Проблемы российской транспортной логистики в современных экономических условиях
Рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ) является одной из сфер российской экономики, серьезно пострадавшей в период экономического спада и нестабильной внешнеполитической ситуации. Рост геополитической напряженности, снижение потребительского и инвестиционного спроса, удорожание финансовых ресурсов – это те факторы, которые напрямую повлияли на рынок ТЛУ.
Несмотря на кризисное для всей российской экономики время, бизнес стремится к развитию и модернизации. Члены российского международного логистического альянса Associated Cargo Experts (ACEX), основываясь на своем опыте ведения бизнеса, поделились своим мнением о текущем состоянии отрасли в России. Главной тенденцией, согласно отзывам участников рынка, а также аналитическим исследованиям, станут геополитические изменения в мировой экономике, которые будут иметь прямое влияние на рынок ТЛУ. Прежде всего, это формирование новых экономических мегаблоков, изменение конфигурации мировой торговли и глобальных цепей поставок.
Один из примеров такого мегаблока – Евразийский таможенный союз, который с 1 января 2015 г. пополнился новым членом – Арменией. Руководитель отдела продаж ACEX Group Вячеслав Васипенок положительно оценивает это событие: «В 2014 г. мы поучаствовали сразу в нескольких новых тендерах, включающих перевозки внутри Евразийского союза. Считаю, что подписание новых соглашений внутри ЕАЭС увеличит наши шансы на приобретение новых и перспективных клиентов».
Однако на практике не все локальные региональные компании в России рады такой глобальной консолидации. Вступление Армении в ЕАЭС стало заметным ударом по прибыли для другого члена альянса ACEX – ростовской компании «Бюро перевозок». «Ростовская область исторически имеет тесные торговые отношения с Арменией, основные ввозимые товары – продукты питания, – рассказывает Мария Москвичёва, руководитель компании. – С вступлением Армении в ЕАЭС выиграли покупатели за счет снижения расходов на таможенную очистку, но брокеры, имеющие доход от составления деклараций по контрактам с Арменией, понесли убытки».
Существенным изменением на логистическом рынке, согласно комментариям руководителей транспортных компаний, является тенденция переориентации транспортных маршрутов. «После того как Крым стал частью России, нам начали регулярно приходить запросы на доставку различных грузов на полуостров, как из Европы автомобильным транспортом, так и из Юго-Восточной Азии морским. Можно отметить, что это событие поспособствовало расширению географии перевозок», – комментирует ситуацию на юге России Алексей Липатов, руководитель мультимодального отдела «Карго-Экспресс», члена альянса ACEX в Москве.
С вступлением Крыма в состав Российской Федерации грузопоток в этом регионе значительно увеличился. «Сейчас можно говорить в основном о ввозе грузов на полуостров, – считает Мария Москвичева, руководитель компании «Бюро Перевозок» (Ростов). – На данный момент перевозки осуществляются при помощи паромов из Новороссийска, Ростова. Ввозят продукты питания, чипсы, металл. Большой поток оборудования и одежды идет на полуостров из Турции через Средиземное море. К осени мы ожидаем обратный ввоз продуктов питания из Крыма на материк».
В условиях нестабильности рынка специалисты альянса отмечают постоянные колебания ставок поставщиков услуг в зависимости от скачков курса валюты. Это напрямую влияет как на операционную деятельность компаний, так и на прибыль. Стоимость перевозки зависит непосредственно от ставки авиакомпании, морской линии, железной дороги или владельца автомобиля. «С учетом курса валюты ставка выросла в два раза, но компании дают скидку в размере 10%. Тем не менее из-за курса рублевый эквивалент повышается», – делится своим опытом Алексей Липатов («Карго-Экспресс»).
Рынок ТЛУ встретился с необходимостью переориентации на внутренние рынки. Вячеслав Васипенок подтверждает этот факт в процессе работы с клиентами: «Ипортозамещение медленно, со скрипом начинает расти, это видно, например, в сфере стоматологии, где раньше 100% продукции производилось за рубежом, а сейчас поступают запросы на просчет экспорта продукции в разные страны».
Что касается логистических процессов глобального уровня, происходящих на территории России, то проблемы по-прежнему в процессе становления цепочек поставок, разработке международных логистических стандартов в России. По словам руководителя альянса ACEX Мирослава Золотарёва, уход с рынка слабых игроков в условиях падения спроса и перенасыщения транспортно-логистического рынка предложениями услуг является основной тенденцией ближайших лет.
Процесс становления стабильной логистической системы необходимо выстраивать изнутри, поэтому бесценен опыт транспортных компаний, готовых создавать систему комплексных 3-4PL-услуг. Альянс внедряет среди своих участников, независимых транспортных компаний, готовые логистические схемы для формирования единой глобальной системы движения груза, складирования, таможенного оформления.
«Многие эксперты отрасли сейчас часто говорят о том, что комплексный 3-4PL логистический аутсорсинг – это та самая стратегия развития российской логистики в условиях рецессии, которая поможет поставщикам услуг остаться на плаву, но в большинстве случаев эти высказывания остаются теорией», – комментирует М. Золотарёв.
23 апреля во время транспортной выставки «ТрансРоссия» альянс ACEX совместно с другими партнерскими альянсами и региональными ассоциациями (Поволжской ассоциацией, Ассоциацией Воронежской области и др.) проведет практический круглый стол на тему «Кооперация компаний в 3-4PL логистических цепочках на евроазиатских транспортных коридорах». На мероприятии будут представлены реальные бизнес-кейсы и совместные мультимодальные проекты, демонстрирующие примеры построения несколькими компаниями-партнерами сложных логистических цепочек на евроазиатских транспортных магистралях. На круглый стол приглашаются представители малого и среднего бизнеса, специалисты российских и международных транспортных компаний, представители региональных логистических ассоциаций и объединений, ведущие профильные и федеральные СМИ.
«Совместно с другими ассоциациями мы предложим участникам рынка действующие схемы эффективных логистических цепочек, варианты снижения издержек для партнеров внутри одной сети, процедуры внедрения общей IT-платформы и штрихкодирования, возможности улучшения качества международной агентской сети и доступа к новым рынкам услуг. Это все составляющие той самой комплексной 3-4PL-логистики, остро необходимой сейчас рынку, – сообщил Мирослав Золотарёв. – В нынешних экономических условиях вариант консолидации потоков и ресурсов для многих логистических компаний единственный, который может помочь им удержаться на плаву».