Система FORMAT – новое сервисное решение для ремонта стеллажей
Сервисные услуги – ключевой фактор поддержки и развития рынка стеллажного оборудования. Но, к сожалению, при всей актуальности задач по ремонту стеллажей их решение далеко не всегда оказывается экономичным и эффективным.
В большинстве случаев такие проблемы решаются заменой поврежденных элементов. Это подразумевает закупку новых комплектующих, их доставку и работы по замене, что, в свою очередь, сопряжено со сложной организацией ремонтного процесса. Для успешного решения указанной задачи необходимо учитывать следующее.
1. Объем закупки и срок поставки комплектующих. Иногда срок поставки комплектующих затягивается и в течение периода ожидания количество поврежденных элементов на складе увеличивается.
2. Соотношение объема закупки к стоимости транспортировки. Например, даже для доставки одной-двух стоек высотных стеллажей требуется заказывать длинную фуру.
3. Даты и время проведения работ. Ремонт стеллажей всегда в большей или меньшей степени тормозит основные складские бизнес-процессы, и чем он масштабнее, тем сильнее этот конфликт задач.
4. Предоставление или аренда вспомогательной техники. Заказчик не всегда охотно позволяет использовать свою технику, а аренда у сторонних организаций не всегда оправданна и выгодна, поскольку ее время обычно меньше минимального срока аренды.
5. Разгрузка ремонтируемых стеллажей. Задача поиска места для временного хранения снятых палет с товаром ложится на плечи заказчика. Найти время для всех этих перемещений не всегда легко, что может привести к конфликту с исполнителем.
К перечисленным проблемам добавляются финансовые затраты и сроки выполнения ремонтных работ. Масштаб всех этих сложностей нарастает в период «высоких сезонов» у тех или иных компаний (в первую очередь ритейлеров), когда товародвижение на складе ускоряется, и интенсивность работы со стеллажами повышается.
Для ускорения и упрощения ремонта стеллажей используются разные методы. И если до сегодняшнего дня в России основным была замена старого на новое (не считая попыток кустарного ремонта путем наваривания стальных полос или уголков на поврежденные несущие элементы), то за рубежом уже длительное время используются более удобные способы. Существуют компании, которые занимаются производством и установкой специальных сварных или сборных узлов, имитирующих геометрию рам: поврежденные участки стоек срезаются, а на их место устанавливается своеобразный «протез». Так, на российском рынке в последнее время появилась система «Робусто», в основе которой лежит описанный выше принцип. О преимуществах и недостатках такой технологии можно спорить, но пока в России она не нашла широкого применения.
Другой способ, на который хотелось бы обратить особое внимание, – это применение специального устройства для выправления деформации стоек стеллажей. Впервые такой метод ремонта был предложен несколько лет назад голландским инженером Хансом Славенбургом. Метод предполагает использование механико-гидравлического пресса особой конфигурации, выдавливающего поврежденный участок стойки в исходное положение, благодаря чему практически полностью восстанавливается геометрия профиля. Но, несмотря на достаточно активное и успешное использование этого оборудования в Европе и мире, компания Славенбурга в России не представлена.
В 2015 г. целью создания оборудования на аналогичных принципах задалась российская компания «ЭкоСклад», специализирующаяся на комплексных сервисных решениях для заказчиков. Имея несколько крупных и долгосрочных контрактов по ремонту высотных стеллажей, сотрудники компании – с подачи заказчиков – взяли курс на разработку сервисного решения, которое, с одной стороны, снижало бы расходы на ремонт, а с другой, упрощало его и минимизировало подготовительные процессы.
Для проектно-конструкторских работ были задействовано государственное конструкторское бюро, а также независимая испытательная лаборатория. Изготовлены опытные образцы оборудования и оснастки, проведены тестовые заводские и натурные испытания, отработаны их геометрические и прочие характеристики. Не обошлось и без замечаний заказчиков, что пошло только на пользу конструкторскому решению. На изделие, получившее наименование FORMAT, была подана заявка на патент. Оно было запущено в серию после того как в конце 2016 – начале 2017 года прошло успешные испытания, а преимущества применения технологического мобильного ремонтного комплекса стали очевидны. К последним относятся:
- отсутствие затрат на закупку и доставку комплектующих;
- короткий срок восстановления: полный цикл ремонта одной стойки занимает в среднем 5–10 мин;
- ремонт не влияет на работу склада;
- стеллажи не требуют разгрузки;
- ремонт выполняется силами одного–двух человек.
При разработке FORMAT конструкторы ориентировались в первую очередь на образцы стеллажного оборудования, которые массово присутствуют на российском рынке и используются для высотного хранения, т.е. на широкопрофильные стойки (100–130 мм) с толщиной металла 2–2,5 мм разных производителей («Кифато», Mecalux, ФЗМ и др.). Для комплекса по индивидуальным проектам были изготовлены матрицы и пуансоны, рассчитано усилие, необходимое для исправления деформаций в двух векторах (фронтальная и боковая). Таким образом удалось достичь восстановления геометрии в пределах 97–98% и привести ее в соответствие с допусками по ГОСТ Р 55525-2013. Компьютерные расчеты показали, что потеря прочности при этом незначительна и зависит только от глубины первичного повреждения. Сильные деформации, безусловно, требуют замены стоек. Однако легкие и средние повреждения, число которых может доходить до 70–80% общего количества деформаций, без труда исправляются комплексом FORMAT. Существенным обстоятельством является и то, что данная технология позволяет восстанавливать поврежденные стойки для хранения и использования их в дальнейшем в качестве ремонтных комплектов.
Интерес к комплексу FORMAT определяется удобством его применения и невысокой стоимостью работ. Для большинства российских компаний, использующих стеллажи, подобные сервисные решения просто незаменимы, и в ближайшем будущем они займут достойное место на рынке услуг.