Лизинг персонала: за или против?

Комментарии специалистов на влияние нового Федерального закона № 116-ФЗ от 5 мая 2014 г. на функционирование рынка заемного труда

1 января 2016 г. вступит в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который кардинально меняет основные принципы функционирования сложившейся системы деятельности кадровых агентств, описываемой привычными для всех терминами «аутсорсинг», «аутстаффинг» и собственно «лизинг» персонала, под которыми понимались различные формы использования заемного труда при отсутствии его законодательного определения. В соответствии с новым законом в Трудовом кодексе РФ вводится понятие «заемный труд» и появляется статья 56.1 о запрещении такого вида труда. В свою очередь разрешенным видом деятельности становится «предоставление труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)».

Новый закон также вносит изменения в законы РФ «О занятости населения в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также в Трудовой и Налоговый кодексы РФ.

Законом предусматривается, что с 1 января 2016 г. деятельность по предоставлению труда работников может осуществляться только частными агентствами занятости, при этом размер уставного капитала частного агентства по занятости должен быть не менее 1 млн. руб.; у компании не должно быть задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ; руководитель частного агентства должен иметь высшее образование, стаж работы в области трудоустройства не менее двух лет за последние три года и не иметь судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Между физическим лицом, ищущим работу, и агентством заключается трудовой договор, который должен включать в себя условие о выполнении работником по распоряжению работодателя определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателями по этому трудовому договору. В конкретную организацию работник направляется на основании дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью трудового договора.

Что касается налогов, то согласно пункту 3 статьи 346.12 НК РФ, частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников, не могут применять в своей деятельности упрощенную систему налогообложения. Обязанность исчисления и уплаты налогов в трудовых правоотношениях возлагается на частное агентство занятости. То есть именно агентство исчисляет и уплачивает НДФЛ, страховые взносы во внебюджетные фонды.

С формальной точки зрения новый закон, рассмотрев вопрос о «запрете заемного труда», закрепил на законодательном уровне правоотношения, которые на практике уже существовали, попутно установив новые правила регулирования этого вида экономических отношений.

Редакция журнала попросила специалистов в этой сфере прокомментировать возможное влияние вступления в силу нового закона на функционирование рынка заемного труда.

[b]Нина Мулева[/b]<br /> Территориальный директор<br /> Kelly Services

– В начале мая Президент РФ Владимир Путин подписал закон, в которым был закреплен запрет заемного труда (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Данный закон вводит меры, препятствующие уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем использования механизмов заемного труда или другими способами. Все эти злоупотребления объединены понятием «заемный труд» и законодательно запрещены. В то же время законодатель конкретизировал ситуации, в которых предоставление труда работников разрешено законом и востребовано как компаниями, например, в период пиков производства, так и самими работниками, например, если они заинтересованы в кратковременной подработке.

Легализация возможности предоставления труда работников третьим лицам очень важна для всех участников рынка. Полноценная законодательная база поможет оградить рынок от недобросовестных организаций и соблюсти интересы всех участников процесса, особенно работников. А введенные критерии аккредитации агентств занятости помогут защитить права работников и навести порядок на кадровом рынке: здесь останутся только серьезные игроки, будут исключены ситуации, когда направление персонала используется с целью ухода от уплаты страховых взносов.

Что касается социальных гарантий, то работники, направленные на другое предприятие агентством занятости, профессионально занимающимся данным видом деятельности, уже сегодня имеют те же самые гарантии и компенсации, что и штатные сотрудники предприятия: ежегодно оплачиваемый отпуск, оплата переработок, надбавки за работу в ночные часы, компенсации за работу во вредных и опасных условиях, а при наступлении страхового случая – пособия по временной нетрудоспособности, компенсации при несчастных случаях, пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком и т. д. В некоторых случаях таким работникам, наравне со штатными сотрудниками, даже оформляются программы добровольного медицинского страхования, компенсируются затраты на мобильную связь, автомобиль, ГСМ и прочее.

