Тягачи для терминалов (Часть 2)
Terberg
Cпециальные многоосные автомобили, тягачи ро-ро, терминальные тракторы и спецтехника – профиль голландской фирмы Terberg. Ее история началось в 1948 г. с крошечной мастерской по ремонту военной техники, оставшейся в Европе после Второй мировой войны. Когда в конце 1970-х – начале 1980-х годов появились паромные многотонные перевозки морским путем и термин «ро-ро», потребовалась специальная портовая техника, которая и была в числе первых разработана семейной фирмой Терберг.
Компания оказалась не только у истоков изготовления специальных портовых тракторов и тягачей, но и до сих пор является крупнейшим изготовителем такого рода техники в Европе: в год она выпускает до сотни грузовиков и примерно по 600 терминальных тракторов, среди которых большую часть занимают тракторы ро-ро.
Портовую продукцию фирмы можно поделить на две крупные группы: тягачи ро-ро (серия RT) и терминальные (серия YT – ранее ТТ). В свою очередь каждая из этих групп под-разделяется на пару подгрупп по полной массе автопоездов – тягачи ро-ро могут иметь грузоподъемность (г/п) либо 120 т, либо 230 т и все являются полноприводными. Терминальные тягачи имеют только задний привод (т. е. колесную формулу 4х2) и делятся на две группы по высоте седельного устройства от дорожного полотна – 921 и 938 мм при полной массе до 80 т. Правда, эту стройную классификацию нарушила недавно появившаяся четырехосная машина (8х4), которая может работать и тягачом ро-ро с полной массой автопоезда до 350 т, и терминальным трактором, предназначенным для перевозки больших контейнеров. Ведущими у нее являются колеса задней пары осей Axletech. Тягачи имеют либо правое, либо левое расположение кабины в зависимости от требования заказчика, что зависит от конкретного пирса, где в будущем придется работать тягачу.
Все модели ро-ро имеют сдвигающуюся в горизонтальной плоскости при помощи гидравлики кабину для облегчения маневрирования в стесненных условиях и наблюдения за погрузкой-разгрузкой грузов. Вход в нее сзади, водительское кресло с панелью приборов и органами управления может поворачиваться на 180°. Для доступа к двигателю при обслуживании кабина откидывается вперед на 65°. По большей части машины оснащают двигателями Cummins 6СТАА мощностью от 173 до 420 л.с., агрегатированными с гидромеханическими (ZF AS-tronic) или механическими коробками передач (КП), переключение передач у которых осуществляется с помощью компактного джойстика.
Внешне группы моделей ро-ро различаются шириной бампера, высотой посадки и очень заметно – размерами колес (шины 11R22.5). Подвески осей тягачей серии RT пневматические, они обеспечивают высокий уровень комфорта для водителя и конструктивную компактность при высокой степени надежности. Относительно недавно для улучшения их работы фирма применила запатентованный комплекс Safeneck, позволяющий менять положение центра тяжести относительно подрамника тягача при перераспределении масс на неровностях проезжей части.
Конструктивно тягач выполнен следующим образом: несущим является пространственный каркас, на котором закреплены двигатель, КП, мосты и подрамник с седельным устройством. Сверху устанавливается кабина. Конструкции большегрузного и малотоннажного вариантов настолько близки, что даже база у них одинаковая – 3660 мм. Последние образцы всех тягачей ро-ро уже поменяли облик, лишь у нескольких модификаций терминальных тракторов внешность осталась пока прежней. Новая кабина, да и основание имеют более привлекательный внешний вид, хотя некоторые считают, что подобного вида техника не нуждается в работе дизайнеров.
В семействе терминальных тягачей существует намного больше модификаций. Помимо основных (седельные тягачи) есть несколько баз разных размеров для перевозки, например, 7,5-метровых контейнеров, подкатных контейнеров или длинномеров, а также для кузовов или фургонов грузовых автомобилей с «самопогрузкой». Некоторые варианты имеют даже дополнительные оси с железнодорожными колесами для особых пирсов.
Конструктивно терминальные тягачи отличаются от тракторов ро-ро незначительно. Кабина (старая) имеет вход сбоку, водитель сидит только в одном положении – по ходу движения. Двигатели и КП – тех же фирм, но передние мосты поставляет фирма Volvo. Конечно, подобная унификация намного упрощает изготовление и делает продукцию существенно дешевле и для изготовителя, и для покупателя. Предприимчивые бизнесмены покупают эти очень надежные тракторы для работы в качестве коммунальной техники и для работы на заводах в «горячих» цехах, где они «чувствуют» себя прекрасно.
Terberg поставляет свою продукцию почти в 80 (!) стран мира. Ее техника, несмотря на существование в Европе нескольких фирм – изготовителей терминальных тягачей, высоко ценится даже на вторичном рынке благодаря высокому качеству изготовления и довольно непривычному внешнему виду.
