Объем реверсивной логистики в электронной коммерции.
По итогам 2021 года увеличился в среднем на 4% – до 16%.По итогам прошлого года показатель увеличился на 6%,подсчитали аналитики компании ПЭК. При этом объем клиентских (выкупленных) возвратов вырос на 6% год к году, составив 34% от всего обратного грузопотока, остальные 66% – это невыкупленные заказы. Для сравнения: в 2020 году доля выкупленных возвратов была ниже и составляла 28%. – Доля клиентских возвратов выросла вслед за переходом большинства маркетплейсов и омниканальных ретейлеров к модели предоплаты, – подчеркнул операционный директор направления ПЭК по логистике e-commerce Дмитрий Воеводин.
– Игроки из сегмента электронной коммерции стремятся упростить, усовершенствовать процесс. Например, маркетплейсы расширили список доступных для возврата товаров, указанный в законе «О защите прав потребителей». AliExpress в России подключил опцию возврата денежных средств, если товар не соответствует характеристикам и описанию на площадке. История вопроса Возврат, как ты мне дорог: онлайн-ретейл в США теряет доходность Все четко: новые правила интернет-реэкспорта в ФТС уже «обкатывает»
В то же время реверсивная логистика остается одним из самых многоступенчатых этапов в цепочке поставок, признает эксперт. Это дополнительные затраты на обработку, переупаковку и перевозку товара для сервис-провайдеров и игроков рынка. – Интернет-магазин должен дважды заплатить за доставку. Затем еще 7-14 дней консолидировать возвратные посылки, чтобы заполнилась целая фура, и только после – отправить грузы в обратный рейс, – пояснил Дмитрий Воеводин.
Например, доставка телевизора (вес брутто – 10 кг, объем упаковки – 0,53 куб. м) обойдется в 889 рублей с учетом перечисленных расходов, добавил эксперт. А стоимость возврата, если получатель отказался от товара, составит 50% от тарифа или 444,5 рубля для заказа общим весом до 25 кг. Кроме того, согласно закону «О правах потребителей», покупатель может вернуть посылку без коробки или пакета, в которые она была упакована. В этом случае на складе требуется переупаковка, что также приводит к дополнительным издержкам, резюмировал Дмитрий Воеводин. Если маркетплейсы или селлеры самостоятельно организуют реверсивную логистику, то эффективность возвратов зависит от инфраструктуры: собственной и партнерской, добавил эксперт. Речь идет о количестве ПВЗ и постаматов.
А когда появляется возможность переадресовать товар на терминал в ближайшем регионе, чтобы консолидировать и подготовить к продаже, издержки на доставку значительно сокращаются, отметил эксперт ПЭК. – Сервис-провайдер организует обработку возвратов в комплексе с другими операциями по складской и транспортной логистике.
Чаще всего сроки обратной доставки сокращаются на 3-5 дней, в зависимости от региона. Например, в день у транспортной компании могут быть десятки рейсов из города-миллионника. Тратить на сбор товара, его консолидацию 7-14 дней не требуется, – пояснил Дмитрий Воеводин.
Чтобы сервис-провайдер своевременно забирал и обрабатывал возвраты, важна точность передачи данных о местонахождении и статусе посылки, возможность в режиме реального времени менять грузополучателя, стоимость доставки, прогнозировать дискретный поток возвратов, пояснил эксперт ПЭК. Для этого необходима интеграция информационных систем интернет-магазина и сервис-провайдера, единая IT-платформа для работы.
– Требования клиентов к скорости доставки растут. Решающее значение играет время, за которое возвратный товар снова подготовили к продаже. С этим мы связываем в том числе рост доли аутсорсинга в логистике, – резюмировал Дмитрий Воеводин. Напомним, по данным CBRE и Optoro, в 2021 году затраты американских игроков рынка e-commerce на обработку возвратов выросли на 7%. При этом себестоимость возвратов электроники в 15 раз выше, чем одежды.