Тягачи ро-ро и терминальные тягачи

А. Краснов

До недавнего времени паромные накатные перевозки, именуемые ро-ро, были настолько слабо развиты в портах России, что статистических выкладок по такой категории почти не существовало, а грузы ро-ро учитывались как генеральные. (Технология ро-ро (от англ. roll-on-roll-off, букв. «вкатывай-выкатывай») в отличие от контейнерной технологии «ло-ло» (lift-on-lift-off – поднимай-опускай) используется для быстрой погрузки на трейлерные суда и паромы своим ходом автомашин, а с помощью тягачей и локомотивов – вагонов, трейлеров и роллтрейлеров с грузами. В нашей стране суда ро-ро называли раньше также «судами с горизонтальной грузообработкой», а теперь – ролкерами.)

В последние несколько лет ситуация изменилась. Не замечать существующий и потенциальный поток ро-ро грузов стало невозможно. Например, только в 2004 г. в России официально было продано 339 267 легковых автомобилей зарубежных марок. А в 2005 г. во всем мире будет перевезено морским транспортом более 8,765 млн. ед. легкового автотранспорта.

Те объемы легковых автомобилей, что продают в России, даже из близлежащей Германии доставить без морского транспорта очень сложно. Уходит в прошлое и варварская перевозка продукции японского и корейского производства и других грузов в порты Дальнего Востока на не приспособленных для этого судах. Чтобы иметь право на полноценную гарантию производителя, например, на тот же автомобиль, надо доставлять его к потребителю тем способом, какой считает наилучшим продавец. Это касается одного вида продукции, который перевозится по технологии ро-ро, – наиболее распространенного. Самые разные грузы в контейнерах, которые раньше погружали на суда с помощью только кранов, сегодня закатывают на палубу или в трюм тягачами с полуприцепами и там же просто и удобно размещают. То же относится и к многим другим (не контейнерным) грузам, включая лес, строительные материалы, технику и т. п.

К сожалению, статистика паромных перевозок грузов, как мы уже говорили, отдельно не велась, но и так понятно, что выполнять операции погрузки-разгрузки тягачами намного выгодней. Во многих портовых городах мира технология ро-ро вытеснила операции с помощью традиционных грузовых машин, а чрезвычайно дорогие портовые краны держат там только для того, чтобы разгрузить редко заходящие океанские лайнеры. Единственным, до сих пор открытым вопросом остается необходимое число паромов ро-ро, потому что абсолютные величины грузопотоков не остаются фиксированными, а постоянно растут.

Прежде чем приступить к описанию конкретных моделей тягачей ро-ро или терминальных тягачей той или иной фирмы, нужно сделать небольшое отступление, чтобы стало понятно, что же это за такой особый вид транспорта.

При бескрановых грузовых операциях грузы на специальных судах типа ро-ро, оснащенных рампами, остаются на полуприцепах. Для их перевозки по рампам между берегом и судном и используют тягачи ро-ро, которые по конструкции фактически представляют собой седельные тягачи небольшого размера. В зависимости от вида грузов для этих целей предусмотрено несколько типов прицепов (полуприцепов) и грузовых контейнеров. Прицепы чаще всего паркуют по схеме типа «елочка».

Для судов ро-ро с крутыми рампами, особенно в условиях суровых зим, чтобы обеспечить достаточное тяговое усилие, как правило, требуются тягачи с четырьмя ведущими колесами (4х4). У таких машин должен быть небольшой радиус поворота и способность передвигаться в обоих направлениях, чтобы обеспечить максимальную загрузку судна. Кроме того, в силу специфики работы в отличие от терминальных тягачей машины ро-ро часто оснащаются более мощными двигателями. Несмотря на указанные различия машин обоих типов, разница между ними достаточно условна.

Основное применение терминальных тягачей – это транспортировка контейнеров на заводах, в портах, на перегрузочных терминалах. При проведении грузовых операций на терминалах терминальные тягачи обычно используют для транспортировки контейнеров на прицепах между кранами-перегружателями и участком складирования контейнеров. Прицепы предназначены лишь для применения внутри терминала или предприятия и оснащены направляющими, которые облегчают погрузку контейнеров в прицепы. Обычно прицеп постоянно присоединен к терминальному тягачу.