Kalmar
Перейдем теперь к Швеции, где находится головной офис наиболее интересной с точки зрения рассматриваемой нами техники фирмы с названием Kalmar. Образована она в 1946 г., в 1958-м выпустила свой первый терминальный трактор, вернее, не она, а уже ей подотчетные американцы из фирмы Ottawa. В 1970-м появился первый тягач ро-ро под именем Kalmar. Северное географическое положение страны, множество портов, оборудованных пирсами для паромов ро-ро, способствовали дальнейшему активному развитию этой техники. В настоящее время Kalmar входит в одну из крупнейших финских транснациональных групп KONE-Gruppe, которая в свою очередь принадлежит транснациональной корпорации Cargotec Corporation со штаб-квартирой в Хельсинки. Полностью готовые тягачи ро-ро фирмы Kalmar собирают в США, Канаде, Финляндии, Швеции, Малайзии, а с этого года – и в Китае. Ее дилерских контор по всему свету и не сосчитать. Число терминальных тракторов и тягачей только этой марки превышает полсотни. Одной этой марке машин можно посвятить всю статью, но мы расскажем лишь о последних достижениях компании.
Сегодня самой популярной моделью ро-ро является тягач TRX182 (TRL182), выпускаемый и в США, и в Европе. Тягачи TRX оснащают 5,9-литровыми двигателями Cummins 6BTA, агрегатированными с автоматической трансмиссией Allison MT643 Automatic. Этот «набор» держится уже много лет, он подтвердил свои преимущества, и менять его никто пока не собирается. Кабина водителя может быть правого и левого расположения, с фиксированным положением сиденья и поворотом на 180°, а сам трактор – 4х2 или 4х4. Варианты исполнения, в общем, уже привычные и зависят исключительно от назначения трактора.
Модификация TRL182 является полным аналогом серии TRX182, разница только в фиксированной высоте седла и защите задних колес специальным приспособлением, одновременно выполняющим роль упора для полуприцепа. В прошлом году семейство оснастили улучшенной кабиной. Изменение внешнего вида прошло минимальными средствами – просто появилась еще одна декоративная панель на «передке» да бампер другой формы. Этот тягач сначала выпускала в США компания Ottawa, затем он «переехал» и в Европу.
Заслуживающая внимания модель TRX242 создана исключительно для нужд терминалов ро-ро. Полноприводный тяжеловес (по классификации – Very Heavy RO-RO) оснащен индустриальным двигателем Cummins мощностью 245 кВт, автоматической трансмиссией и шинами 11.00-20. Допустимая нагрузка на седло – 32 т. Машину изготавливают в Европе. Она должна решать сложные и физически тяжелые задачи, о чем говорят и ее размеры – длина 5500 мм, ширина 2500 мм и увеличенная до 3140 мм высота, что позволило спрятать здоровенный двигатель. Радиус поворота – 7625 мм, собственная допустимая полная масса – 13 050 кг. Тягач оснащен очень необычной кабиной с двумя дверями, откидывающейся вперед. Очень интересно дизайнеры решили форму ветрового стекла: для лучшего обзора оно термически согнуто под прямым углом. Весьма оригинальное решение даже для автомобилей, не говоря уже о тягачах.
Наконец, один из самых тяжелых в мире Super Heavy RO-RO – Kalmar TRX252, способный перемещать автопоезд с полуприцепом массой до 350 т. При собственной массе 15 т полноприводный исполин допускает нагрузку на седло 32 т, его размеры 6390х2800х3200 мм на колесах с шинами размером 12.00-R24, а радиус поворота 9000 мм. Индустриальный двигатель развивает мощность до 246 кВт. Конечно, таких моделей построено пока всего несколько, и две одинаковые вряд ли отыщутся, ведь далеко не каждый терминал способен пропустить такого гиганта.
Еще одна шведская фирма – Bollnas в свое время вошла в состав Kalmar, а затем попросту растворилась в этом гиганте, успев напоследок выпустить несколько удачных с технической точки зрения и просто красивых и необычных тягачей ро-ро, – это Bollinas ВT25 и ВТ30, далеко не новые, но весьма привлекательные по дизайну. Каждая из моделей в этом плане вполне могла бы поспорить с последними образцами техники. ВТ25 допускала нагрузку на седло 25 т и оснащалась двигателем Scania DN801-A20Q и трансмиссией Clark HR28310. Колесная формула трактора 4х2 на шинах 11.00-20 позволяла перевозить грузы на полуприцепах полной массой до 12 т. При длине 4900 мм трактор имел ширину 2450 и высоту 2750 мм. О неординарном дизайне и удивительных пропорциях и формах мы уже говорили, но откидывающаяся кабина уже имела сегодняшние преимущества, например, поворачивающееся вместе с панелью приборов на 180° сиденье водителя. Сам тягач весил около 8 т, а седло могло подниматься в диапазоне 1 м.
