Путь к причалу
Новые технологии в портовых терминалах мира
В последние десятилетия крупнейшие гавани Европы превратились в гигантские перегрузочные площадки, и их деятельность по обработке контейнеров больше немыслима без технологических ноу-хау. Ни одна европейская страна сегодня, как, впрочем, сто или двести лет назад, не может занимать достойное место в мировой торговле, если у нее нет собственных выходов к морю. Характерным подтверждением этому является экономика ФРГ.
В процессах мировой глобализации Германии принадлежит исключительная роль, но и она, являясь не только крупнейшим мировым экспортером на мировом рынке, но и покупателем, не смогла бы играть ее без своих морских гаваней. При этом экономически развитый юг страны, исторически имеющий тесные связи со странами Средиземноморья, с большим вниманием наблюдает, что происходит по ту сторону Альп, и также зависит от производительности расположенных на севере портов, ведь через них в Германию и Европу идут основные транспортные потоки, приносящие немецкой экономике огромную прибыль.
Уже самый первый опыт эксплуатации судов-контейнеровозов и ролкеров показал: чтобы обеспечивалась эффективность водного транспорта, на каждую перевозочную судовую единицу вместимости контейнеровоза (ячейку) или единицу площади палубы ролкера должно приходиться 3…4 единицы контейнеров или трейлеров из парка судовладельца или грузоотправителя. Такой огромный оборот операционного парка транспортной тары, шасси и тягачей потребовал выделения в морских и речных портах специальных причалов с территорией 100 га и более для размещения на ней контейнеров в многоярусных штабелях и средств для их перевалки, мест, для маневрирования подъемно-транспортной техники, движения сцепов шасси с тягачом на оперативных площадях. Эти комплексы – прибрежные и наземные (внутри страны) – получили название контейнерных, или трейлерных, терминалов.
Стабильно высокий рост объемов внутренних и международных контейнерных перевозок, сохраняющийся в последние годы, усиливает конкурентное и ценовое давление в сфере бизнеса стивидорных компаний и требует оптимизации логистических структур терминалов. С ростом объемов оборота контейнеров и увеличением вместимости судов времени на операции по перевалке отводится все меньше, а число контейнеров, которые требуется обрабатывать, постоянно увеличивается. Как следствие, растет спрос на радикальные инновационные технологические решения и более совершенную и надежную технику для быстрой, безопасной и эффективной перевалки грузов.
В настоящее время портовые терминалы чаще всего оснащают следующим транспортным и перегрузочным оборудованием:
- причальными кранами-перегружателями (ship to shore container gantry cranes, STS); с их помощью можно укладывать до 20…22 рядов контейнеров по ширине и в 6 ярусов по высоте над палубой судна; они работают только у причала;
- мобильными портовыми кранами (mobile harbours cranes, MCH);
- козловыми мобильными контейнерными кранами на резиновых пневмошинах (rubber tired gantry cranes, RTG) или на рельсовом ходу (rail mounted gantry cranes, RMG);
- автоконтейнеровозами (staddle carriers, SC);
- погрузчиками для штабелирования порожних контейнеров (empty сontainer handling forklifts trucks, FLT), ричстакерами (reach stackers, RS) со спредерами или мультистакерами со сменными захватами разных типов (спредерными, крановыми, вилочными, грейферными и т. д.);
- тяжелыми вилочными погрузчиками контейнеров, специальными вилочными погрузчиками с низкой строительной высотой для перевалки контейнеров на ролкерных судах (roro forklift trucks), погрузчиками с боковым грузоподъемником и спредером;
- терминальными тягачами (terminal tractor, TT) и тягачами ро-ро (rоrо tractor).
Для первоначальной оценки того, какую перевалочную технику более целесообразно использовать в разных случаях, может служить число контейнеров, подлежащих складированию на площади 1 га (рис. 1).
Портовые причальные и козловые краны, контейнерные погрузчики должны удовлетворять постоянно возрастающие требования по функциональности и надежности, а также должна быть возможность более гибко использовать их в конкретных случаях применения. Поставщики терминального оборудования вынуждены немедленно реагировать на постоянно меняющиеся задания эксплуатационников терминалов, предлагая свежие идеи и производительную технику. При внимательном взгляде «за кулисы» портового контейнерного терминала становится ясно, что основной тенденцией в развитии этой техники является более широкое применение автоматизированных или частично автоматизированных решений и создание более универсального оборудования, способного выполнять несколько операций и обеспечить бесперебойную работу порта.
На интеграцию автоматизированных системных решений ориентированы прежде всего морские порты, чтобы смягчить напряженность по перевалке возросших объемов грузов и иметь возможность обрабатывать за кратчайшее время стоянки в порту все более крупные контейнерные суда. К техническому оснащению портов относятся, например, автоматические мобильные козловые краны для перевалки контейнеров, которые являются промежуточным звеном между расположенными непосредственно вблизи воды и на суше погрузочно-разгрузочными устройствами и зонами складов, а также с железнодорожным и автомобильным транспортом.