В настоящее время все более популярными становятся автопоезда (многоприцепные системы) с двумя–пятью прицепами, особенно если контейнеры надо перевозить на большие расстояния. В таком случае используют буксирную сцепку и тяжелый противовес. Тягачи для этих целей применяют с двумя приводными колесами и стационарным, направленным вперед сиденьем. Эти же машины используют на таких грузовых операциях, когда контейнеры не укладывают в штабеля на контейнерном складе, а оставляют на хранение на автомобильном шасси. Такие технологии широко применяют в Северной Америке.

Поскольку описанные выше машины предназначены исключительно для внутреннего пользования, для них практически во всех странах даже не нужен государственный номерной знак: его заменяет реестровый портальный номер, нанесенный краской на панели кабины. То есть это транспортное средство не имеет права выезжать за территорию порта на автомобильные дороги общего пользования. Кстати, именно по этой причине в Северной Америке терминальные тягачи называют Yard Tractor (YT), что дословно означает «дворовый тягач» или «тягач с ограниченной зоной перемещения». Этот термин постепенно приживается и в Европе, постоянно встречаясь в обозначениях моделей.

Лет десять назад фирм, выпускающих такую технику, было более сотни, но буквально за крохотный отрезок времени общее их число сократилось раз в пять-шесть за счет слияния нескольких компаний в одну, а в некоторых случаях и прекращения выпуска этих тракторов как нерентабельных. Сегодня мы расскажем лишь о самых крупных производителях и наиболее востребованных моделях.

CVS Ferrari

Начнем с юга Европы. Здесь на рынке долгое время царили три фирмы, выпускавшие терминальные тягачи и тягачи ро-ро: Belotti, CVS Ferrari и MAC PORT. Рождение первой фирмы датируется 1947 годом, а расцвет к ней пришел в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Как раз в это время началась всемирная «контейнеризация» и окончательно сформировался принцип ро-ро. Естественно, понадобились терминальные тягачи, и много, и фирма Belotti оказалась к этому готова. Последняя модель, которая была выпущена под таким именем, – ARGO.

Одно из основных отличий тягача ро-ро от терминального тягача – вращающееся вместе с пультом управления сиденье водителя

Симпатичный ро-ро-тягач имел дизельный двигатель Cummins 6BTA59 мощностью 200 л.с. и по желанию заказчика поставлялся в двух версиях – 4х2 и 4х4. Оба варианта имели автоматическую трансмиссию, могли везти груз до 260 т при собственной массе 7600/ 8730 кг (в зависимости от модификации). Особенно интересно у них было устроено седельное устройство. Помимо возможности изменения высоты седла, которая автоматически подстраивалась под конкретный полуприцеп, оно еще перемещалось и вдоль направляющих, учитывая даже самое незначительное перераспределение масс при уклонах дорожного полотна.

В 2002 г. эту фирму поглотила CVS Ferrari (полное название Construzione Veicoli Speciali), входящая в состав CVS Ferrari Group, которая была основана тремя братьями в 1967 г. – однофамильцами великого маэстро от автомобилей. Компания производит ричстакеры для груженых и порожних контейнеров, вилочные погрузчики от 10 до 50 т, портовые тягачи, погрузчики рулонной стали, мобильные 100-тонные краны, само-свалы. Итальянцы имеют более 700 дистрибьюторов на всех континентах, в России CVS Ferrari эксклюзивно представляет ЗАО «РусТранс Групп», Москва.

Модельный ряд портовых тягачей представлен следующими машинами: FYT 180, FYT 220, ТТ 2516, ТТ 3516, TR 2516, TR 3516.

Последняя модель терминального тягача FYT 180 – это новейшее поколение таких машин с использованием системы Can-Вus. CVS Ferrari уже несколько лет использует эту электронную шину обмена данных, в то время как, например, Kalmar заявила о внедрении системы Can-Вus в свои тягачи лишь недавно. Машина имеет современный дизайн кабины с легким доступом ко всем агрегатам. Тягач оснащен дизельным двигателем Cummins QSB 5.9 мощностью 208 л.с.

