Доставка контейнера из Китая в Россию за 7 дней: миф или новая реальность?

Терминально-логистический центр Белый Раст

Белый Раст. До недавнего времени это была лишь небольшая железнодорожная станция Большого кольца Московской железной дороги, о существовании которой мало кто слышал за пределами Дмитровского района Московской области. Белый Раст сегодня – это крупнейший терминально-логистический центр Нового шелкового пути в Российской Федерации.

В июле 2020 года первый регулярный контейнерный поезд из Китая прибыл на ТЛЦ Белый Раст. Скорость поезда составила рекордные 1300 км/сутки. Для сравнения, скорость передвижения грузовых поездов составляет в среднем 200 км в сутки. Таким образом, от границы до терминала груз был доставлен за 4,5 суток, вместо привычных нам 45 суток по морю.

Такое ускорение международных железнодорожных перевозок задает новую высокую планку применяемым стандартам скорости и качества обработки грузов. С одной стороны, такую высокую производительность терминала могут обеспечить только самые современные и передовые решения обработки грузовых контейнеров. С другой стороны, в таких стратегически важных проектах нельзя уходить в излишне революционные и не проверенные технологии. Надёжность применяемых решений должна быть близка к абсолютной.

Реализация проекта началась в 2017 году совместными усилиями российской компании ОАО «РЖД» и китайской Группы Компаний «Ляонин Порт». Общая площадь проекта составляет 1,79 млн м2. Первая очередь проекта включала в себя строительство трёх фронтов погрузки/выгрузки по 1050 м, складских помещений площадью 36 тыс. м2. с производительностью обработки до 300 тыс. TEU. До конца 2020 г. планировался приём и обработка около 455 контейнерных составов (45,5 тыс. TEU), а после ввода в эксплуатацию третьей, завершающей очереди проекта, мощность ТЛЦ составит 725 тыс. TEU. Таким образом, в ближайшем будущем около 15% грузов из Китая будут проходить через этот подмосковный терминал.

Ключевой выбор

Главная задача, которая стоит перед руководством терминала – добиться бесперебойного запуска каждой очереди проекта строго по намеченному графику. Для этого терминал должен иметь возможность обрабатывать любые типы грузов, перевозимых железной дорогой – как контейнеры, так и контрейлеры.

Следовательно, одним из ключевых факторов, требующихся для решения этой задачи, был поиск самых надёжных и производительных на сегодняшний день технологий и оборудования для терминала такого типа.

Для оснащения терминала необходимым оборудованием, руководству ТЛЦ Белый Раст пришлось предъявить неординарные требования к участникам рынка перегрузочного оборудования, а именно предложить универсальную технику на следующих условиях:

  • Наличие возможности обработки контейнеров и с первого, и со второго железнодорожного пути при условии, что расстояние между путями увеличено на 30% (для возможности обслуживания составов на терминале). Таким образом, второй путь находится на расстоянии третьего ряда стандартного штабелирования контейнеров;
  • Максимальный вес контейнера – 34 тонны как на первом, так и на втором пути;
  • Требуется увеличенная маневренность для работы в стесненных пространствах;
  • Оператор должен иметь полный перечень технических инструментов для контроля обрабатываемого груза на втором железнодорожном пути;
  • Должна присутствовать возможность обрабатывать как контейнеры, так и контрейлеры;
  • Должна быть обеспечена бесперебойная работа техники для работы на терминале в условиях 24/7;
  • Техническое облуживание должно быть включено в стоимость оборудования на 24 месяца;
  • Оборудование должно быть оснащено подключенной системой онлайн-мониторинга.

БЕЛЫЙ РАСТ

ТЛЦ «Белый Раст» Создан в соответствии с утверждённой распоряжением правительства стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

Терминальный оператор с функционалом, обеспечивающим услуги аренды производственных и складских помещений, ответственного хранения грузов, выполнение необходимых операций при обработке контейнеризированных грузов, с маршрутами контейнерных поездов в сообщении с портами Балтики, Дальнего Востока, погранпереходами с КНР, с развитыми услугами последней мили.

В состав ТЛЦ включены производственно-складские комплексы в количестве 240 тыс. кв. м, административный корпус, контейнерно-контрейлерный терминал производственной мощностью 725 тыс. TEU, таможенный пост, пост санитарно-ветеринарного контроля, необходимое оборудование для растарки / затарки контейнеров, контейнерный и контрейлерный сервис, а также стоянка для грузового автотранспорта.