Автоматические мостовые штабелеукладчики
Burchardkai (Container Terminal Burchardkai, СТВ) – самый большой контейнерный терминал в порту Гамбурга: 40% всех контейнеров, которые каждый год доставляют в порт примерно 5000 судов, обрабатывается именно здесь. В настоящее время операции по перевалке грузов осуществляют 18 контейнерных причальных кранов-перегружателей, которые обеспечивают производительность 2,6 млн. стандартных контейнеров (в 2005 г.).
Сегодня у портового терминала вырисовываются новые перспективы, связанные с его реконструкцией, которая должна обеспечить более высокий уровень автоматизации погрузочных работ. В первой фазе реконструкции терминала известная шведская компания Kalmar Industries по заданию фирмы Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA) должна оснастить СТВ 15-ю автоматическими козловыми контейнерными кранами (ASС).
Она же отвечает за внедрение системы управления работой терминала, которая уже в недалеком будущем будет вестись в полуавтоматическом режиме. К 2015 г. запланировано постепенно увеличить парк ASС до 90 ед. техники фирмы Kalmar. До того времени большая часть СТВ должна быть организована как блочный склад: 30 пятиярусных блоков штабелей по 10 контейнеров в ряду имеют длину 44 TEU (330 м). Каждый блок будет обслуживать по два небольших ASC, a также один более широкий и более высокий автоматический козловой штабелеукладчик, который может проходить над меньшими устройствами с поднятым грузом. Все штабелеукладчики двигаются по отдельным рельсам и в пределах блока могут свободно маневрировать. Автоматизация терминала, обслуживаемого до настоящего времени в основном обычными автоконтейнеровозами, рассматривается как превентивное мероприятие фирмы, которое к 2015 г. сможет обеспечить ожидаемое удвоение перевалки на СТВ – с 2,6 млн. TEU в 2005 г. до примерно 5,2 млн. TEU.
Тримодальная установка перевалки контейнеров фирмы GVZ в порту Нюрнберг-Рот обслуживается двумя новыми козловыми кранами по перевалке контейнеров с телескопическими цанговыми спредерами фирмы DSD Hilgers Stahlbau GmbH (Rheinbrohl). При пролете 39,8 м скорость движения крана составляет 120 м/мин, а грузоподъемность спредера – 41 т. Краны снабжены системой измерения пути, которая, по данным фирмы, обеспечивает точность ±2 см при движении тележки и менее чем ±10 см при движении крана. Таким образом, оказывается возможным точно остановить кран (в полуавтоматическом режиме) у заранее запрограммированного места размещения контейнера. Установленная на кране система управления удобна как для работы крановщика, так и ремонтника. Конструкция оборудования предусматривает разъемы для подсоединения к системе управления всем терминалом. На 2006 г. в портфеле заказов фирмы DSD Hilgers намечен выпуск еще двух кранов по перевалке контейнеров с телескопическими цанговыми спредерами. Одна из этих моделей будет иметь двусторонние консоли.
На старте новое поколение
Отметившая юбилей компания Gottwald Port Technology (Дюссельдорф), основанная в 1906 г., презентует новое поколение портовых кранов «Safe of the Art». Этот производитель, известный своими комплексными решениями в области автоматизации перевалки контейнеров, а также современной крановой техникой с дизель-электрическим приводом, грузоподъемностью до 200 т и вылетом до 56 м, недавно представил 6-ю, 7-ю и 8-ю модели портовых кранов, которые базируются на едином конструктивном принципе и концепция которых распространяется на рельсовые и понтонные портовые краны. Новое оборудование, которое должно прийти на смену моделям мобильных портовых кранов НМК 330 Е, НМК 330 EG, HMK 360 Е и НМК 360 EG, включая соответствующие модели рельсовых и понтонных портовых крановых моделей, предлагается в различных вариантах исполнения и может иметь разную конфигурацию. Помимо прочего в новых кранах имеются технические новшества и особенности, например управление по радио. Интересно, что еще до официальной презентации на рынке четыре мобильных портовых крана нового, 5-го поколения уже начали работать в Италии и Бельгии.
На каждое требование – оптимальное решение
Если автоматизированная технология призвана прежде всего повысить производительность терминалов, то от контейнерных погрузчиков требуются еще высокая функциональность и гибкость.
Немецкая компания Liebherr давно известна своей склонностью к инновациям. Эту характерную особенность компании в очередной раз продемонстрировал сравнительно недавно созданный ричстакер LRS 645 грузоподъемностью 45 т. Эта модель способна штабелировать контейнеры на высоту до шести ярусов и продолжает завоевывать все более сильные позиции в портовых терминалах Европы.