Тягачи Mol FF и Mol YT200

Коробка передач – автоматическая фирмы ZF (3 WG161 или 3 WG171 для разных моделей) или Allison MD 3060. Передний мост IVECO, задний мост – Meritor Rockwell, габариты: 5365х2450х2900 мм. Пятое колесо Holland с автоматическим замком конструкции CVS. «Лифтинг» седельного устройства составляет 800/ 940* (*на шинах 295/60R22,5). Допустимая нагрузка на седло достаточно высокая – 45 000 кг. Управление седельным устройством осуществляется водителем из кабины посредством джойстика. Кабина водителя может быть установлена как слева, так и справа, возможна установка двухместной кабины и задней скользящей двери, сиденье поворачивается на 90°. Резина колес на переднем и заднем мостах размером 11R22,5 или 10R20,0. Радиус поворота 6640/ 2420 мм.

Ро-ро тягачи представлены двумя моделями TR 2516, TR 3516. Главные отличия ро-ро тягача от терминального – привод на оба моста, коробка передач имеет равное число передач вперед и назад, поворот кресла водителя с логикой управления на 180°. Система освещения на заднем ходу практически дублирует освещение переднего хода, и тягач обеспечивает как уверенную буксировку, так и толкание состава в любое время суток.

Тягач TR 3516 оснащен дизельным двигателем Volvo TAD 720 VE мощностью 224 л.с. Автоматическая коробка передач Clark R32621. Передний и задний мост Meritor Rockwell. Габаритные размеры – 5585х2500х2900 мм. Пятое колесо Holland с автоматическим замком конструкции CVS. Высота подъема седельного устройства составляет 430/ 1000 мм. Высокая допустимая нагрузка на седло – 45 000 кг. Резина колес на переднем и заднем мостах размером 11.00R20, 12.00R20 или 13.00R22,5. Радиус поворота внешний/ внутренний – 6555/ 2530 мм.

Терминальный тягач FYT 180

Отличительными особенностями тягачей CVS Ferrari является их высокая надежность, использование передовых технологий и высокие эксплуатационные параметры, качество и высокая грузоподъемность, что дает возможность использовать их для организации ролкерных перевозок и автопоездов. Благодаря этому тягачи Ferrari пользуются высоким спросом.

MAC PORT

Это название третьей итальянской фирмы, представленной в нашем обзоре, составлено из первых слогов двух слов из названия компании: MACchine operatrici PORTuali. Эта фирма, пожалуй, самая крупная в Италии по производству портового оборудования – от самых маленьких погрузчиков до огромных портальных кранов. Что касается нашей тематики, то в производственной гамме MAC PORT имеется всего четыре тягача – два терминальных и два ро-ро. Все они относятся к группе тяжелой техники. Полная масса показанной на фотографии модели ро-ро составляет 8700 кг, автопоезда – до 350 т. Двигатель Cummins развивает мощность 310 л.с. Скорость с максимальной нагрузкой составляет около 20 км/ч, а транспортная – 32 км/ч. Как и у трактора Bollnas, седельное устройство «тяжеловеса» MAC PORT отслеживает рельеф местности и поднимается при помощи двух гидроцилиндров. Нагрузка на седло не должна превышать 45 т. Судя по внешности, перед нами действительно тяжелая машина, и ее вид вполне соответствует назначению.

MAFI

Тягач ро-ро TR 3516

Переходя в северную часть Европы, познакомимся с продукцией германской фирмы MAFI (ее полное название с 1975 г. – MAFI Transport-Systeme GmbH). С самого начала своей продуктивной деятельности MAFI делала ставку на разнообразие решений транспортных портовых задач. Ее продукция всегда славилась надежностью и современным исполнением. Если можно так выразиться, она постоянно находится на острие прогресса, а разрабатываемая компанией техника отвечает самым последним требованиям в этой области, перекрывая диапазон г/п от 1,6 до 320 (!) т.