Следующая модель Bollinas BT30T была мощней и солидней; при собственной допустимо полной массе около 9 т и габаритных размерах 5270х2500х2980 мм нагрузка на седельное устройство составляла до 30 т. Этот тягач мог перевозить до 15 т груза. Только с задними ведущими колесами и 4-ступенчатой КП он развивал транспортную скорость 35 км/ч, а рабочей скоростью считалась 15 км/ч. Дизайн, конечно, был пересмотрен и приближен к сегодняшнему видению техники такого типа – более строгие формы и постепенное исчезновение индивидуальных отличий.
Sisu
Последний скандинавский продукт, о котором мы расскажем, – это терминальный тягач финской фирмы Sisu. У некоторых автомобилистов сложилось мнение, что основную прибыль Sisu приносили высококачественные специальные грузовики, по большей части лесовозы. Однако вот несколько фактов из истории Sisu. Во-первых, эта фирма состояла и состоит сегодня из пяти заводиков, выпускающих очень качественную военную технику, за которую платило государство. Эти дотации приносили более половины общей прибыли. Во-вторых, серьезную финансовую помощь Sisu получала от нескольких заводов, выпускающих портовую и специальную технику, два из которых находились в США (Sisu North America Co. и Sisu-Magnum).
И, в-третьих, грузовики приносили почти нулевую прибыль. Представьте себе, Sisu North America Co. вместе с американской компанией Ottawa выпускала до 1600 терминальных тягачей ежегодно (при том, что еще существовала Ottawa-Kalmar), а Sisu-Magnum была помельче и выпускала всего 200...250 ед. в год. Масштабы явно не сравнимые с европейскими. В 2002 г. Sisu вообще приобрела фирму Ottawa Trucks, однако та еще в 1970-е годы успела создать некое подобие своего двойника – авторизованного дилера под названием Eagle Mark IV Equipment, Inc., выпускающего целую гамму старых «ярд-тракторов» и принципиально новых машин, продаваемых сегодня под торговой маркой Capacity.
C апреля 1997 г. Sisu становится частью финского промышленно-финансового концерна Partek. В январе 1997 г. отделение Sisu Trucks подписало с компанией Renault V.I. договор, согласно которому последняя обеспечивает Sisu комплектующими, а именно кабинами, двигателями и коробками передач, а Sisu может продавать свои грузовики только через совместное предприятие RS Hansa Auto Oy, которое на 50% принадлежит фирме Renault. Кроме того, Renault будет продавать грузовики Sisu через свою сеть сбыта. После этого производство терминальных тракторов резко упало, тем не менее у этой компании есть интересные модели. И еще пара фактов: во-первых, сохранилась фирма Sisu, выпускающая портовую технику, а во-вторых, реальная Ottawa сохранилась под другим названием.
Тягачи ро-ро Sisu целой гаммы моделей TR160, которые выпускают с середины 1990-х, зарекомендовали себя, как и вся продукция этой корпорации, очень хорошо. Их производили почти десяток лет с минимальными изменениями, они всегда оставались современными с конструкторской и дизайнерской точек зрения. Машины Sisu, оснащенные 6-цилиндровыми двигателями Volvo и автоматическими трансмиссиями, были способны перекрыть диапазон тоннажа полуприцепов, перевозящих груз массой от 70 до 200 т. Все модели ро-ро имели полный привод и нагрузку на седло от 17 до 30 т, исключение составлял более современный модельный ряд TR180. Эти тягачи оснащали двигателями Volvo Diesel TID71 и трансмиссиями Clark R32665. Их габаритные размеры – 5180х2500х3750 мм. Собственная полная масса – 8,38 т. Кабина могла располагаться и справа, и слева, имела поворачивающееся кресло водителя и две двери – боковую и двустворчатую заднюю. По дизайну тракторы Sisu своеобразны и довольно красивы.
Capacity
Из Старого Света переберемся на североамериканский континент и познакомимся с новыми именами. Начнем с марки Capacity, под которой сегодня выпускают шесть различных моделей терминальных тягачей и тягачей ро-ро.