Выбор крана

На начальном этапе выбор основной технологии обработки грузов проводился из трёх представленных на рынке: кран RMG, кран RTG и ричстакер.

Кран RMG работает на рельсовом ходу и обслуживает, как правило, железнодорожный фронт терминала. Такой кран является наиболее эффективным решением с точки зрения остаточной грузоподъёмности и стоимости эксплуатации после покупки. Тем не менее, в данном случае такое решение оказалось абсолютно неприемлемым, поскольку оно не обладает нужной мобильностью, не позволяет масштабировать терминал в будущем, а также требует дополнительной подготовки площадки, что требует самых больших капиталовложений среди всех возможных вариантов.

Кран RTG работает на обрезиненных колёсах, также имеет хорошую остаточную грузоподъёмность для второго ряда железнодорожных путей. Было предложено 6 вариантов модификации RTG Straddle Carrier от Ирландской компании Combilift. Основной рассматриваемый вариант грузоподъёмностью до 100 тонн предусматривал выгрузку контейнеров с использованием телескопической функции, которая позволяет штабелировать контейнеры в два яруса со скоростью более 12 контейнеров в час. Данный вариант также обеспечивал в будущем расширение площади обработки до трёх ж/д путей. Это было бы одно из самых бюджетных и новаторских технических решений, однако от него пришлось отказаться, так как опыт работы данного оборудования в основном связан с работой на малых терминалах без штабелирования контейнеров и с интенсивностью обработки ниже проектируемой.

COMBILIFT

Компания Combilift была основана в 1998 году в городе Монаган (Ирландия), двумя высококвалифицированными инженерами Мартином МакВикаром и Робертом Моффетом. Объединив свой более чем сорокалетний инженерный опыт, они использовали свои знания и практический опыт для создания нового уникального решения в сфере обработки грузов – погрузчика Combilift. Это первый в мире 4-ходовой вилочный погрузчик с полным приводом и двигателем внутреннего сгорания, сочетает в себе преимущества ричтрака, вилочного погрузчика с противовесом и бокового погрузчика, предлагая оператору 3 погрузчика в одном. Он обладает прекрасной маневренностью и представляет собой безопасное и экономичное средство для обработки ваших грузов.

Всего за 20 лет Combilift стал мировым лидером на рынке оборудования для работы с длинномерными грузами. Свыше 50 000 погрузчиков Combilift было экспортировано за эти годы в 85 стран.

Погрузчики для контейнеров

Использование ричстакеров – третья и основная на сегодня технология обработки контейнеров во всем мире. Они удобны своей мобильностью и масштабируемостью, обеспечивают высокую интенсивность работы контейнерного терминала. Однако, классические ричстакеры не обеспечивают требуемой в данном случае грузоподъёмности, а также рассчитаны на обработку преимущественно только контейнеров.

У основных производителей данного оборудования есть так называемые РейлСтакеры (RAILStacker) – машины адаптированные для работы на железной дороге. Ее основное отличие от обычного Ричстакера, это увеличенный противовес, обеспечивающий нужную остаточную грузоподъёмность на втором железнодорожном пути. Но в данном случае, есть несколько «НО»:

  1. Даже с таким противовесом выгрузка со второго пути должна производится с выдвинутыми аутригерами, гидравлическими опорными консолями, а это время и потеря скорости обработки груза.
  2. Плюс при обработке контейнера во втором ряду оператор попадает в слепую зону, по сути, он не видит контейнер на втором пути
  3. И самое важное, в случае Белого Раста – второй путь находится на расстоянии третьего ряда стандартного штабелирования контейнеров;

Ни у одного производителя, на момент проработки проекта, не было серийного РейлСтакера, удовлетворявшего всем этим требованиям. Либо недостаточная остаточная грузоподъёмность на втором пути, либо хорошая остаточная грузоподъёмность, но слишком длинная колесная база машины, которая не позволяет маневрировать после подъёма контейнера.

Для выполнения всех требований, предъявленных терминалом к технике, отдел СпецДизайна (SpeD) компании Хайстер (HYSTER), разработал и расширил линейку контейнерных перегружателей и добавил новую категорию машин на рынке обработки контейнеров.

