинга включает в себя три этапа:

  • сопоставительный анализ потребностей и возможностей соискателя с требованиями на рынке труда;
  • подготовка резюме (презентации);
  • обучение основным навыкам собеседования и психологическая поддержка.

Учитывая складывающуюся рыночную ситуацию, а также широко распространенный мировой опыт, услуги компаний, которые могут реализовать на практике технологию аутплейсинга, в недалеком будущем могут быть востребованы достаточно широко.

Налогообложение

Поскольку в нашем обсуждении вопросы налогообложения лизинга персонала (а также аутстаффинга, может быть, в еще большей степени) возникали в качестве одного из основных мотивационных факторов достаточно часто, рассмотрим этот вопрос подробнее.

На первый взгляд использование лизинга персонала является весьма выгодным с точки зрения налоговых отчислений. Основной работодатель сам не перечисляет заработную плату работникам, он только оплачивает услуги исполнителя по лизинговому договору (затраты плюс премия). Тем не менее поскольку на исполнителя ложится обязанность и начисления зарплаты работников, и перечисления в бюджет соответствующих налогов (это затраты исполнителя), при работе в легальном поле профит организации, использующей лизинг персонала, состоит в сокращении бухгалтерской работы и в снижении рисков, связанных с ответственностью перед персоналом. Но за минусом премии кадрового агентства.

Гораздо больше возможностей «открывается» перед недобросовестными налогоплательщиками. Основная используемая ими схема оптимизации налогообложения заключается в том, что в договоре лизинга персонала в качестве исполнителя участвует организация, освобожденная от уплаты ЕСН. Сегодня существуют две легальных возможности не платить ЕСН – оформление договора через организации, обладающие соответствующей льготой, например общественные организации инвалидов, либо организации, работающие по специальному налоговому режиму, использующие упрощенную систему налогообложения.

Итак, кадровое агентство, предоставляющее услугу лизинга персонала, освобождено от обязанностей по уплате ЕСН. Тем не менее взносы в пенсионный фонд все равно уплачиваются. Размер «экономии» довольно ощутим – 14% от начисленной работникам заработной платы, перечисляемых в ПФР, против 26% единого социального налога.

Однако наивно думать, что столь очевидные вещи не известны контролирующим органам. Они в свою очередь вырабатывают свои методы защиты от действий недобросовестных налогоплательщиков. В первую очередь внимание привлекает массовое увольнение работников с последующим их привлечением, но уже по договору лизинга персонала. Особенно если эта операция проводится за малый промежуток времени. Дальнейшая проверка может также выявить факт сохранения за персоналом прежних рабочих мест и соответствующих им трудовых функций, что также рассматривается как один из признаков недобросовестности. Также «отягчающими обстоятельствами» могут стать и отсутствие оплаченного договора на подбор персонала, и (как отмечалось выше) присутствие в качестве лизингодателя организации, освобожденной от уплаты ЕСН, и установленный факт аффилированности лизингодателя и лизингополучателя. Отдельные подозрения контролирующих органов вызывает и небольшой размер премии кадрового агентства, предоставляющего услугу лизинга персонала.

Заключение

Конечно, трудно в одной короткой статье рассмотреть все аспекты такой многогранной проблемы, как использование заемного труда для организационной и финансовой оптимизации. Особенно с учетом того, что за этой деятельностью тянется еще и негативный флер недобросовестных налоговых схем.

И все же, несмотря ни на что, лизинг персонала в России развивается и продолжит развиваться дальше. Есть, как выясняется, по крайней мере два направления, две сферы применения этой технологии – помощь иностранным компаниям при найме российского персонала (можно надеяться, что не оскудеет поток иностранного бизнеса, обстоятельно заходящего в Россию) и помощь российским компаниям в реализации грамотных антикризисных стратегий.