На сегодняшний день самым «маленьким» из выпускаемых MAFI терминальным тягачом является модель МТ25, которая выступает также в качестве тягача ро-ро. Нагрузка на седло не должна превышать 25 т. Силовой установкой является один из двигателей Volvo семейства TD71 мощностью 200 л.с. Он агрегатируется с коробкой передач ZF 4WG881. Длина тягача составляет 4220 мм, ширина – 2500, а высота – 2900 мм при базе 2900 мм и собственной полной массе 9 т. Дизайн экстерьера очень современный и привлекательный, кабина имеет поворачивающееся на 180° рабочее место водителя и две двери – открывающуюся против хода боковую наружную и заднюю, сдвигающуюся на роликах. Через эту дверь водитель осуществляет подключение пневмо-, гидро- и электросистем полуприцепа в течение минуты, не спускаясь на землю.

Надо сказать, что MAFI – одна из немногих фирм, тщательно отслеживающих новейшие тенденции в дизайне. Так, например, новинкой этого года стал терминальный трактор МT25YT (МT = MAFI TRAC), имеющий сверхсовременный внешний вид и соответствующие технические данные. Дизайн настолько необычен, что даже решетка радиатора на бампере выполнена в виде большой буквы М. Конструкция трактора рамная с пневматической подвеской сзади и кабиной водителя с максимально возможным остеклением и дверью, выходящей на внутреннюю «палубу», с которой водитель может спуститься на проезжую часть или направиться к полуприцепу.

Терминальный тягач MAFI MT25

Кабина может устанавливаться на правую или левую часть шасси по выбору заказчика. Очень красива и эргономически скомпонована панель приборов. Новинка оснащена 5,9-литровым дизелем Cummins 6BTAA мощностью 123 кВт. Эта серия двигателей считается индустриальной и имеет высокий крутящий момент при относительно небольших оборотах. Коробка передач ZF 3WG161 имеет три передачи вперед и три назад с электрогидравлическим переключением и возможностью программирования. Габаритные размеры модели довольно внушительные: 5372х2500х3195 мм. Нагрузка на седло с гидравлическим приводом составляет 25...30 т. Вероятность успеха новой модели у покупателя очень высока.

Прошлогодняя модель МТ30 может «выступать» в роли терминального трактора и тягача ро-ро, для чего конструкцией предусмотрены модификации 4х2 и 4х4 с правой или левой кабиной с двумя дверями каждая. Максимально допустимая нагрузка на седло – до 36 т, а в качестве терминального трактора МТ30 способен транспортировать полуприцеп массой до 120 т, т. е. стоит выше по классу. Дизайн кабины водителя позаимствован у серии МТ25. Сиденье может поворачиваться на 180°. Дизельный двигатель Penta TAD 720VE объемом 7,2 л относится также к группе индустриальных и развивает мощность до 174 кВт. Кстати, компания Penta является официальным поставщиком Volvo. Сюда она поставляет кабины грузовиков, двигатели и многое другое. Коробку передач изготавливает та же фирма ZF, но она уже имеет шесть передач вперед и три назад, их переключение осуществляется таким же образом (некая унификация). При длине 5276 мм трактор имеет ширину 2540 мм и высоту 2914 мм. У покупателя эта серия уже получила «добро», даже на вторичном рынке.

Модель МТ36 является более тяжелой модификацией серии МТ30, с другой грузоподъемностью и некоторыми незначительными отличиями в технических параметрах. Двигатель тот же, размеры – почти все тоже. Единственным отличием является то, что этот тягач рассчитан для перевозки грузов «россыпью», например индустриальных, т. е. металлических или строительных деталей, бумаги в рулонах и т. п. Кстати, один рулон бумаги может весить до 7 т в зависимости от ее размеров и плотности.

Необходимо упомянуть и о модели МТ45–Nicolas, называемой также Trac МТ45, – самой тяжелой машине в производственной программе фирмы. В ее создании помогало французское предприятие с таким же названием. Допустимая нагрузка на седельное устройство этого «тяжеловеса» – 45 т, а полуприцеп весит 200 т. Хотя в проспектах фирмачи пишут о том, что версия 4х4 является опцией, вариантов 4х2 пока еще никто не заказывал. Рамная конструкция позволяет использовать эту машину как в качестве терминального трактора, так и тягача ро-ро. Кабина взята от моделей трехгодичной давности, имеет две двери и поворачивающееся рабочее место водителя. Двигатель все тот же, его мощности вполне хватает, но в связи с увеличением нагрузки прежние шины cменились на модель Michelin 12,00 24 XZM TL178A5, выпускаемую специально для этого «монстра». Судите сами – высота его составляет 3477 мм (почти двухэтажный автобус), ширина 2750 мм, седельное устройство при помощи двух здоровенных гидроцилиндров может подниматься на высоту 2390 мм – настоящий гигант! Индустриальный двигатель мощностью 274 кВт предлагается в качестве опции, но все покупатели предпочитают именно его.

