COVID-19 и логистика. С чем столкнулась отрасль?
Логистика – одна из глобальных отраслей мировой экономики. Ещё недавно миллионы тон грузов перемещались между странами, приводя в движение производственные и людские ресурсы. Никто себе представить не мог, что в результате атаки вируса, это движение может быть ограничено или полностью остановлено. Но реалии покали обратное – границы между государствами закрыты, поставка товаров сведена к минимуму, производства остановлены, люди на карантине. Экономические последствия сложившейся ситуации затрудняются спрогнозировать даже самые смелые фантасты. А главное! Что в сложившейся ситуации какие-либо прогнозы выглядят уж слишком утопично.
Мы постарались описать несколько процессов в логистике, требующих реформирования, чтобы минимизировать последствия пандемии.
Договорные обязательства
Условия в договорах на оказание логистических услуг в большинстве случаев ориентированы на интересы клиента. Участники цепочки поставок в течение многих лет формировали бизнес процессы с учётом требований к срокам нахождения груза в пути, скорости складских операций, стоимости каждого этапа в движении товара.
Сегодня, традиционные условия становятся неприменимы ввиду невозможности быстро пересечь границу, выполнить погрузо-разгрузочные работы, оформить документы – персонал многих компаний находится на карантине, а правительства ввели ограничения на передвижение людей и грузов.
Поэтому одним из ключевых шагов, является пересмотр действующих договоров и разработка новых условий учитывающих ограничительные меры, с учётом непредсказуемости ситуации даже ближайшей перспективе.
Коммуникации
Бизнес процессы в логистике предполагают необходимость передачи и получения значительных объёмов информации. Сегодня нагрузка на операторов связи и интернет провайдеров возросла в разы, а бумажный документооборот затруднён ввиду введённых ограничений и отсутствии на рабочих местах сотрудников. Ещё одной проблемой в коммуникациях стало возросшее число ошибок при формировании и передаче информации – это может привести к риску путаницы в управлении товарными потоками и значительными финансовыми потерями в случае неправильной адресации груза.
Выходом из данной ситуации могла бы стать разработка внутрикорпоративных процедур дистанционного документооборота и управления информацией. Такие правила должны упорядочить процессы формирования и передачи документов в любой форме.
Складская обработка грузов
При значительной автоматизации складской деятельности, решающая роль по-прежнему принадлежит людям. Погрузо-разгрузочные работы, сортировка, складирование, формирование партий, этикетирование и многое другое выполняется сотрудниками. Ошибки в действиях сотрудников на складе могут иметь далеко идущие негативные последствия.
Поэтому для минимизации рисков связанных со складской деятельностью логистическим операторам необходимо рассмотреть возможность доставки груза минуя складские операции или перенести их на производственные площадки отправителей и получателей товара.
Управление и контроль
Привычные методы управления могут оказаться невозможными ввиду отсутствия персонала на рабочих местах, а также невозможности оперативного контроля за бизнес процессами. Невозможно отправить сотрудника в командировку или быстро получить отчёт от заведующего складом об остатках или движении товара.
Данная ситуация является поводом для повсеместного внедрения информационных технологий и перевода сотрудников на дистанционную коммуникацию. Также, для минимизации риска ошибок в складской деятельности целесообразным может быть установка систем видео мониторинга за движением товара на складе с периодическим обязательным отчётом сотрудников посредством электронных средств связи.
Трудно предположить какие ещё меры окажутся более или менее результативными в сложившейся ситуации, но сегодня ясно одно – отрасль требует адаптации к введённым ограничениям, а после их отмены всё будет по-другому.