HYSTER

Американская компания HYSTER начинала свою деятельность в 1920-х годах, как производитель грузоподъемных машин, которые использовались в лесозаготовительной промышленности Тихоокеанского Северо-Запада США, характеризующейся сложными условиями эксплуатации. Вот уже почти 100 лет компания HYSTER занимается непрерывной разработкой и улучшением своей линейки и сервисных сетей, занимая позицию ведущего международного игрока. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный в мире производитель подъемно-транспортного оборудования, предлагающий в своем ассортименте полный модельный ряд техники: от ручной гидравлической тележки до интермодального ричстакера. Более того, уникальность этого производителя в том, что все это сделано на собственных заводах. HYSTER принял решение не идти по традиционному пути всех производителей, и не размещать производство на чужих площадках. Одинаковые производственные методики и унифицированные процессы используются на всех 12 собственных заводах, расположенных по всему миру.

Короткобазный Рейлстакер

За основу разработки был взят обычный ричстакер грузоподъёмностью 45 т, колесная база которого была увеличена на 1 метр, в комбинации с увеличенным противовесом, это обеспечило большую остаточную грузоподъёмность, нежели у стандартных ричстакеров. Стандартный управляемый мост также был модернизирован, что позволило эксплуатировать машину в проектных параметрах терминала, где контейнеры штабелируются очень близко к краю платформы станции.

Комплекс уникальных решений для работы в «слепых зонах» второго железнодорожного пути.

В первую очередь это специальная подъёмная кабина рейлстакера HYSTER. В отличии от стандартных решений, кабина может не только работать по длине всей базы, но «уходить» вверх при работе выдвинутой стрелой. Это позволяет операторам видеть состав на втором железнодорожном пути, даже если на первом пути уже стоит другой состав.

При необходимости рейлстакер также может оснащаться пультом дистанционного управления функциями рейлстакера, и оператор или его помощник могут управлять 45-тонной машиной с земли, находясь рядом с объектом разгрузки на втором железнорожном пути.

Интеллектуальная система безопасности рейлстакера HYSTER, представленная камерами и датчиками приближения, а также опцией автоматического снижения скорости при ограниченном обзоре оператора, помогает оператору справиться с управлением погрузчиком с нестандартными габаритами.

Таким образом, решение, предложенное компанией HYSTER для ТЛЦ Белый Раст, оказалось:

  • сбалансированным – лучшее на рынке сочетание остаточной грузоподъёмности на втором железнодорожном пути (до 35 тонн) и колесной базы (7500 мм), дающей отличную манёвренность в стеснённых пространствах;
  • наиболее технологичным, благодаря эксклюзивной на рынке подъёмной кабине с обзором 360 градусов и собственной системой амортизации, а также системой защиты заднего моста от преждевременного износа из-за увеличенной массы рейлстакера;
  • безопасным, благодаря интеллектуальным системам безопасности, в т.ч. контроля максимальной скорости передвижения в зависимости от состояния груза и мониторинга слепых зон;
  • экономичным, с точки зрения совокупной стоимости владения.

На сегодняшний день ТЛЦ Белый Раст располагает вилочными погрузчиками, классическими ричстакерами, а также двумя рейлстакерами бренда HYSTER, которые обеспечивают ТЛЦ необходимой производственной мощностью сейчас и в перспективе.

 

Как компания с многолетним опытом и обширной клиентской базой, ГК СКАТ всегда в курсе современных тенденций рынка. Мы уверены в том, что главный путь развития рынка технологий и производства – путь сотрудничества и поиска наиболее эффективных, пусть даже и нестандартных решений.

Этот проект, осуществленный совместно с ТЛЦ Белый Раст, показал и нам, и конечному пользователю, что в наше время нет ничего невозможного. Главное – умение четко понимать и формулировать задачи, которые стоят перед вами, ведь именно тогда партнеры по проекту помогут найти самое оптимальное решение, как с точки зрения технологичности решения, так и с точки зрения затрат.

СКАТ

ООО «СоюзКомплектАвтоТранс» – активно развивающаяся компания с 25-летним опытом ведения бизнеса в области поставок и аренды подъемно-транспортного оборудования, сервиса и продажи запасных частей. За время своей деятельности компания в разные годы вывела на рынок России такие бренды как TCM, Atlet, Komatsu.

На сегодняшний день компания является эксклюзивным дистрибьютором в РФ брендов HYSTER (вилочные погрузчики и складская техника), COMBILIFT (боковые 4-ходовые погрузчики), MAFI (портовые тягачи и роллтрейлеры), LOCUST (скидстеры).

Начиная работу в 1993 году, как дистрибьютор аккумуляторных батарей и запасных частей к погрузчикам BALCANCAR со штатом сотрудников из 8 человек, – за годы развития компания 20-кратно увеличила годовой оборот до размеров крупного холдинга с представительствами в 5 регионах России и штатом из более чем 400 сотрудников.