Закон № 116-ФЗ также закрепляет основания, при которых предприниматели могут воспользоваться предоставлением труда работников. Среди них – замещение временно отсутствующего штатного сотрудника, за которым сохраняется место работы, а также заведомо временное (до девяти месяцев) расширение производства или объема оказываемых услуг, что особенно актуально для большинства производств и складских комплексов. При этом срок предоставления труда работника на период временного увеличения объема производства, на мой взгляд, нуждается в дальнейшем пересмотре. Если речь идет об открытии производств, запуске новых программ, введении крупных инженерных систем или внедрении сложного оборудования, то такого периода времени для этого может быть недостаточно. В этом случае работников, чей труд был предоставлен, придется отзывать и увольнять. К слову, в отдельных европейских странах (Франция, Испания, Нидерланды) бизнес может привлекать персонал на срок до полутора, двух или трех лет. С этой точки зрения закон ущемляет интересы как работников, так и работодателей.

Также в Законе № 116-ФЗ, к большому сожалению, не указана возможность предоставления труда обслуживающего персонала, чьи функции не являются профильными для принимающей организации. Речь идет о вспомогательных функциях, выполняемых такими категориями работников, как, например, секретари, уборщики, в некоторых случаях IT-специалисты, бухгалтеры и т. п. Так, если производственная компания при расширении производства решит воспользоваться положениями закона, она сможет привлечь со стороны агентств только персонал, имеющий непосредственное отношение к производству, а, к примеру, поваров для обеспечения этих сотрудников питанием – уже нет.

В целом же можно говорить о том, что Закон № 116-ФЗ оказался достаточно жестким по отношению к участникам рынка труда, но его принятие было необходимо для защиты их прав и интересов.

[b]Наталья Щербакова[/b]<br /> Директор по продажам<br />кадрового холдинга АНКОР

– С принятием закона сделан первый и очень значительный шаг к введению законодательного регулирования на рынке, который до сих пор не имел установленных правил поведения. С 1 января 2016 г. предоставлением персонала смогут заниматься только аккредитованные частные агентства занятости, к которым будут предъявляться весьма жесткие требования, в том числе наличие уставного капитала не менее 1 млн. руб., наличие у руководителя в течение последних трех лет стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости не менее двух лет, отсутствие судимости. Помимо этого оказывать услуги по предоставлению персонала смогут только частные агентства занятости, не применяющие схемы упрощенного налогообложения и не имеющие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей. Данные условия сделают невозможной деятельность недобросовестных поставщиков, не соблюдающих права работников.

Закон регламентирует случаи и порядок предоставления персонала, что снимает многие риски в правовом поле по данному вопросу. Вместе с тем количество случаев и срок предоставления персонала ограничены, что не соответствует потребностям бизнеса.

На сегодняшний день идут активные консультации представителей бизнеса, кадровой индустрии, профсоюзов с законотворческими органами. Работа продолжается.

[b]Михаил Плясов[/b]<br /> «СТС Групп», Член НП «Эксперты Рынка Труда»

– Федеральный закон № 116-ФЗ от 5 мая 2014 г. дополняется статьей 56.1, которая закрепляет в Трудовом кодексе РФ положение о запрете заемного труда. На мой взгляд, это, пожалуй, основная и единственная задача данного закона.

Конечно, законом предусматриваются отдельные случаи, когда агентства занятости (их правила аккредитации пока не утверждены уполномоченным органом государственной власти) вправе предоставить труд персонала иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Они немногочисленны и с учетом регламентации, указанной Федеральным законом, настолько экономически бессмысленны для принимающей стороны, что только подтверждают решение запретить заемный труд.

[b]Александр Синицын[/b]<br /> «СТС Групп», Член НП «Эксперты Рынка Труда»

– Поправки к Трудовому кодексу РФ, вносимые Федеральным законом № 116-ФЗ от 5 мая 2014 г. и вступающие в силу с 1 января 2016 г., могут существенно сузить возможность осуществления деятельности в сфере аутсорсинга персонала тем компаниям, которые неподконтрольны государству напрямую либо неподконтрольны компаниям с государственным участием. Кроме того, требование к наличию у руководителя агентства занятости стажа в области трудоустройства или содействия занятости населения (не менее двух лет за последние три года) представляется немотивированным и расплывчатым.