Capacity TJ5000 является самой легкой моделью в гамме. Она оснащена 5,9-литровым двигателем Cummins 6BTAA Elite мощностью 153 л.с. и электронно-автоматической трансмиссией Allison MD3060 Electronic Automatic. Максимальное давление на седельное устройство не превышает 31,5 т. В зависимости от назначения машины в кабину устанавливают элементы интерьера и дополнительную дверь в задней стенке. Габаритные размеры трактора – 4877х2514х3041 мм. Максимальная высота седельного устройства, управляемого гидравликой, – 1100 мм. Что касается внешности, то не забывайте, что в США кабины грузовиков некоторых именитых фирм все еще клепают по чертежам, разработанным специалистами Budd в 1950-е годы, так что дело в качественной окраске современными красками («металлик», «хамелеон» и т. п.). С завода все тягачи выходят белыми, как снег.
У модели TJ6500 колесная формула 6х4, двигатель – 215-сильный Cummins ISB02, а трансмиссия и остальные агрегаты те же, что у TJ5000. Размеры тоже одинаковые, за исключением базы (3542 мм) и общей длины (6123 мм). Даже нагрузка на седло та же, эти параметры заключены в рамки национальных стандартов.
Следующие две модели различаются лишь двигателями, более богатыми опциями и габаритными размерами. TJ7000 оснащена 173-сильным двигателем, а TJ9000 с таким же двигателем выдерживает нагрузку на седло до 45 т. У последней модели появилась версия 4х4. Особняком стоит полноприводная, самая дорогая модель Trailer Jockey грузоподъемностью, как и самая легкая TJ5000, всего 31,5 т. Так что сверхтяжелых и сверхлегких «американцев» марки Capacity попросту нет, все они среднего класса с массой опций и разным внешним видом.
ССС
Еще одна интересная американская фирма – ССС (Crane Carrier Company), производящая шасси для спецтехники и терминальных тягачей в том числе с 1946 г. Сегодня она производит четыре основные модели терминальных тягачей, очень близкие по параметрам: Centaur II, M2000-4000, армейский М878А2 и трехосный Redmix. Все машины рамные, грузоподъемность их стандартизована, даже внешность похожа на таковую у Ottawa, Capacity и др. От остальных сильно отличается модель Redmix г/п 45 т с самобытным дизайном, предназначенная для портов с большими пирсами ро-ро.
Douglas
Оригинальные тягачи выпускает и машинное подразделение всемирно известной фирмы Douglas с частичным капиталом европейской Kalmar. В производственной программе фирмы несколько семейств моделей ро-ро. Модель Douglas-Kalmar NS8-190 имеет полный привод и допустимую нагрузку на седло 22 т. Ее оснащают 5,9-литровым дизелем Cummins B5.9-C174 мощностью 130 кВт, агрегатированным с автоматической КП Allison World Series. По заказу может быть установлен двигатель Caterpillar 3116 Diesel мощностью 142 кВт, тогда г/п возрастает до 30 т, что позволяет тягачу транспортировать набор полуприцепов общей массой до 180 т. Седло гидравлически «регулируется» в диапазоне высот либо 440 мм, либо 1000 мм: это зависит напрямую от двигателя и грузоподъемности. У тягачей очень необычная, «солидная» внешность: видно, что над ними работали серьезные и талантливые люди.
Модель ро-ро Douglas-Kalmar NS8-2000 – тоже полноприводная, ее выпускают в двух вариантах исполнения, а выглядит она гораздо серьезней. Более мощные двигатели, по выбору Caterpillar 3116 Diesel (172 кВт) или Volvo TWD740VE (175 кВт), потребовали больше места, поэтому дизайн трактора несколько изменился. Трансмиссия в обоих случаях прежняя – Clark 32000 Series с электронным переключением диапазонов.
Улучшены и другие параметры: до 35 т увеличилась нагрузка на седло, до 1400 мм – диапазон регулировок седельного устройства. Оба варианта исполнения имеют заднюю пневматическую подвеску и весьма необычную конструкцию откидывающихся вперед кабин, изготовленных из нержавеющей стали. Кстати, кабины могут быть установлены как на правую, так и на левую часть шасси.
На этом мы закончим рассказ об основных фирмах – изготовителях тягачей для обслуживания терминалов и судов ро-ро. «За бортом» остались фирмы Husky, Shuttle Spotter, Relianse Mercury и многие другие, а также множество моделей, тем не менее о наиболее интересных машинах нам удалось упомянуть. В заключение отметим, что между многими из компаний, упомянутыми в этой части обзора, и фирмой Kalmar существуют многочисленные и настолько запутанные финансовые связи, что и концов не найдешь. Например, терминальный тягач Magnum ET120 представлен так: изделие фирмы Magnum Terminal Tractor Division of Kalmar Industries USA, принадлежащей Sisu North America Corporation, отделение Sisu Ottawa Division (Kанзас). Поняли что-нибудь? Нет? Я тоже... Тем не менее этот канадский тягач похож на американский, разве что передач вперед у него 6, а не 3, двигатель – Cummins 5,9 CAC (Charge Air-Cooled), мощность 190 л.с. и полный привод.