Как известно, отличительными характеристиками этого перегрузочного оборудования завода Liebherr-Wеrk Nenzing GmbH среди прочих являются изогнутая телескопическая стрела, гидростатический привод, а также система демпфирования, которая уменьшает вибрацию при работе. Вскоре LRS 465 должен дебютировать на азиатском рынке – в новом порту Сайгона (Вьетнам). Два новых ричстакера являются частью программы по расширению контейнерного терминала Cat Lai в г. Хошимин, где для перегрузки контейнеров уже применяют причальные краны Liebherr моделей CBW, CBB и CBG грузоподъемностью 36 т и с вылетом стрелы 36,5 м.
На верфи Peene Wolgast, напротив, ориентируются на мобильный портовый кран LHM320 фирмы Liebherr. Шасси крана имеет отдельные приводы на каждую колесную пару, включая гидравлические цилиндры, благодаря этому обеспечивается хорошая маневренность и небольшой радиус поворота и одновременно компенсируются неровности дороги. Кран грузоподъемностью до 104 т может при максимальном вылете 43 м осуществлять обработку 13 рядов контейнеров. При смене грузозахватных органов с помощью этого оборудования можно вести операции с сыпучими материалами и тяжелыми грузами.
Краны-гиганты в Австралии
С увеличением водоизмещения судов растут грузоподъемность и габариты подъемных кранов, используемых для перевалки контейнеров. Два контейнерных крана-перегружателя, самые высокие из всех подъемных кранов, которые стоят вдоль береговой линии Австралии, уже в собранном виде были доставлены из Китая в начале декабря прошлого года на терминал Toll Group’s Patrick (порт Брисбен). Высота каждого крана стоимостью 9 млн. австралийских долл. – 108 м (это высота 20-этажного здания), грузоподъемность – 75 т, собственная масса – 118 т. Подъемные краны изготовлены расположенной в Шанхае компанией Zhenhua Port Machinery – одним из самых крупных производителей кранов-перегружателей и козловых контейнерных кранов на пневмошинах. В ZPMC работает свыше 800 инженеров, ее продукция поставляется в 54 страны и региона мира более чем 120 портам. Такие подъемные краны позволят заходить в наиболее быстро растущий австралийский порт самым большим из всех существующих сегодня судов post panamax. Для разворота судов этого класса в акватории порта требуется не менее 640 м, что могут обеспечить лишь немногие гавани мира. Семь подобных контейнерных кранов также недавно поставлено портам Фримантла (Fremantle), Сиднея и Мельбурна. Краны намечено ввести в эксплуатацию в начале 2007 г., на их монтаж уйдет 6…8 недель.
Контейнерные погрузчики
Фирма Linde Material Нandling (Ашаффенбург) известна не только техникой для обработки грузов на поддонах, но и самым большим из всех использующихся в Германии вилочным погрузчиком, который обеспечивает транспортировку крупногабаритного оборудования, промышленных установок, а также чугунных и стальных изделий массой до 46 т в гавани Гамбурга. С началом выпуска контейнерных погрузчиков Linde вступила в настоящую гонку, которую устроили производители техники по перегрузке контейнеров. Последние модели этой техники с успехом продемонстрированы на крупнейшей международной выставке интралогистики СеМАТ, прошедшей в Ганновере (ФРГ) в 2005 г.
Контейнерный штабелер модели С80 способен устанавливать один на другой до шести порожних контейнеров. Для оснащенного поворотным спредером (угол поворота 280°) ричстакера Linde C4535 (вся серия включает 7 моделей) при собственной массе 76 т не составляет труда поднять из первого ряда штабеля высотой до пяти ярусов контейнер размером 9'6"х40' и массой 45 т, а из второго ряда (до четырех ярусов высотой) – контейнер массой 35 т. Такие возможности обеспечивает силовой агрегат машины – 11-литровый дизель с крутящим моментом 1700 Н·м.
Первый образец из новой серии контейнерных штабелеров Hyster был поставлен в порт Queensland, принадлежащий компании Brisbane Corporation. Модель H22.00XM-12EC грузоподъемностью 9 т может работать одновременно с двумя контейнерами размерами 6'x8'6" или 5'x9'6". Фирма Hyster – подразделение группы NMHG, штаб-квартира которой расположена в Кливленде (шт. Огайо). Серия контейнерных штабелеров включает четыре модели грузоподъемностью 16…22 т, изготовленные на заводе NMHG в Nijmegen (Нидерланды). Усовершенствования коснулись одновременно эргономики и обзора зоны обработки груза, эксплуатационной надежности и производительности, которую повысили, установив более мощные двигатель и трансмиссию. Спредеры машин в базовом исполнении оснащены системой reefer correction, обеспечивающей более быструю обработку грузов. По крайней мере дюжина заказов на новые модели уже получена из Филиппин, Вьетнама, Сингапура и Малайзии.