Современные технологии складирования парфюмерно-косметической продукции
(Часть 1)
Парфюмерно-косметическая продукция характеризуется огромной и быстро обновляющейся номенклатурой изделий, большим числом рекламных образцов, хранящихся на складе. В магазинах она появляется, имея различную упаковку, размеры, в разных наборах. Работа с ней, как показывает опыт, требует не только современных складских технологий, но и больших затрат ручного квалифицированного труда. Так, складская обработка продукции зарубежного производства в нашей стране нуждается в так называемой русификации – процедуре маркировки и идентификации товара на русском языке, иначе она не может поступить на прилавок. Особых условий хранения на складе требуют взрыво- и пожароопасные товары – аэрозоли и ароматические, содержащие спирт жидкости.
Как же хранится и обрабатывается парфюмерно-косметическая продукция, которую мы любим покупать, дарить и, конечно, получать в подарок на Новый год, 8 Марта и в день рождения?
Во Франции такие производители, как Dior, Chanel, Clarins и др., имеют свои склады, откуда отгружают продукцию потребителям. Склады не только полностью автоматизированы, но и оборудованы множеством конвейеров и используют высотное складирование. Эти распределительные центры обычно расположены недалеко от заводов и принадлежат самим производителям. В России эти компании вынуждены отдавать хранение своей продукции на аутсорсинг логистическим операторам, подобным FM Logistic. На наших терминалах установлено преимущественно классическое оборудование для хранения, и мы пока не используем какие-либо специальные автоматизированные стеллажные системы, но вполне возможно, что, исходя из наблюдающегося в последние годы роста объемов обработки, подумаем и об этой идее. Российские производители косметики и парфюмерии в настоящее время нашими логистическими услугами не пользуются, но продукция, произведенная на расположенных в России предприятиях, принадлежащих иностранным производителям L’Oreal и Schwarzkopf, на складах FM есть.
Парфюмерно-косметическая продукция делится в основном на две группы: продаваемую (духи, кремы, макияж) и рекламную (образцы продукции для опробования, выставочные стенды, подарки и сувениры, каталоги и брошюры). В отличие от производителей промышленной продукции парфюмерно-косметические компании изготавливают ассортимент с большим количеством артикулов. Продаваемая продукция может иметь различные расфасовки одного и того же товара: 50 мл, 100 мл и т. д., при этом, например, губная помада выпускается с огромной палитрой оттенков, а подарочные наборы к разным праздникам (встреча Нового года, день Св. Валентина, 8 Марта и др.) оформляются по-разному. Каждый образец рекламной продукции (подарки, сувениры) должен соответствовать определенному артикулу продаваемой продукции; в рамках маркетинговых акций подарки и сувениры часто обновляются.
Типы складирования парфюмерии и косметики определяются в зависимости от оборачиваемости складского запаса, количества товара, способа подбора заказов (коробами или штучно). Охарактеризуем коротко их достоинства и ограничения.
Классическое складирование
В самом обычном варианте для хранения парфюмерии и косметики в основном используют три способа: паллетное складирование на стеллажах с использованием ричтраков; складирование на «динамических» стеллажах; складирование на полках.
Складирование на стеллажах поддонов является наиболее эффективным решением для подбора заказов коробами, поскольку при разгрузке-погрузке и перемещении паллетами обеспечивается самая высокая производительность. Однако данное решение не подходит для штучного подбора заказов, так как задает слишком крупный формат для небольшого складского запаса и не приспособлено для учета большого числа наименований. Подбор заказов производится коробами и паллетами. Используемое погрузочно-разгрузочное оборудование – комплектовщик заказов, тележка.
«Динамические» стеллажи обеспечивают большое число мест, доступных для подбора заказа (высота подбора менее 1,7 м). Этот тип складирования хорошо подходит для поштучной сборки заказов, но требует дополнительных инвестиций в спецоборудование. Использование динамических стеллажей связано с необходимостью учета перемещения паллет от стеллажей к данной зоне хранения. Возникает потребность и в специальной экспертизе для составления плана размещения динамических стеллажей (распределение товаров по местам хранения в соответствии с критериями оборачиваемости запаса, размера, массы, группы товаров и др.).
Хранение парфюмерно-косметической продукции на полках предполагает большое число доступных мест, расположенных на высоте менее 1,7 м; этот тип складирования подходит для поштучного подбора заказов и не предполагает дополнительного перемещения паллет от стеллажей к зоне хранения. В качестве разгрузочно-погрузочного оборудования здесь используют тележки, а заказы подбирают коробами или поштучно. Данный способ требует инвестиций в спецоборудование, а также подразумевает необходимость экспертизы для создания плана размещения полок, определения числа и размеров ячеек в зависимости от числа артикулов и складируемого объема.
