Что ждет транспортно-логистическую отрасль после пандемии
Информационно-логистическое агентство SeaNews опубликовало статью «Логистические тренды 2020-2021 года: жизнь после пандемии». Авторы статьи В. Киреева, О. Пирогова, Е. Мясникова назвали особенности рынка, с которыми нам придется столкнуться после пандемии.
Демпинг
На логистическом рынке возрастет борьба за клиента, а потому, скорее всего, многие грузоперевозчики начнут демпинговать. Если подобная ситуация продлится, то это может привезти к уходу компаний с рынка.
Уход небольших компаний с рынка
Эксперты считают, что выживут только сильнейшие. Возможны банкротства, поглощение мелких компаний крупными, слияния.
Кооперация
Участники рынка начнут объединяться в профессиональные союзы, чтобы разрабатывать комплексные предложения, усиливать влияние и узнаваемость, объединять сервисы.
Рост спроса на ремонт и техническое обслуживание автопарков
Компании будут отказываться от обновления автопарков. Это связано не только с пандемией, но и с изменением курса валют. Отказ от закупок означает, что автомобили будут устаревать, а значит требовать ремонта и более тщательного обслуживания.
Рост спроса на услугу «сборные грузы»
В связи с уменьшением партий будет увеличиваться количество сборных грузов. Этому будут способствовать и ограничения в сфере авиаперевозок и развитие аутсорсинга. Участники рынка будут искать новые варианты группировки грузов и предлагать друг другу новые взаимовыгодные условия. Сейчас, по мнению авторов, особенно высокий спрос наблюдается на сборные грузы из европейских стран.
Внедрение инновационных технологий
В период пандемии практически всем компаниям из разных сфер экономики пришлось перестроить всю работу с учетом новых условий. Сегодня гораздо более активно идет внедрение IT-платформ для логистических компаний с целью обмена тарифами и ставками.
Появление направления «Мобильный перевозчик»
Все чаще заказы приходят с мобильных устройств, что стало причиной более скорого появления нового направления. Среди грузовладельцев особенно востребованы доступные с мобильного устройства сервисы с полным спектром услуг.
Развитие внутренних грузоперевозок
В современных условиях на первый план выходит внутренний рынок. Кризис спровоцировал более активное развитие собственных производств и заметное снижение грузовых поток из стран, границы с которыми закрыты. Значительную часть товаров, которые раньше импортировались, придется производить в своей стране (например, смартфоны, некоторые виды продуктов питания. одежду, обувь). «Для России это шанс замкнуть логистическую цепочку на себе», — говорится в статье.
Использование аутсорсинга
Многие процессы и услуги, которые непосредственно не касаются перевозки, будут передаваться на аутсорсинг. Таким образом компании будут экономить бюджет и время.
Доставка товаров в удаленные поселения
Товары FMCG придется доставлять и в небольшие города и поселки. Компаниям-перевозчикам придется искать индивидуальные решения и строить новые оптимальные маршруты, и они не всегда будут самыми короткими.
Бесконтактная курьерская доставка
Сегодня это самый востребованный способ доставки. Успешными будут компании, которые смогут предложить самый безопасный способ доставки товаров. Сегодня покупатели готовы переплачивать за быструю и безопасную доставку до двери.
Доставка посылок с помощью дронов
В Китае так доставляли большинство посылок в период пандемии. Направление перспективное, будет развиваться.
Перевод постоянных сотрудников на удаленную работу и автоматизация
Чтобы оптимизировать работу, будет автоматизировано большинство бизнес-процессов. Будут создаваться платформы для обмена идеями между сотрудниками.
Особое внимание к санитарной безопасности
Исполнение особых санитарных требований по дезинфекции транспортных средств и оборудования станет нормой и условием получения хорошего заказа.
Перераспределение объемов перевозок
Наблюдается тенденция к перераспределению объемов перевозок в сторону замены авиа- и морских сухопутными, а автомобильных — железнодорожными. Отмена пассажирских поездов позволила освободить пути для грузовых составов.
Логистические компании будут иметь несколько сценариев развития
Опыт «внезапного кризиса» заставит компании разрабатывать несколько возможных планов ведения бизнеса, а также иметь в запасе антикризисный план, в котором будет прописан пакет антикризисных мер.
Легче кризис перенесут компании, работающие «на последней миле»
Автомобильные доставки, экспедиторские компании, операторы, работающие на последнем этапе — компаниям без дополнительной финансовой нагрузки (вроде лизинга) будет проще пережить кризис. Особенно тем, кто работает в сегменте продуктов питания, в ритейле, FMCG, фармацевтике.