Тяжелый тягач MAFI MT36

И, наконец, последнее изделие этой фирмы, о котором мы хотим сказать – модель MAFI Trac Lift (MTL). Этот тягач предназначен для транспортировки контейнеров, преимущественно длиной 7,5 м. Его длина составляет 8758 мм при базе 5990 мм, высота 3080 мм, а ширина – 2500 мм. Для удобства погрузки и разгрузки контейнеров оси машины имеют разные колеса, шины которых спереди радиальные – размером 11RA22 фирмы Einzel, а сзади меньшего размера – диагональные 300 15PR22 фирмы Zwilling. При помощи гидравлики погрузочная платформа может остановиться в диапазоне 720 мм. Это очень полезные машины в портах, оборудованных терминалами ро-ро. Кабина трактора MTL позаимствована у предыдущей модели.

Mol Group

Повернув на запад, остановимся в Бельгии, где находится штаб-квартира фирмы Mol Group, состоящей из шести подразделений, расположенных помимо Бельгии во Франции и в Великобритании. Сама бельгийская фирма начала работу в 1944 г. и с тех пор только «набирает обороты». Ее имя на слуху практически по всей планете, включая широкую известность и в нашей стране. Интересующих нас терминальных тягачей фирма и выпускала, и выпускает много. Прежде чем мы о них поговорим, отметим, что Mol – это единственное на планете предприятие, которое серийно выпускает тягачи ро-ро на шасси грузовиков, в данном случае переоборудованных для тяжелых работ седельных тягачей DAF, имеющих специальную защиту и сверху, и снизу. Кроме того, для особо крупных автопоездов применяются полный привод и балласт. Так же серьезно оборудуются терминальные тягачи серии FF.

Один из 34 тягачей TT2516VA, поставленных компании Maersk Spain для контейнерного терминала APMM в Алхесирасе (Испания)

Эти модели имеют в качестве защиты «внешний скелет» из толстостенных труб и допускают нагрузку на седельное устройство до 35 т. На одной из наших иллюстраций показана прошлогодняя модификация с правой кабиной. Чаще всего они перевозят загруженные 7,5-метровые контейнеры в два яруса, установленные на полуприцепы при помощи громадных портальных погрузчиков. Вот именно при таких операциях необходима описанная защита. Двигателем служит 5,9-литровый дизельный Cummins 6BTA мощностью 200 л.с. Автоматическая 4-ступенчатая трансмиссия Allison MT643 облегчает работу водителя. Максимальная скорость загруженного автопоезда составляет 20 км/ч. Кабина может быть расположена как справа, так и слева. Ее внутренние размеры таковы: высота – 1650 мм, длина – 1670 мм, ширина – 1250 мм. На шасси закреплен топливный бак вместимостью 300 л. Собственная масса тягача 8,5 т.

На базе серии FF в этом году запущена в производство модель Multi Trailer Tractor Ro-Ro, позволяющая тянуть автопоезд с допустимой полной массой 350 т. Техническая сторона практически осталась такой же, только внешность изменилась в лучшую сторону.

Еще один интересный терминальный тягач, выпущенный в Англии, – модель Mol YT200 с колесной формулой 4х2. Нагрузка на седло – не более 34 000 кг. Машина стандартно комплектуется рядным 6-цилиндровым турбированным двигателем Cummins B 180 Euro 2 мощностью 180 л.с., связанным с автоматической 4-ступенчатой трансмиссией Allison. Опционно устанавливаются двигатели Volvo и Scania. Тягач имеет три длины при трех базах с шириной 2500 мм и максимальной высотой 2950 мм. Кабина может быть установлена на обе стороны, ее отличает большая площадь остекления и две двери – на боковой наружной стенке и сзади. Внешний вид трактора вполне современен.
(Окончание следует)