Специальные типы складирования
К специальным типам складирования парфюмерно-косметической продукции относятся: хранение массой (напольное хранение); хранение на стеллажах с высокой плотностью расстановки; складирование в стеллажах drive-in; складирование в шкафах. В зависимости от вида деятельности можно использовать и другие виды спецскладирования.
Напольное хранение особенно подходит для хранения рекламной продукции (тестеры, стенды, брошюры, каталоги и др.). Для оперирования с ней используется такое разгрузочно-погрузочное оборудование, как ричтраки, а подбор заказов осуществляется паллетами. Напольное хранение повышает плотность складирования и не требует инвестиций, однако у него есть некоторые ограничения: продукция должна быть пригодной для такого типа складирования, поскольку он не позволяет подбирать заказы коробами или поштучно и не подходит для складов с высотой потолков более 8 м.
Хранение на стеллажах с высокой плотностью расстановки используется для продукции со средней оборачиваемостью складского запаса и большим объемом складирования. Для разгрузочно-погрузочных работ в этом случае используются высотные штабелеры с трехсторонней разгрузкой, а подбор заказов, как и в случае напольного хранения, осуществляют паллетами. Этот тип хранения отличается повышенной плотностью складирования, но предполагает крупные инвестиции в погрузочно-разгрузочное оборудование. К ограничениям данной схемы можно отнести то, что она не приспособлена для подбора заказов коробами и поштучно, а производительность операций при этом ниже, чем при классическом паллетном складировании.
Стеллажи типа drive-in подходят для продукции с высокой степенью оборачиваемости складского запаса и большим объемом складирования. Для их обслуживания используют ричтраки с удлиненными (телескопическими) вилами для захвата одновременно двух паллет, типовой способ подбора заказов – паллетами. Такой тип хранения повышает плотность складирования, но требует крупных инвестиций, а структура складирования не обеспечивает большой гибкости в использовании.
Необходимыми становятся также и экспертиза для создания плана структуры складирования, определение количества и размеров зон складирования в зависимости от числа артикулов и складируемого объема, а также четкий учет входящего и выходящего товарных потоков.
Шкафы чаще всего используют для складирования продукции с низкой оборачиваемостью складского запаса и большим числом наименований, при погрузочно-разгрузочных работах применяются тележки. Тип подбора заказов: коробами или поштучно. Складирование в шкафах повышает плотность складирования и открывает возможность хранить большое число наименований на небольшой площади, однако требует инвестиций в специальное оборудование. Использование подобного типа складирования нуждается в создании IT-интерфейса между складским оборудованием и WMS. Производительность разгрузочно-погрузочных работ в этом случае становится ниже, чем при классическом типе складирования, появляется необходимость в строгом учете входящего и выходящего товарных потоков.
Особенности хранения парфюмерно-косметической продукции
Более дешевая и более дорогая продукция хранится и обрабатывается в разных местах. Все операции по подбору заказов самой дорогой продукции происходят на мезонине, т. е. там, где есть возможность ограничить доступ к ней и организовать строгий контроль сохранности. Это помещение оснащено множеством видеокамер, доступ в него разрешен только определенным лицам, а кроме того, здесь проводится регулярная инвентаризация. Что касается рекламной продукции, то она не обязательно размещается в мезонине, а может находиться на складе, и работа с ней не требует таких жестких ограничений.
Для хранения очень больших объемов под клиента может быть выделен целый отдельный склад, где действуют те же самые правила безопасности (ограниченный доступ, оснащение видеокамерами, контроль персонала на выходе). Если наш клиент работает с такой же продукцией, но в другом помещении, то дополнительно осуществляется контроль на входе, поскольку этот товар помечается специальным стикером.
Имеются и другие зоны хранения, например, для пожароопасной спиртосодержащей продукции, что предполагает наличие спринклерной системы пожаротушения на каждом уровне стеллажей. Эта зона должна быть оснащена большим числом средств пожаротушения. Особым образом оборудуют и помещения для хранения взрывоопасной аэрозольной продукции. В частности, здесь должна быть легко сносимая конструкция внешней стены, которая направляет взрыв в определенную сторону. В таких зонах установлены детекторы, предупреждающие персонал звуковым сигналом об утечке газа из какого-нибудь баллончика. Для хранения парфюмерно-косметической продукции, которая должна находиться при определенных параметрах окружающей среды, необходимо создание зоны с регулируемой температурой и влажностью.